«Помогать, но не жалеть»: на что в Беларуси направлена социально-психологическая адаптация детей с особенностями развития

Поддержи

В преддверии Международного дня защиты детей в Пресс-центре Дома прессы была проведена конференция по теме «Не такие, как все. Социально-психологическая адаптация особенных детей в обществе». Рассказываем, на какие важные вопросы ответили спикеры.

Для начала следует отметить, что в рамках обеспечения социальной адаптации и реабилитации детей с инвалидностью в Беларуси тесно сотрудничают Министерство здравоохранения и Министерство образования. Кодексом РБ об образовании предусматривается, в первую очередь, поддержка учеников с особенностями психофизического развития: повышение доступности и качества образовательного процесса, формирование готовности всех его участников к реализации идей инклюзии.

По мнению главного специалиста управления дошкольного образования главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Республики Беларусь Елены Алейзовны Мулицы, сегодня доступ к получению образования обеспечен всем категориям обучающихся вне зависимости от вида и степени нарушений их здоровья.

/

В государстве создан и ежегодно обновляется банк данных детей с особенностями психофизического развития: в настоящее время там собраны сведения о более чем 170 тыс. человек, из них 14 тыс. детей имеют инвалидность.

/


Елена Алейзовна также рассказала, что в нашем государстве создан и ежегодно обновляется банк данных детей с особенностями психофизического развития: в настоящее время там собраны сведения о более чем 170 тыс. человек, из них 14 тыс. детей имеют инвалидность. Общая цифра может показаться пугающей, однако, как уточнила специалист, в 170 тыс. входят также дети с наличием соматических заболеваний и любыми, даже небольшими, задержками в развитии. Например, в данную категорию попадет ребенок, говорящий хуже своих сверстников, ему будет оказана необходимая действенная помощь – и он перестанет учитываться системой.

– Дети с особенностями психофизического развития имеют общие права со всеми обучающимися, но дополнительно Кодексом об образовании им предоставлено право на создание специальных условий для получения образования, на бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, на бесплатную коррекционно-педагогическую помощь в учреждениях образования, – объяснила Елена Алейзовна. – Также обеспечиваются подвоз на специальных транспортных средствах, бесплатное пользование учебниками, бесплатное питание и проживание в учреждениях специального образования.

На сегодняшний день система образования включает в себя 141 коррекционно-развивающий центр обучения и реабилитации, 48 специальных дошкольных учреждений для разных категорий обучающихся, а также 24 специальные общеобразовательные школы и 24 школы-интерната.

На базе 128 кабинетов успешно функционирует также система ранней комплексной помощи. По заявлению спикеров, все эти меры позволили увеличить охват помощи практически 100% выявленных детей с особенностями психофизического развития.

Как меняется система здравоохранения?

– Лет 10-15 была встреча с родителями, когда они высказывали свои пожелания к системам здравоохранения и образования, – вспоминает Ольга Сергеевна Литвинова, заместитель главного врача по медицинской части УЗ «Минский городской клинический детский психоневрологический диспансер». – К нам тогда обратились с просьбой улучшить сферу ранней диагностики, так как специалисты в поликлиниках, возможно, недостаточно владели знаниями о работе с особенными детьми.

По словам заместителя, сейчас реализуется системное обучение специалистов первичного звена – как на уровне разовых семинаров и лекций, так и через изменение программ последипломного образования.

Также активно развиваются центры раннего вмешательства. К 2021 году при поликлиниках Беларуси насчитывается порядка 40 таких учреждений, где работают эксперты, нацеленные на детей с особенностями в развитии в возрасте до 3-х лет. Родители также могут обратиться за консультацией и последующей помощью в специализированные учреждения здравоохранения – городской клинический детский психиатрический диспансер в Минске и психиатрические учреждения по республике.

Как работает система социальной адаптации и реабилитации?

Об этом сообщила Виктория Николаевна Гречиха, начальник управления по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, отметив, что в нашей стране система направлена на сопровождение людей с инвалидностью по жизни, начиная от образования и заканчивая трудоустройством.

Важным звеном в этой цепочке выступает Республиканский реабилитационный центр для детей с инвалидностью, созданный в 2000-м году. За все время в данном учреждении прошли реабилитацию более 21 тыс. детей, при этом 98% пациентов наблюдали улучшение своего состояния, а 59 детям была снята инвалидность.

– За последние 3 года из 27 выпускников 11 класса, проходивших реабилитацию в центре, 13 поступили в ВУЗы, 10 – в СУЗы и ПТУ, а 1 человек был трудоустроен, – сообщила Виктория Николаевна. – Из 59 учеников 9 класса 13 перешли в СУЗы, 5 – в ПТУ, а 38 по рекомендации МРЭК продолжили обучение в школе.

В связи с пандемией коронавируса центром было также налажено дистанционное оказание реабилитационных услуг.

Какая работа проводится по адаптации детей, имеющих расстройства аутистического спектра?

По словам Елены Алейзовны, в 2021 году Министерством образования было проведено масштабное мероприятие, посвященное этой теме. По его итогам готовится к утверждению дорожная карта, которая позволит повысить качество образования в школах для детей этой категории. Внимание уделяется и проблеме сопровождения учеников с расстройством аутистического спектра в школу, но с 2016 года нормативными документами предоставлена возможность выделения ставки персонального сопровождающего. Специалист будет находиться с ребенком на всех уроках и помогать обучаться, а также взаимодействовать с людьми.

/

В Республиканском реабилитационном центре для детей с инвалидностью прошли реабилитацию более 21 тыс. детей, при этом 98% пациентов наблюдали улучшение своего состояния, а 59 детям была снята инвалидность.

/

В качестве специального гостя на конференции выступила Маргарита Владимировна Шилей, организатор благотворительного проекта «Особенные как все» и мама ребенка с ДЦП.
Уникальный проект включает в себя работы Маргариты как фотографа, в которых она стремится показать семьи с тяжело больными детьми как самые обычные, чтобы «общество посмотрело на них как на детей». Также в канун Нового года волонтерами проводится благотворительная акция «Сегодня я волшебник», а летом – инклюзивный фестиваль-праздник для «особенных» детей. Впервые такое мероприятие было проведено в 2019 году и, если не помешает пандемия, будет снова проведено 22 августа этого года.

– Самая главная проблема, с которой мы столкнулись, воспитывая особенного ребенка, – это то, что наше общество боится смотреть на таких детей и людей, а родители боятся своих детей показать обществу, – рассказывает Маргарита Шилей о времени, когда только создавала проект. – И я пришла к тому, что очень захотелось показать этих детей через поддержку, помощь и любовь.

В чем заключается проблема адаптации детей с особенностями в развитии?

По мнению Маргариты Шилей, у общества очень мало информации о людях с инвалидностью. В школах стоит проводить больше классных часов на эту тему, знакомить детей со сверстниками, имеющими особенности.

/

Самая главная проблема, с которой мы столкнулись, воспитывая особенного ребенка, – это то, что наше общество боится смотреть на таких детей и людей, а родители боятся своих детей показать обществу.

/

– Самое важное для нас в воспитании дочери: мы делаем меньше акцент на ее физическом развитии (хотя она получает реабилитацию) и очень много вкладываем в принятие себя, – поясняет Маргарита. – Ни в чем ее не ограничиваем. Наша дочь учится в обычной школе, ходит на физкультуру вместе с другими детьми, делает то, что у нее получается. Я считаю, людям нужно давать больше возможностей быть всем вместе, не акцентируя внимание на их особенностях. Помогать, но не жалеть.

 

Виталия Кричевская
Фото автора

Присоединяйтесь к нам! Telegram Instagram Facebook Vk

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.