Помощь в развитии коммуникации для людей с нарушениями речи

Поддержи

Рубрика : Эксклюзив.

Информационный проект волонтера с ДЦП Ивана Бакаидова об основах коммуникации затрагивает базовые принципы общения и разрушения комплексов на фоне того, что людям с инвалидностью приходится иногда просить посторонних о помощи.

В этом вопросе главное не проводить грань между человеком, который общается только вспомогательными средствами, и человеком, который говорит. В таком подходе эксперт уверен, и он отмечает, что использует мычание, когда у него есть все средства коммуникации. Он сам может разработать новые.

Сейчас разговор пойдет о том, как человек общается и что такое коммуникация. Многие сразу хотят разобраться в сложных устройствах, научиться управлять чем-либо с помощью взгляда. Но если человек не знает, как сформировать мысль, если не понимать, как этому научить и научиться, то ему ничего из этого не поможет. Навыки коммуникации перевешивают устройства коммуникации.

Среди навыков: формирование высказывания, инициатива, выбор собеседника, понимание причинно-следственных связей. Устройствами же будут планшеты, айтрекеры, говорящие кнопки.

Что же такое коммуникация? Это действие одного человека, которое вызывает реакцию других людей. Неважно, осознанно это происходит или нет. Изъясняется ли человек на конкретном языке либо показывает карточки. Если человек носит какую-то футболку с надписью – это тоже коммуникация.

Она намного глубже нажимания кнопок. Коммуникацию разделяют на осознанную и неосознанную, общедоступную и узкодоступную, словесную и несловесную, быструю и медленную. Выделяют и ряд других характеристик.

Неосознанной коммуникацией называют ту, которая происходит без расчета на обратную реакцию. Например, маленький ребенок начинает плакать от дискомфорта. Когда его укачивают и успокаивают, он получает один из первых в жизни уроков коммуникации. Ребенок замечает, что если плакать, то приходит мама. Так появляется осознанная коммуникация.

Ребенок чуть постарше, упав и испытав боль, сначала ищет глазами маму, устанавливает с ней зрительный контакт, а потом начинает плакать. Ему уже важно иметь собеседника, так как он знает, что ему нужна реакция.

Если мы говорим о ребенке с какими-то нарушениями, то очень важно дать ему понять, что даже те несколько звуков, которые он может сказать, имеют реакцию. Он будет осознавать причинно-следственную связь, начнет коммуницировать на очень простом для него уровне.

Для развития этого навыка можно играть в игры, построенные на вокализации, когда один звук значит одно, а другой – другое. Важно учить ребенка, что от разных звуков будут происходить разные действия. Его следует научить комбинировать эти звуки.

Следующий критерий – доступность. Узкодоступная коммуникация может использоваться только в кругу людей, которые в курсе вашего словаря. Например, Иван рассказывает, что он со своей девушкой условился, что если ему что-то не нравится, то он произносит «эй», а когда все хорошо, то «о». На улице же лучше использовать телефон с функцией трансляцией голоса, ведь незнакомые люди ваших звуков не поймут. Это очень важные бытовые слова, которые нужно говорить быстро, а не бежать за планшетом и писать.

К плюсам ее относят то, что короткими словами можно обозначать общирные вещи. Узкодоступная коммуникация не вызывает трудностей и не формирует ментальную привычку молчать и не участвовать.
Но она также может вызвать страх выйти за пределы семьи и сужает словарь высказываний до элементарных воспринимаемых понятий.

Общедоступная коммуникация понятна уже всем, хоть и занимает больше времени, чем простые звуки. Она позволяет общаться с большим количеством людей, но и требует больше усилий.

Ребенку сразу нужно объяснить, что люди не знают, как он общается дома. Поэтому его нужно научить базовому набору общепонятных жестов или других средств коммуникации. Или дать ему инструкцию для других с описанием того, как он общается. Табуировать домашний способ общения также нельзя.

/

Человек может общаться так, как ему удобно. Важно лишь, чтобы это было естественно и не возникало недопониманий. Можно предлагать и дополнять существующие способы коммуникации, но не разрушать имеющиеся навыки.

/

Если человек не может говорить, важно сформировать у него ощущение, что все коммуникативные действия формируют слова и высказывания. Он должен уметь совмещать свои жесты. Если может разговаривать, то для развития ребенка нужно на начальном этапе проговаривать действия.

Последний критерий – скорость коммуникации. Это очень размытое разделение. Важно учить детей тому, что их способы коммуникации занимают время. Их ждут. Поэтому и способ должен соответствовать моменту. Самый ценный навык – формулировать мысли кратко, без потери смысла. Нужно уметь предупреждать окружающих о своих особенностях и связанных с этим задержках. Уважая чужое время, человек должен осознавать, что и он имеет право на время, чтобы ответить или подготовиться.

Ольга Северина
Иллюстрация из открытых  источников

 

Присоединяйтесь к нам! Telegram Instagram Facebook Vk

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

К сожалению, мы обязаны идентифицировать Вас, чтобы разрешить публиковать отзыв.

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.