Соблюдайте тишину. Сотрудники крупной торговой сети рассказали, как работают «тихие кассы» и как получить работу слабослышащему

В сети магазинов «Соседи» в 2017 году был запущен проект «Тихие кассы», в рамках которого слабослышащие и глухие люди могут овладеть профессией «контролер-кассир» и получить рабочее место в одном из магазинов торговой сети. Сотрудники компании рассказали, как устроиться на работу, как проходит процесс обучения, адаптации и возможно ли получить повышение.
Как устроиться на работу?
Подготовка кассиров с инвалидностью проходит в отделе обучения, который расположен в одном из магазинов. В основном туда приходят студенты Минского государственного колледжа электроники на практику. В течение недели ребята проходят обучение. Сначала изучают теоретический материал, специально адаптированный для таких людей при помощи сурдопереводчика. Затем они отправляются на практику в торговый зал: знакомятся с ассортиментом, ценами, учатся работать с кассовым аппаратом и общаться с покупателями.
– Освоиться ребятам помогает наставник. Он наблюдает за действиями стажера, помогает в трудных ситуациях. Покупатели тоже входят в положение: видят таблички «Тихая касса», «Работает стажер» и понимают, что обслуживание происходит медленнее. Освоиться получается у каждого по-разному. Один уже на третий день стажировки самостоятельно работал на кассе, а кому-то нужно уделять немного больше внимания и помогать, – сказала Наталья Петренко, специалист по обучению персонала.
После практики обучающиеся определяются, подходит им эта работа или нет. По словам Натальи, большинство стажеров остается работать в дальнейшем в магазинах сети. А некоторые отказываются: «Считать чужие деньги – это не мое». Так, на практику в этом году приходили студенты из Минского радиотехнического колледжа. Некоторые кандидаты на должность контролера-кассира приходят по рекомендациям знакомых из числа слабослышащих. В 2021 году из шести таких кандидатов стали сотрудниками четверо.
Распределять на работу по торговым объектам стараются туда, где уже есть слабослышащие контролеры-кассиры со стажем. Это делается для того, чтобы они могли эффективнее помогать новоиспеченным кассирам адаптироваться на рабочем месте.
Особенности работы
Общаться с покупателями «тихим» кассирам все же приходится: нужно предложить пакет, уточнить наличие бонусной карты. Делают это сотрудники в основном при помощи жестов: молча указывают на пакет или показывают карту. Наталья Петренко отметила, что некоторые глухие кассиры даже учатся дома говорить.
– Есть такие случаи, когда кассиры с нарушением слуха начинают улучшать свои коммуникативные навыки, лучше артикулируют. Они заучивают название бонусной карты и на кассе говорят его клиентам, – добавила Наталья.
По словам Натальи, слабослышащим людям приходится преодолевать различные барьеры, в том числе и социальные, сталкиваются они с ними и на работе, но они стараются разобраться в проблеме и все преодолеть. Проект развивается, в супермаркетах появятся новые «тихие кассы». В основном у «тихих» кассиров сложились хорошие отношения: многие специально идут именно к ним.
Старший кассир Ирина Костюкевич отметила, что при работе конфликты между покупателями и кассирами с нарушением слуха возникают нечасто. Но есть проблема: клиенты не всегда замечают табличку «Тихая касса». Покупатели начинают разговаривать с «тихими» кассирами, возникают недопонимания и конфликтные ситуации. Чтобы оперативно решать возможные вопросы, слабослышащий кассир работает рядом со слышащим коллегой. Слышащие сотрудники объясняют покупателям принцип работы данной кассы, конфликт исчерпывается. Однако кассиры на «тихих кассах» стараются решать все вопросы самостоятельно.
Анастасия Шалуха имеет нарушение слуха и работает кассиром в магазине уже 8 месяцев. Девушка призналась, что на рабочем месте особых трудностей не испытывает и легко находит контакт с покупателями и коллегами. «Некоторые сложности создает масочный режим. Мне приходится просить покупателей опустить маску, чтобы прочитать вопрос по губам», – признается Анастасия.
Один из покупателей отозвался о работе «тихих касс» так: «Отношусь к данному проекту максимально положительно. Не вижу разницы между обычной кассой и «тихой». На каждой из них получаю одинаковое по качеству обслуживание».
Карьерный рост
Для слабослышащих сотрудников в магазине также предусмотрен карьерный рост. Не все остаются работать за кассой, со временем меняют должность. Те, кто хорошо осваивается в коллективе, в полной мере выполняют должностные обязанности и имеют подходящую специальность, могут стать операторами, бухгалтерами или сотрудниками службы поддержки.
– Некоторые ведут себя первое время сконфуженно, долго привыкают к покупателям и их вопросам, должностным обязанностям. Но большинство быстро вливается в коллектив и саму работу, не противятся другому виду деятельности, могут пойти работать в торговом зале. Таким сотрудникам могут предложить повышение, – отметила Ирина Костюкевич.
Валерия Кабак
Фото автора
Комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.