Решение проблем инвалидов Витебской области и реализация принципа инклюзии в образовании – такие вопросы обсудили в Оршанском районе

В Оршанском районе прошло выездное заседание Республиканского межведомственного совета по правам инвалидов
Члены межведомственного совета посетили ТЦСОН Оршанского района, Бабиничскую среднюю школу и Бабиничский психоневрологический дом-интернат для престарелых и инвалидов, на базе которого и состоялось заседание межведомственного совета. В повестке заседания были два вопроса: работа по решению проблем инвалидов в Витебской области и реализация принципа инклюзии в образовании.
– Межведомственный совет по правам инвалидов – уникальная площадка, где встречаются органы государственного управления различных отраслей. Ведь задача государства – решить вопросы обеспечения качества жизни человека на протяжении всего его жизненного цикла. В 2016 году Беларусь ратифицировала Конвенцию «О правах инвалидов», тем самым республика взяла на себя обязательство соблюдать международные стандарты. Мы последовательно движемся в этом направлении. Межведомственный совет рассматривает не только отраслевые направления, но и региональные. За последние два года четыре региона были рассмотрены на межведомственном совете на предмет того, насколько там реализуются стандарты по обеспечению качества жизни инвалидов, – сказала министр труда и социальной защиты Ирина Костевич.
По ее словам, на протяжении нескольких месяцев в Витебской области проходил мониторинг по различным отраслям – здравоохранению, образованию, занятости и трудоустройству, досугу, уходу (в случае высокой степени утраты здоровья).
Всего в Витебской области проживает 56 тысяч белорусов с инвалидностью, из них 3,9 тысячи детей-инвалидов и 20 тысяч детей с особенностями психофизического развития.
– Учитывая высокое количество людей с серьезными ограничениями по здоровью, нужно, чтобы инфраструктура для них развивалась. Говоря о детях, о здравоохранении для них, делаем акцент на раннее вмешательство, работу над превентивными мерами. В Витебском регионе работает 5 центров раннего вмешательства. Очень важно упредить, раньше увидеть и, самое главное, решить проблему. Для родителей, воспитывающих ребят с инвалидностью, это психологическая помощь и, конечно, получение образования. Для несовершеннолетних с высокой степенью утраты здоровья – это центры коррекционного развития, где подбирают индивидуальную программу, чтобы помочь ребенку максимально восстановиться или восполнить потерянные функции, – продолжила Ирина Костевич.
Еще одно направление – занятость. В Витебском регионе трудятся 49% людей с инвалидностью от общего числа проживающих в регионе.
– Наша задача – максимально оказывать содействие в поиске работы. Служба занятости в области работает достаточно неплохо. Уровень трудоустройства – 55,6%. Это неплохой показатель, но есть над чем работать. Государством предоставлены механизмы – это и бронирование рабочих мест, и оказание содействия в создании рабочих специализированных мест. Мы видим направление, в котором Витебскому региону следует максимально активно работать. Это досуговая программа, занятия спортом, посещение культурных объектов, туристические проекты. Для этого нужно обеспечивать доступную среду. Через государственную программу сегодня изучены объекты, в том числе Витебщины, где должна быть обустроена доступная среда, – отметила министр труда и социальной защиты.
Государство ставит в приоритет, и в этом направлении движется Витебский регион, домашний уход для тех, кто потерял возможность самостоятельно обслуживать себя. Социальную помощь на дому сегодня получает 16 тысяч граждан области.
– Поддерживаем родственный уход: это тоже очень важно, когда рядом с человеком с инвалидностью есть его близкие. Государство поддерживает таких родственников, поскольку им приходится оставлять работу. Им выплачивается пособие в размере прожиточного минимума. Говоря про одиноких граждан пожилого возраста и инвалидов 1-й группы, в Витебской области для их комфортного проживания выстроена инфраструктура домов-интернатов, – дополнила Ирина Костевич.
На межведомственном совете поднимались и другие актуальные вопросы, касающиеся интересов людей с инвалидностью, проживающих в Витебской области. По словам заместителя министра труда и социальной защиты Марины Артёменко, в сфере образования в области отмечается два направления, требующие укрепления. В первую очередь, это повышение охвата детей с ОПФР интегрированным обучением и воспитанием. Второе направление – повышение охвата несовершеннолетних с ОПФР дополнительным образованием.
– В сфере здравоохранения самый критичный вопрос – раннее выявление пороков развития с целью профилактики детской инвалидности. В Витебской области на 1 июля этого года показатель обеспеченности центрами раннего вмешательства на 15 тысяч детского населения составил 0,38 единицы, что в целом ниже по республике (0,43). Причин несколько: во-первых, это неукомплектованность ЦРВ в полном объеме штатными единицами. Второй момент – крайне неудобная транспортная логистика. Особенно это касается отдаленных к областному центру районов: Браславского, Докшицкого, Миорского, Шарковщинского. Жителям их сложно подстроиться под график приема врачей с учетом транспорта, а время с ребенком в пути туда и обратно, как правило, занимает от 6 часов. Данный вопрос обозначен, проведен мониторинг и совместно с Министерством здравоохранения принято решение об организации ЦРВ на базе Поставской центральной районной больницы, что, безусловно, улучшит логистику и позволит жителям районов получить помощь, – обозначила Марина Артёменко.
– В сфере культуры также важно вовлекать людей с инвалидностью в проводимые в регионе мероприятия. В этом вопросе Витебская область фактически лидер. Здесь проведено 860 мероприятий с участием в них людей с инвалидностью, регион находится на третьем месте после Минской и Брестской областей, – заметила заместитель министра.
В сфере туризма и спорта в регионе также неплохие показатели, как по привлечению людей с инвалидностью к участию в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях, так и по количеству проведенных мероприятий. В спортивных клубах здесь занимаются 346 человек с инвалидностью, а доля проведенных спортивно-массовых мероприятий для инвалидов превышает общереспубликанский уровень: в республике – 6,3, в Витебске – 7,5%.
Важным для людей с инвалидностью в регионе является и обустройство доступной среды. До 2025 года здесь планируется обустроить элементами безбарьерной среды еще 440 объектов социальной и транспортной инфраструктуры, в том числе 109 объектов в этом году.
В ходе заседания была заслушана и информация заместителя министра образования Александра Каллубая о реализации принципа инклюзии в образовании.
– Нельзя сказать, что инклюзия является для нашей страны чем-то новым, – отметил Александр Каллубай. – Мы имеем многолетний опыт интегрированного обучения и воспитания, в условиях которых обучается более 70% детей с ОПФР, нуждающихся в получении специального образования. Количество специальных групп и классов интегрированного обучения и воспитания с каждым годом растет. При необходимости учреждения дошкольного и общего среднего образования открывают работы пунктов коррекционно-педагогической помощи – их посещают дети с легкими нарушениями развития.
Вопросы инклюзии в образовании с 2012 года включались в нормативные документы, в рамках реализации которых принято несколько практических мер: создан Институт инклюзивного образования на базе факультета специального образования БГПУ им. М. Танка, открыт Республиканский ресурсный центр инклюзивного образования. Основные направления деятельности последнего – подготовка педагогов в условиях инклюзивного образования, продвижение идей доступности образования для всех, консультативная поддержка всех участников образовательного процесса.
– Кроме того, экспериментально апробируются разные модели и варианты обучения детей с ОПФР, совместное обучение с другими детьми. Проводится работа по модернизации содержания высшего педагогического образования в контексте принципов инклюзии, расширяются возможности социализации детей с ОПФР через систему дополнительного образования детей и молодежи, совершенствуется материально-техническая база учреждений образования, в том числе за счет приобретения специализированных средств обучения, учебного оборудования, создания доступной среды. Кроме того, внедряются в практику работы в учреждениях образования новые формы оказания педагогической помощи, в том числе персонального сопровождения детей с особенностями развития, – сказал Александр Каллубай.
В реализации принципов инклюзии в образовании принимают участие учреждения специального образования, деятельность которых постоянно расширяется. В Беларуси функционируют 141 ЦКРОиР, 48 специальных детских садов, 47 специальных школ и школ-интернатов для детей с нарушениями зрения, слуха, речи, с трудностями в обучении, нарушениями опорно-двигательного аппарата. В них сконцентрированы материальные, методические, кадровые ресурсы, что позволяет использовать учреждения в качестве ресурсных центров для работы с разными категориями детей с ОПФР и инвалидностью.
– Развитие интегрированного обучения позволило нам сократить количество специальных школ и школ-интернатов. За последние 20 лет их стало меньше в два раза, – отметил заместитель министра.
Ежегодно только в системе образования раннюю помощь получают более 1,5 тысячи детей с ОПФР в возрасте до 3 лет. Совместно с министерством здравоохранения и Минтруда ведется дорожная карта по совершенствованию межведомственного взаимодействия при оказании помощи лицам с ОПФР.
– Одним из основных достижений в сфере образования можно назвать сложившуюся комплексную систему сопровождения детей с ОПФР с рождения и до получения ими профессионального образования, что обеспечивается взаимодействием систем образования, здравоохранения и социальной защиты, включением в решение вопросов образования общественных организаций, родителей. Благодаря этому специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью мы охватываем практически 100% детей, – добавил Александр Каллубай.
Внимание Министерства образования в настоящее время направлено на обеспечение учреждений образования кадрами, обладающими необходимыми компетенциями (подготовка учителей-дефектологов на базе шести учреждений высшего образования, основным из которых выступает БГПУ им. Танка). В 2021 году разработан новый образовательный стандарт и типовые учебные планы. В государственный компонент типовых учебных планов включены учебные дисциплины «основы педагогики и специального инклюзивного образования», «профилактика и коррекция нарушений в двигательной сфере мобильности», «профилактика и коррекция проблемного поведения», «инклюзивно-специальное образование» и др.
– Мы исходим из того, что образовательный процесс для ребенка с ОПФР должен быть организован по месту жительства. Любое учреждение образования должно быть готово к тому, что завтра в их рядах появится ученик с особенностями развития. Необходимо организовать ему учебное место, обеспечить его сопровождение, структурировать и визуализировать образовательное пространство, – отметил замминистра образования.
По итогам заседания даны конкретные поручения заинтересованным.
Каролина Губаревич
Фото Дарии Головчиц
Самые интересные новости из жизни белорусов с инвалидностью в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!
Комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.