«Созданы все условия для комфортного пребывания». Что предлагает лучший в Беларуси дом-интернат для детей с инвалидностью?
В марте Министерство труда и социальной защиты подвело итоги республиканского смотра домов-интернатов для престарелых, инвалидов и детей с инвалидностью. По решению комиссии в 2021 году лучшим в Беларуси был признан Гомельский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития. Узнаем, какие возможности предоставляет учреждение для своих постояльцев.
Шаг к новым возможностям
Гомельский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития был открыт в 2011 году. Первоначально учреждение состояло из 6 домов для проживания и рассчитывалось на 64 человека. В 2021 году на базе интерната был открыт корпус, который дал новые возможности для работы. Сейчас в дом-интернате 140 человек: 75 ребят проживают круглосуточно, 65 находятся на дневном пребывании. С воспитанниками работает 115 квалифицированных специалистов.
– Гомельский дом-интернат для детей с инвалидностью – уникальный в республике проект, где созданы все условия для комфортного пребывания. Во-первых, он находится в черте города, что дает дополнительные возможности для социализации. Учреждение построено по инициативе и при финансовой поддержке католической благотворительной организации «Каритас». Также активно сотрудничаем с православной церковью. Проживание и воспитание осуществляется в семейных группах. Благодаря новому реабилитационному корпусу мы смогли организовать дневное пребывание, – рассказала Галина Долгополова, директор Гомельского дома-интерната для детей-инвалидов.
Хотя интернат предназначен для детей, после своего совершеннолетия ребята могут дальше остаться в данном учреждении. Самому младшему воспитаннику 4 года, самому старшему – 36. В основном постояльцы имеют тяжелую форму инвалидности: не могут самостоятельно передвигаться, 90% ребят не владеют вербальным общением.
«Они проводят время, как семья»
Воспитанники, которые находятся в интернате на круглосуточном пребывании, живут в спальных домах. Здесь проживание организовано по семейному типу. В двухэтажных коттеджах совместно живут взрослые и дети, передвигающиеся и не передвигающиеся самостоятельно ребята, в одном из домов вместе проживают мальчики и девочки. В каждой из комнат – по 2 или 3 человека.
– При заселении мы не акцентируем внимание на тяжесть нарушений и возраст. В одном доме могут одновременно жить постояльцы как 4 лет, так и 36. Это приносит свои результаты: они заботятся друг о друге, старшие помогают младшим, передвигающиеся самостоятельно тем, для кого это является сложностью. Они проводят время, как семья, – отметила директор.
На первом этаже поселились воспитанники с тяжелой степенью инвалидности, которые не могут передвигаться. На втором – более мобильные ребята. Каждый домик, помимо спален, оборудован санузлом, игровой и общей комнатами, кухней. Ребята не ходят в общую столовую, а питаются вместе на своей кухне. Круглосуточно с постояльцами находятся специалисты.
Разносторонняя помощь и индивидуальный подход
Первую половину дня ребята проводят в новом реабилитационном корпусе, где проводится работа по 4 направлениям: психолого-педагогическая коррекция, социально-бытовая и медицинская реабилитации, трудовая терапия и профориентация. Образование получают в учебных классах, где педагоги для каждого ученика подбирают индивидуальный подход, основываясь на особенностях ребенка.
– У меня в классе 4 человека. У всех разные диагнозы: ДЦП, аутизм и другие. По программе ЦКРОиР занимается большинство ребят, троим из класса я проводила диагностику и на основе нее делала индивидуальный подход. В классе есть девочка, которая по возрасту должна быть в 5 классе, но обучается по программе 1-2, так как пока не способна на большее. Один мальчик не слышит, поэтому при обучении основываюсь только на визуальном объяснении информации, – уточняет Евгения Радченко, учительница.
Каждую неделю занятия посвящены определенной теме: солнце, животные, деревья и другие. В праздничные дни уроки проводят по теме текущего праздника. Для ребят, владеющим только невербальным общением, программу объясняют с использованием визуализации: карточек с картинками, пиктограмм, жестов. На занятиях ученики могут рисовать на сенсорной доске, лепить из пластилина, изучать предметы темы занятий на небольших моделях.
В учреждении функционируют мастерские. В швейной изготавливают игрушки, сумки, шарфы и другие вещи. У воспитанницы Екатерины Тимошенко свое дело – она шьет наряды для кукол по собственным эскизам. В гончарной мастерской лепят фигурки из глины, там же занимаются резьбой по дереву. В художественной студии воспитанников обучают мыловарению, батику (роспись по ткани), из которой позже шьют палантины. На кухне готовят ребята с разной тяжестью инвалидности. Пользоваться компьютерной техникой учат в классе, оборудованном профессиональным принтером, компьютерами, брошюровщиком.
– Многие работы воспитанников успешно продаются. К праздникам у нас много покупателей: сувениры в подарок приобретают предприятия, компании. В обычные дни люди покупают поделки себе домой или в подарок близким. Кроме того, в компьютерном классе мы оказываем полиграфические услуги: печатаем конверты, открытки, календари, блокноты, подарочные пакеты и другое, – добавила Галина Долгополова.
В кабинетах медицинской реабилитации проводят лечебный и логопедический массаж, гидротерапию, лечебную физкультуру, физическую терапию на современных тренажерах. С ребятами работают психолог и логопед. При центре открыта сенсорная комната, оборудованная световыми и звуковыми элементами, водяным матрасом, сухим бассейном, мягкими креслами, тактильной панелью.
После занятий ребята, находящиеся на круглосуточном пребывании, отдыхают в своих комнатах в спальных домах. Там они могут проводить время в игровой комнате или уделить его личным интересам. В теплое время года есть возможность для отдыха на свежем воздухе. На территории расположены детские площадки, беседки. Летом у домиков устанавливают небольшие бассейны, выставляют столы для тенниса. На стадионе можно играть в футбол или баскетбол, заниматься на турниках.
– Для нас огромное счастье и большая ответственность – работать с детьми с инвалидностью. Понимаем, что никакая специальная подготовка, тренинги, упражнения не помогут ребенку, если для него нет главного – живого мира. Своей работой мы позволяем детям в соответствии с их возможностями участвовать в различных сферах жизни. Нужно видеть в них обычных людей, личностей, правообладателей, а не только получателей благотворительности, – уверена директор.
Валерия Кабак
Фото автора
Комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.