Сделать то, чего еще нет. Как дети с инвалидностью могут получить помощь в Гродно

Поддержи

В Центре помощи «Вера» уже больше года функционирует уникальное для Гродно инклюзивное пространство. Иппотерапия, кукольный театр, занятия по арт-терапии, курс развивающей песочницы и сказкотерапии – вот лишь часть того, что уже могут получить дети с инвалидностью на базе Центра. Как создать место, где у каждого особенного ребенка будет возможность бесплатно пройти необходимые ему виды реабилитации, социализироваться и творчески себя реализовывать, узнали у директора социально-благотворительного учреждения помощи детям и взрослым «Центр помощи «Вера» Антонины Мисюкевич.

– Как пришла идея создать детский инклюзивный центр?

– Мы давно шли к открытию инклюзивного центра для детей. Особенные дети часто испытывают трудности в коммуникации из-за двигательных и речевых нарушений, чувствуют к себе ложное стереотипное отношение как к сложным или обделенным детям, что порождает психологическую напряженность, социально-психологическую дезадаптацию, навсегда замыкает детей в узком кругу родственников.

Семьи, воспитывающие особенных детей, практически всегда являются нуждающимися семьями, которые не могут позволить себе так необходимую их детям постоянную многопрофильную реабилитацию, поскольку большая часть средств уходит на лекарства для детей, операции, средства реабилитации, оплату дополнительных услуг специалистов.
В нашем городе существует огромное количество центров развития, игровых комнат, возле каждого дома есть игровая площадка, но все это – для здоровых детей, в то время как для детей с ограниченными возможностями их практически нет.

Директор социально-благотворительного учреждения помощи детям и взрослым «Центр помощи «Вера» Антонина Мисюкевич

Здание, где сейчас располагается Центр помощи «Вера», раньше было придорожной корчмой (прообраз современных гостиниц, мотелей и туристических комплексов – прим.авт.) рядом с дворцово-парковым комплексом Августово, который был построен в 1770-х годах по распоряжению гродненского старосты Антония Тизенгауза. На протяжении двадцати лет комплекс был королевской резиденцией, а после разделов Речи Посполитой земли отошли к Российской империи.

В декабре 2019 года Центр обосновался в данной исторической постройке по адресу Репина 5а. До переезда учреждение размещалось в лечебно-производственных мастерских на проспекте Космонавтов. Однако небольшие по площади помещения сковывали развитие «Веры». Более полугода Гродненский горисполком искал помещение побольше.

Здание нам подходит, потому что мы работаем с тяжелобольными детьми и взрослыми, которые в своем большинстве имеют трудности в передвижении. Нам было важно находиться на первом этаже, так как ни один особенный ребенок даже на краткий момент не должен почувствовать себя ущемленным.

Новые бесплатные кружки для детей с инвалидностью откроются в гродненском центре «Вера»

– У вас можно пройти курс иппотерапии. Кто ей может заниматься и на каких условиях, чем она помогает?

– Это вид реабилитации, при котором используется лошадь. У нас есть сертифицированный инструктор, мастер спорта по верховой езде Татьяна Терешкова, которая прошла обучение по иппотерапии. Она и проводит эти занятия на бесплатной основе для деток с особенностями развития.

Максимальное количество курсов, которые может пройти один ребенок, – три. Один курс насчитывает 10 занятий. Для того, чтобы попасть на реабилитацию, родители подают на адрес Центра подтверждающие медицинские документы, что у их сына/дочки нет противопоказаний, а также свидетельство о рождении, удостоверение об инвалидности ребенка и паспорт родителя. В первую очередь принимаются тяжелобольные дети из наиболее социально уязвимых семей.

На протяжении 45 минут Татьяна занимается с ребенком. Программа для каждого ребенка разрабатывается индивидуально, в зависимости от диагноза и особенностей развития. Нет одного шаблона для деток с ДЦП или с аутизмом.

Назначение количества курсов происходит уже непосредственно инструктором, в зависимости от динамики после первого этапа. Если тренер видит положительные изменения, улучшение в психоэмоциональном, физическом состоянии, то она рекомендует продолжать занятия. Об успехах каждого ребенка можно узнать из «Дневников иппотерапии», опубликованных на сайте организации.

С декабря 2020 года иппотерапия временно не проводится из-за ухудшения погодных условий. С потеплением реабилитация ребят с ограничениями здоровья продолжится.

– Не так давно у вас начал работу инклюзивный детский кукольный театр «Радуга».

– Да, он распахнул свои двери с осени 2020 года. Кукольный театр является одним из видов немедицинской терапии. Дети с инвалидностью часто ведут закрытый образ жизни, поэтому «Вера» старается создать условия для их полноценного развития, дать возможность научиться чему-то интересному, побыть в новой для себя роли актера, режиссера или художника, пообщаться со сверстниками и почувствовать себя частью команды.

Инклюзивная театральная студия – это мастерская и сцена. Сказка создается руками детей. В мастерской ребята придумывают героев, шьют куклы, изготавливают декорации. На сцене –актеры репетируют и ставят спектакли. Итогом занятий являются постановки для зрителей.

В театре занимаются дети с особенностями развития старше 5 лет. Участвовать в процессе занятий могут родители в качестве помощников.

Первый кукольный спектакль планировался с использованием театральной ширмы. Но благодаря чуткости и профессионализму преподавателя Натальи Кирейчук дети отказались от использования ширмы и захотели выступать без нее, – не скрывая радости, говорит директор.

С февраля текущего года открылось несколько новых направлений работы для детей с инвалидностью. Центр будет проводить занятия по арт-терапии, курс развивающей песочницы и сказкотерапии, а также индивидуальные образовательные занятия. Все занятия будут проходить бесплатно и под руководством педагога и арт-терапевта Татьяны Селиной.

– Как обстоят дела с помощью для взрослых людей с инвалидностью?

– Мы готовы на базе Центра организовать занятия для взрослых людей с инвалидностью. Это может быть и досуговый клуб, и кружок по интересам, и занятия по рукоделию, но найти финансирование даже на минимальные зарплаты для преподавателей, которые будут с ними заниматься практически невозможно. А выстроить такую работу только на волонтерстве очень трудно.

– А насколько развито у вас волонтерское движение?

– У нас только в одной группе в Вайбере более 150 человек. Им от 18 лет и старше. В основном это студенты Гродненского университета имени Янки Купалы и Гродненского медицинского университета. Работающим людям очень тяжело найти свободное время.

В 2019 году волонтеры Центра помощи «Вера» объединились в различные направления оказания помощи. Так возникло волонтерское движение «Одуванчик», которое навещает детей в детском стационарном психиатрическом отделении УЗ «Психиатрия-наркология» города Гродно. Волонтерское движение «Малыши» проведывает детей, которые находятся на лечении в Гродненской областной детской клинической больнице. В связи с созданием детского кукольного театра, иппотерапии и иных направлений помощи детям с особенностями развития волонтеры Центра принимают непосредственное участие во всех занятиях для детей.

– Если родители нуждаются в помощи для их ребенка, как и куда они могут обратиться?

– Если тяжелобольной ребенок нуждается в адресной помощи или хочет посещать занятия, которые есть на базе нашего Центра, родителям необходимо связаться с нами по контактному телефону: +375 33 61 333 61. Также узнать более подробную информацию о деятельности Центра можно на нашем сайте www.c-vera.by.

 

Елена Водолазская
Фото автора и Центра помощи «Вера»

Присоединяйтесь к нам! Telegram Instagram Facebook Vk

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.