Филантроп с особенностями слуха создал первый в Беларуси таксопарк для водителей с такой же проблемой

Потерять слух. Но не потерять веру в себя. Найти достойную работу. И научить ремеслу других. Встречайте, Вячеслав Гринюк. Человек, который поменяет ваше представление о таксистах. Потому что он создал первую в Беларуси сеть водителей такси с нарушениями слуха.
Немного биографии
Вячеслав родился в Витебске. С двух лет начал терять слух, затем врачи диагностировали недоразвитие речи. Переехал в Минск в специальный ясли-сад для детей с нарушениями слуха и речи. Затем учился в специальной общеобразовательной школе № 13 Минска для детей с нарушением слуха.
С детства любил спорт. Стал мастер спортом по баскетболу среди неслышащих спортсменов, а также лучшим футболистом. Много медалей и дипломов по разным видам спорта.
По окончании школы пошел в столярное училище. После него решил пробовать себя на заводе в тяжелых условиях труда. Шесть месяцев поработал и ушел.
Устроился печатником на УП «Виток». Параллельно учился на заочном в Белорусский государственный университет физической культуры. Затем был Минский тракторный завод. Три месяца проработал токарем. И опять ушел:
− Я понимал, что все это было не мое, что надо разрывать замкнутый круг. В тот момент решил кардинально менять жизнь. Но без высоких размышлений о том, «кем стать». Потому что для нас, неслышащих людей, в то время действовали ограничения по допуску к работе.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Выбирать приходилось из списка по рекомендации МРЭК.
Неслучайная случайность
Вячеслав уехал в Москву. Тогда как раз появился агрегатор UBER, сейчас это сервис Яндекс. Такси. Иностранная компания, неслышащие водители допускались к работе и – более того – проходили адаптацию к работе. Сначала в сервис устроился один водитель, затем их стало пять.
− Нас принимали и понимали, − вспоминает Вячеслав.
/
Бывали клиенты, которые когда впервые видели нас, впадали в легкий шок. Но со временем и сам привыкаешь к реакции. Да и люди с большим пониманием стали относиться. По сути, какая разница, слышащий что и неслышащий приехал и отвез куда надо?
/
Возвращение домой
Когда я вернулся из Москвы в Минск, решил остаться жить в столице. Москва за пять лет меня многому научила. И общаться свободно, несмотря на то, что нет слуха. И воспроизводить речь, так как там я старался и слушать, и говорить, потому что это было связано с работой.
С 2017 года я 2 месяца поработал водителем в службе Uber в Минске. Затем открыл ИП, чтобы учить водителей с такой же проблемой и объяснять им, как правильно работать с приложением, общаться с клиентом и ценить его.
Сейчас Вячеслву 36 лет. И он совладелец и директор транспортного предприятия, которое стало официальным партнером электронного сервиса по поиску перевозчика. В подчинении − около ста неслышащих водителей по всей стране, в том числе из Гродно, сообщает newgrodno.by.
Вячеслав получил права в 18 лет. Белорусское общество глухих организовало курсы вождения в сопровождении сурдопереводчика. Водит аккуратно, за 18 лет в ДТП не попадал. Когда открыл ИП по перевозке и подключился к платформе, за год работы вместе с еще одним неслышащим водителем вошёл в число 24 лучших водителей сервиса. Наравне со слышащими!
Работать стало гораздо проще, когда в январе 2019 года нам разрешили работать в такси. Вячеслав пояснил:
− Если у человека с ограничениями по слуху есть есть водительские права, если он ездит сам и возит родных и знакомых, почему он не может работать водителем?
До этого медицинская комиссия выдавала допуск только к вождению личных автомобилей. Белорусское общество глухих и ранее вносило предложения по поводу расширения сферы пользования транспортными средствами для инвалидов по слуху. И вот полтора года назад рабочая группа, куда входили представители Минздрава и ГАИ, пришла к выводу, что весомых оснований отказать в праве водить, чтобы заработать, нет.
Трудности перевода
Яндекс. Такси в этом направлении тоже активно помогает, развивает технологии. Мобильное приложение адаптировано для слабослышащих и глухих. Привычные нам звуковые маркеры заменены на вибросигнал с миганием. Вместо звонков заказчику по телефону водители использует чат. Тот, кому адресовали заказ, нажимает значок «принять», а по прибытии на место − значок «на месте». Сумма оплаты тоже высвечивается на экране.
Кстати, информация о том, что вас будет везти водитель с нарушениями слуха, поступает после заказа. В салоне автомобиля всегда имеются соответствующие обозначения.
С клиентом общаться легко. Кроме того, есть блокнот, который выручит в сложной ситуации.
Как директор фирмы по оказанию услуги автомобильных перевозок пассажиров, скажу, что работа отнюдь не легкая. Здесь нужны стальные нервы, психологические навыки объяснить водителям, что клиенты бывают разные. Их тоже нужно понимать и по-разному с ними общаться.
В основном клиенты довольны. С коллегами общаемся на жестовом языке. Ежечасно поступают звонки по видеосвязи, где я объясняю, как и что делать в непростой ситуации.
А если клиент пьян или агрессивен? Вячеслав говорит, что в таких случаях нужно обращаться в круглосуточную службу приема сообщений для людей с нарушениями слуха, которая базируется в Минске. Связь по видео и через чат. Дежурный сурдопереводчик перезванивает в милицию.
Водителям легко работать, когда есть постоянная техподдержка — и со стороны коллег, и со стороны правоохранительных органов. Как и говорил, мы работаем с сервисом Яндекс. Такси. По просьбам белорусских водителей объединение yandex.taxideaf_belarus изготовило наклейки, которые светится в темноте. Удобно для ночных смен и в зимний период.
Несколько усложнила нам работу ситуация с коронавирусом. Вячеслав объясняет:
− Мы привыкли читать речь пассажира по губам. Маска закрывает рот, и мы не понимаем, что говорит клиент. Просим временно приспускать маску или писать на бумаге или в смартфоне.
Есть ли вакансии в такси
В любом городе, не только в Гродно или Минске, неслышащие водители могут обратиться к нам за консультацией и трудоустройством.
Когда Вячеслав открывал службу поддержки таксистов с нарушениями слуха, он не знал, что, меняя к лучшему свою жизнь, он изменит жизни других людей. И не говорите после этого, что бизнес и социальная польза несовместимы. Еще как совместимы. Было бы желание.
Узнайте больше о жизни движения Яндекс. Такси для глухих и слабослышащих в Беларуси можно в блоге сообщества в Инстаграме.
Комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.