О жизни и смерти современной живописи
Сейчас не критиковать современную живопись – моветон. Там «мазня», то неконцептуально, а это «ну, вообще безвкусица!». Мы готовы разнести в щепки любое полотно, на котором не вырисовывается подобие портрета Крамского или пейзажа Куинджи. Знатоки на каждом углу твердят, что великие творцы давно ушли на покой, а простые любители быстрым шагом проходят залы с современным творчеством в галереях (все равно ничего не понять в этой абстракции). Неужели мы действительно потеряли время Дега и Модильяни – а сейчас попросту наблюдаем за смертью живописи?

Я могу возразить: никакой судный день для живописи пока не предвидится. Да и сама она не так плоха, как о ней говорят (тут очень уместна фраза «не так страшен черт, как его малюют», но сейчас не до шуток). Возможно, проблема заключается вовсе не в том, как изобразительное искусство себя преподносит, а каким мы его видим. Вы же знаете, что всеми любимый импрессионизм очень долго приживался в России?

Серов и Коровин были в полном андеграунде: их полотна не понимали и даже осуждали. Какая игра света? Зачем этот взгляд через личностную призму? Где старый добрый академизм и четкость линий?
/
По факту, сейчас мы наблюдаем идентичное явление: непринятие новых, весьма абстрактных и концептуальных тенденций. Наше понимание живописи застряло на соцреализме. Тогда все было просто и очевидно: когда художник писал работника у станка, то это не имело двойного смысла. Сейчас же на полотнах конь превращается в поле одуванчиков, на котором сидит человек в шляпе…
/

Как понять посыл современных картин и распознать ту мысль, которую пытается донести художник? Есть несколько способов. Первый – побольше читать и слушать. Интернет открыт для тех, кто ищет полезную информацию: подкасты, статьи, книги. Множество интерактивных порталов предлагает подробное описание современных картин, интервью с авторами полотен, толковые объяснения. Сложность восприятия нынешней живописи заключается в том, что постмодернизм избрал сложный путь: наслоение современной философии на наследие всех прошлых эпох.

В полотнах наших современников вы увидите и черты модерна, и сюрреализм, и даже чуточку экспрессионизма. И как разобраться с этими бесконечными отсылками? Вот тут на помощь приходит второй способ познания – визуальное изучение. Попросту, это насмотренность.
/
Чем больше работ мы видим, тем богаче становится зрительский бэкграунд – а он работает нам только на руку. Схема «насмотренности» развивается в геометрической прогрессии, ведь мы можем распознать сходства в разных стилях и направлениях, построить параллели.
/

Если вы только знакомитесь с миром современной живописи и не знаете, с какой же стороны подойти к этому непонятному явлению, то я предлагаю заглянуть в галерею «АртХаос» или кафе «Артель». Именно в этих местах чаще всего проходят камерные выставки белорусских художников. От доселе живых мэтров живописи до совсем юных начинателей – на вкус и цвет, так сказать. Конечно, если пока страшно разбираться в символизме «точек, линий, пунктиров», то можно начать с поздних работ Щемелева, Скрипниченко, Бущика. В остальном – добро пожаловать в «Осенний салон» на Козлова, 3!

Современная живопись может быть сложна для тех, кто прежде не вникал в природу картин, не выстраивал в голове стили по годам и странам. На самом деле, это полезно не только при изучении нынешних художников. Этакая тренировка в духе «угадай, что хотел сказать автор картины» развивает воображение и помогает видеть смысл даже в камне на земле и листике на асфальте.
Александра Камко
Комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.