«У меня есть план». История слабослышащей Елены Авсянниковой из Витебска

Поддержи

Елена Авсянникова до сих пор хранит сочинение на тему «Что там, впереди?», которое она написала в выпускном классе Витебской школы для слабослышащих детей. В нем девушка четко обозначила свой дальнейший жизненный путь: «…хочу стать закройщицей».

Еще дошкольницей Елена всячески примеривалась к бабушкиной швейной машинке, чтобы самой сшить одежки для кукол. Но взрослые, к огорчению Леночки, не могли тогда понять желания дочери. Мол, рано тебе, девочка, шитьем заниматься. Тем более на машинке. К тому же родители знали, что дочка плохо слышит. Где уж тут мечтать стать швеей или  закройщицей.

Лена, конечно, хотела «…Очень красиво одевать людей», как она и написала в своем сочинении. Знала, что придет к этому обязательно. Хотя и со временем. Вначале надо было выработать усидчивый, но неизменно «пробивной» характер. Оказавшись в шесть лет в Бобруйской школе-интернате для слабослышащих детей без мамы и папы, приходилось учиться защищать себя в непростых жизненных ситуациях, а для общения с детьми и воспитателями  начать учить язык жестов. Хватало и слез, и детских обид. Были и праздники. Но не такие, как дома с мамой. А чтобы «разрулить» любую сложную ситуацию, всегда на помощь детям приходили взрослые.

 – И в Бобруйске, и потом, уже в Витебской школе-интернате для слабослышащих детей у нас были хорошие воспитатели, – вспоминает сегодня Елена Александровна. – В Витебске, кроме совершенствования жестового языка, нас заставляли громко проговаривать все слова. Учили развивать речевые навыки. Мол, в любом случае это вам пригодится в жизни. И спасибо им за это! Педагоги и воспитатели все делали для того, чтобы мы после выпуска из школы могли как можно быстрее и легче влиться в любой рабочий коллектив.

Желание оправдать надежды родителей, которые так и остались жить в Шумилинском районе, да и уже выработанная привычка делать все скрупулезно, работать над уроками неспешно и рационально, помогали Елене учиться достаточно легко. И лучше одноклассников. Будучи пятиклассницей, она на пару с одноклассником уже вела концерты школьной самодеятельности. Как умела и могла, пела сама.

 – В школе я еще увлекалась и бегом, и прыжками в длину, и другими видами легкой атлетики, – рассказывает Елена Александровна. – Мы выступали и на школьных, и на городских соревнованиях. Ездили даже в другие города области. За достижения в спорте нас, четверых девочек и столько же мальчиков вместе с воспитателями направили по путевкам на отдых в Феодосию. Я тогда училась в шестом классе. Сколько радости у нас тогда было! Купаться и загорать на Черном море! Но намного позже я сломала ногу и от занятий спортом пришлось отказаться. Но я и сегодня для общего развития еще иногда бегаю. Стараюсь держать форму.

Когда в школе проходил конкурс «Театр Моды», Елена Авсянникова, найдя в журнале «Бурда» рисунок кроя, сама сшила в учебной мастерской свой первый сарафан. И, конечно, гордилась этим. Тот первый опыт очень ей пригодился потом, когда она решила поступать в Витебское швейное профтехучилище № 19 (теперь – колледж).

Попасть в него было очень не просто. Ведь никто не обязан был предоставлять какие-то льготы для будущей плохо слышащей учащейся. И Лена пошла к директору вместе с мамой. Беседовали долго и сложно. Не сразу, но тот все же согласился принять девушку на учебу. Более того, видя, как Елена, сжавшись в комок, чуть не плача, смотрит ему в глаза, директор предложил пойти учиться не просто на швею, а на портного-закройщика верхней одежды.

 – Мне приходилось всегда сидеть на первой парте, – вспоминает Елена Александровна, – чтобы лучше слышать, как и что разъясняет преподаватель. А иногда, просто в дополнение к рассказу, «читала» разговор по его губам. В группе все девочки меня понимали и поддерживали. Особенно благодарна мастеру Терезе Эдуардовне Казанской, которая учила меня азам профессии.

Во время практических занятий учащиеся иногда выполняли серьезные заказы. Шили верхнюю одежду. Даже зарабатывали кое-какие деньги. Хотя учеба и практика занимали много времени, студенты, как и присуще молодежи, находили силы для занятий художественной самодеятельностью. Пели, танцевали, проводили творческие вечера. А когда одногрупницы узнали, что Лена еще в школе-интернате была активисткой на культурной «ниве», они с радостью приняли ее в свои ряды. Елена не подвела подруг: впоследствии она даже придумала и исполнила на сцене свой оригинальный танец. И завоевала тогда первое место, получила премию от руководства. Окончив училище с красным дипломом, Елена хотела пойти работать в какое-нибудь швейное ателье Витебска.

Но 24 года назад ее направили на предприятие «Галант» ОО «БелОГ», где большинство работающих были неслышащими. Сначала Елена была контролером швейного участка, позже – лекал и материалов. Трудилась и на примерочном участке. В 2023 году она приняла участие в I Республиканском конкурсе профессионального мастерства среди работников с нарушением слуха в номинации «Швейное дело», который проходил в Барановичах, и вошла в шестерку лучших швей.

В детстве она любила рисовать, и это помогало при раскладке и расчете тканей на обивку мебели в раскройном цехе. В целом работа была непростая, ответственная.

Но хватало времени и на развлечения. На предприятии, как и в школе-интернате, и в училище, Елена участвовала в художественной самодеятельности. Сначала выступала в подтанцовке. Как-то ей предложили спеть песню на жестовом языке. Боялась сначала, ведь это очень сложно. Чтобы чувствовать себя смелее, просила погромче сделать звук. Оказалось, выступление всем понравилось, и она даже заняла тогда третье место. А в декабре 2017 года на областном празднике-конкурсе творчества инвалидов с песней «Ты – моя нежность» в номинации «Оригинальный жанр» заняла призовое место и от предприятия «Витебскгаз» получила в подарок газовую плиту. Выступала Елена и в Минске на Международном фестивале жестовой песни «Сузорье – 2005».

В школьном сочинении «Что там впереди?» она писала и о том, какой видит свою будущую семью. «Главное, чтобы в семье было равенство и независимость». И это ее пожелание тоже сбылось. У нее – две дочери. Старшая Лиза уже работает парикмахером. Младшая Аня еще только осваивает профессию швеи в колледже. А муж Дмитрий работает монтажником дверей. На «Галанте» в швейном цехе работает и младшая сестра Елены Александровны – Таня. Можно сказать, своеобразный семейный подряд.

Сегодня Елену Авсянникову можно смело назвать не только заботливой мамой и хорошей женой, но еще и педагогом. Ведь она как инструктор пятого разряда производственного обучения рабочих массовых профессий не только помогает новичкам осваивать профессию, но как педагог вместе с комиссией принимает у них экзамены. А еще она возглавляет общественную комиссию по охране труда. Старается, чтобы ни на одном участке или в цехе не было нарушений техники безопасности.

Так сложилась жизнь, что во многих жизненных ситуациях Елене Александровне приходилось взрослеть раньше своих сверстников. Преодолевая препятствия, она не только захотела, но и сумела доказать и себе, и другим, что детскую, а потом и юношескую мечту надо непременно претворять в жизнь.

Михаил Конон, фото Дарии Головчиц и из архива Елены Авсянниковой

 

Новости из жизни белорусов с инвалидностью в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!

Присоединяйтесь к нам! Telegram Instagram Facebook Vk

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.