«Я пишу себя потому, что много времени провожу в одиночестве». История любви и страданий Фриды Кало

О Фриде Кало мы знаем много. Как минимум, хотя бы раз смотрели знаменитый фильм с Сальмой Хайек или видели картины с изображением густобровой брюнетки. Но жизнь и творческий путь мексиканской художницы – это не только брак с живой легендой Диего Риверой и бесконечные причудливые автопортреты. За картинами Кало скрывается боль и мучения одной из немногих женщин, которым удалось оставить след в истории живописи.
Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Фриде
Жизнь Фриды Кало – это череда роковых случайностей, которые в конечном счете привели к раскрытию таланта художницы. В 6 лет Фрида перенесла полиомиелит, после которого на всю жизнь осталась с хромотой. Из-за болезни правая нога Кало стала тоньше левой – эту особенность впоследствии художнице пришлось скрывать с помощью одежды.
К сожалению, на этом неприятности не закончились. В 17-летнем возрасте Фрида попала в серьезную аварию. Автобус, на котором ехала Кало, столкнулся с трамваем. Вообще, этого могло и не произойти, если бы Фрида не пересела на другой автобус. В результате аварии девушка получила очень серьезные травмы: тройной перелом позвоночника, перелом ключицы, сломанные ребра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленная и вывихнутая правая стопа, вывихнутое плечо. Кроме того, ее живот был проколот металлическими перилами. Кало около года была прикована к кровати, а потом вплоть до своей смерти регулярно подвергалась медицинским обследованиям и длительным операциям.
У таких неприятных обстоятельств была и хорошая сторона: именно во время реабилитации после аварии Фрида впервые потянулась к краскам и кисти.
Любимый пес, любимая вещь
Фрида всегда говорила, что в ее жизни было две аварии: «Одна – когда автобус врезался в трамвай, другая – это Диего». Брак с темпераментным мексиканским художником Диего Риверой, который уже на момент знакомства с Кало был культом, стал отправной точкой. Взаимоотношения с Риверой поставили на рельсы целый локомотив эмоций, чувств и боли. Фрида то бесконечно любила живописца, то вступала в отношения на стороне, дабы отвлечься от разрушительного воздействия Риверы.
/
«Она обращалась с ним, как с любимым псом, – вспоминала одна из подруг. – Он с ней – как с любимой вещью». Характер Фриды требовал бури, мятежа и страсти – она находила это в муже, в живописи и в самой себе.
/
Диего сильно влиял на художницу. Первые работы Фриды напоминали полотна времен Возрождения, которые после все больше и больше пропитывались духом мексиканского национализма (а его ой как воспевал Ривера). На картинах Кало магическим образом стали появляться индейские мотивы, сочетания цветов и крови, пышные ленты и кружева. Дикие и пестрые работы Фриды невозможно было трактовать ни как сюрреалистические (к чему очень стремился Андре Бретон), ни как образцы наивного искусства. Кало потихоньку стала создавать собственный стиль, который сочетал в себе немыслимое, но, главное – он носил ее облик.
Кровавые картины
Жизнь Фриды была полна контрастов. Возможно, девушке не хватало остроты ощущений, поэтому она восполняла недостаток поистине мексиканскими страстями в отношениях с Диего Риверой. Одно из ярких доказательств – это внешний вид Кало. Под влиянием Риверы она сменила любимые джинсы и куртки на пышные и пестрые юбки. Но в какой-то момент ей надоело однообразие, и Фрида стала комбинировать абсолютно несочетаемые вещи: блузки, юбки, аксессуары, соответствующие разным стилям и социальным слоям. Кало часто устраивала настоящие маскарады, но в итоге сделала эти сумасшедшие образы своей визитной карточкой. Да и на полотнах художницы костюмы занимают не последнюю роль. К слову, после развода с Риверой Фрида написала картину «Автопортрет с остриженными волосами». На нем изображен бунт художницы против желаний бывшего мужа: Кало одета в мужской костюм.
Историки называют серьезной попыткой выйти из-под влияния мужа желание Фриды иметь детей. Диего их категорически не хотел, а Кало видела в рождении ребенка возможность дистанцироваться от Риверы и с головой уйти в воспитание. Но, к сожалению, детские и юношеские травмы Фриды не дали ей возможности забеременеть и выносить ребенка. После череды неудачных попыток на свет появился не продолжатель рода, а серия кровавых картин.
Она началась с работы «Больница Генри Форда», на которой Фрида изобразила себя, лежащую в луже крови, и ребенка, который так и не родился. Кало была первой художницей, которая смогла честно и откровенно рассказать о женской боли, разрушительной и фатальной.
За что можно любить Фриду?
Несчастья Фриды не закончились после неудачных попыток забеременеть. Сразу же на женщину обрушились дополнительные переживания: смерть матери, роман Диего с ее младшей сестрой. Реакцией на происходящее стала знаменитая и грустная работа Кало «Немного маленьких уколов». На полотне легко угадываются порезанная Фрида и стоящий над ней Ривера.
На склоне жизни Кало ее творчество стало приобретать философское содержание. На полотнах художницы все чаще стали появляться стебли, корни, плоды. Так как стать матерью Фриде не удалось, она решила «усыновить» Диего Риверу, за которого повторно вышла замуж. Болезни не отступали, а только прогрессировали, лишая Кало последних сил и рассудка.
«Тревога, горе, наслаждение, смерть — это, по сути, один и всегда один способ существовать», – сказала однажды Фрида Кало. На ее долю выпало немало испытаний, в ряду которых и те, которые доставляли Фриде удовольствие.
/
Творчество мексиканской художницы – это не просто яркая вспышка, но и демонстрация того, насколько тяжелы бывают страдания, даваемые человеку свыше.
/
Сегодня Фрида ценна тем, что смогла конвертировать боль в произведение искусства и напомнить людям, что главное – это быть честным с самим собой.
Александра Камко
Комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.