«Нам важно, чтобы каждый чувствовал себя комфортно». Жизнь Речицкого дома-интерната для детей инвалидов с особенностями психофизического развития

Поддержи

Совсем недавно в Гомельской области в Речицком доме-интернате для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития торжественно открыли сенсорную комнату. В доме-интернате на данный момент проживают 123 человека, из которых 45 несовершеннолетние. 29 детей остались без попечения родителей, двое – сироты. Остальных забирают родители на каникулы и праздники, но большую часть времени дети проводят в доме-интернате. Как проходит реабилитация, подготовка к самостоятельной жизни и что делает коллектив для воспитанников. Подробнее о жизни Речицкого дома-интерната газете «Вместе!» рассказала Алла Васильевна Дворникова – заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Умный пол и «зеркало эмоций»: в Речицком доме-интернате открыли сенсорную комнату для детей-инвалидов

На улице Красникова в Речице стоит двухэтажное красивое здание светло-желтого цвета. На его территории растут туи, сосны, ели, можжевельники, а с приходом весны зацветут цветы, построены беседки, качели и детская площадка. Это Речицкий дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития, где ребята живут, учатся, проходят реабилитацию. С детьми и молодыми людьми с инвалидностью круглосуточно находятся специалисты дома-интерната: педагоги, медики, инструктора по трудовой терапии, младший медицинский персонал.

– На данный момент у нас работают 10 учителей, 18 воспитателей, 2 врача, медсёстры. Также младший медицинский персонал, няни, санитарки уборщицы, повара, водители, – рассказывает Алла Васильевна. – К тому же, у нас нередкие гости волонтеры. Например, часто приходят ребята из Речицкого районного лицея – волонтерский отряд «Забота». Они дают возможность нашим ребятам не чувствовать себя детьми с особенностями. Встречи проходят под девизом: «Мы разные, но мы вместе». Ребята вместе отмечают Дни рождения, проводят мастер-классы, например, по мыловарению.

В доме-интернате функционируют 4 отделения: детское, психоневрологическое, сопровождаемое, медицинское. В первой половине дня воспитанники занимаются с учителями в учебных кабинетах, принимают медицинские процедуры, потом обязательный тихий час для детей и по желанию дневной отдых для молодых людей. Во второй половине дня ребята занимаются с воспитателями: делают уроки, занимаются творчеством, танцами, спортом. В будние дни проходит обучение, занятия по реабилитации, а в выходные – отдых: экскурсии, прогулки по городу и дискотеки.

– Сейчас у нас укомплектовано 7 специальных групп. В каждой по 5-6 человек. Наполняемость групп определяется Кодексом Республики Беларусь об образовании. Диагнозы у наших воспитанников разные: ДЦП, ранний детский аутизм, нарушения функций опорно-двигательного аппарата, тяжёлые и (или) множественные физические и (или) психические нарушения.  Дети в группах могут быть с разными диагнозами, но близкими по возрасту и развитию, – объясняет Алла Васильевна.

Обучение детей-инвалидов с особенностями психофизического развития проходит по специальным программам. Они подбираются индивидуально, а решение выносит комиссия Гомельского областного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (Далее ЦКРОИР – Ред.).

– Вот совсем недавно у нас проходила медико-педагогическая комиссия. К нам в интернат приезжают специалисты ЦКРОиР и проводят диагностику. На основании ее и диагноза ребенка определяют, по какой программе будет обучаться воспитанник. Например, по программе первого отделения вспомогательной школы, программе второго отделения вспомогательной школы, программе центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, по индивидуальной программе, – описывает систему Алла Дворникова.

В Речицком доме-интернате есть почти все, что необходимо детям и молодым людям с особенностями психофизического развития. Игровые комнаты и учебные классы оборудованы на современном уровне. В просторных холлах стоят диваны, на стенах висят телевизоры. Есть тренажёрный зал с современными тренажерами, закупленными на спонсорские деньги. Также есть ванна для подводного массажа, массажное кресло.  У воспитанников дома-интерната есть возможность получить базовое образование и всесторонне развиваться в разных сферах.

– У нас есть спортивные секции, например, настольный теннис, который любят ребята, футбол, волейбол. Работают различные кружки по рукоделию – вышивка крестиком, алмазная вышивка, изобразительное искусство, бисероплитение и др. На стенах, кстати, висят работы наших воспитанников, – гордо замечает Алла Васильевна. – Мы знаем, кто, чем любит заниматься. Есть активисты, которым нравится выступать на сцене – петь, танцевать или рассказывать стихи. У нас и победители разных конкурсов есть. Например, 9 марта наша воспитанница и воспитательница заняли первое место на VIII областном дистанционном конкурсе дуэтов «Две звезды» в номинации «Мастера танца». Кому-то из взрослых ребят нравится дежурить в столовой, кому-то подметать территорию или помогать воспитателям воспитывать детей.

Одна из основных целей дома-интерната научить воспитанников самостоятельно жить. Для этой цели есть кабинет социально-бытовой ориентировки, где есть все необходимое, чтобы приготовить себе еду.

– Несовершеннолетние сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с 7 лет получают по 12 рублей в месяц от государства. Да, сумма небольшая, но на карманные расходы хватает. Сначала они вместе с воспитателем обсуждают, кто что бы хотел купить. Рядом с нами есть большой супермаркет, в который они потом идут с воспитателем и покупают желаемое – рассказывает замдиректора. – После 18 лет те, кому показано, переводятся в психоневрологическое отделение. Но не все. Например, в 2021 году наша воспитанница поступила в Улльский государственный профессиональный лицей сельского производства. На содержание взрослых инвалидов в доме-интернате с их пенсии уходит 90%, а 10% приходит им на карточку. Воспитанники решают раз в месяц, кто что хочет приобрести – кому-то нужен телефон, а кому-то просто сладости. Комиссия в составе врача, бухгалтера, инструктора по трудовой терапии, заместителя директора по УВР и, конечно, самого молодого человека с инвалидностью, решает, нужна ли такая покупка молодому человеку. Врач подсказывает, допускает ли диагноз употребление тех продуктов, которые захотели молодые люди. Если решение положительное, то директор (он является опекуном) едет в банк, снимает деньги, а ребята вместе с инструктором отправляются в магазин. Все чеки мы храним, а покупки записываем в личные дела.

Несмотря на то, что в доме-интернате развивают самостоятельность, некоторые ограничение все равно невозможно обойти из-за диагнозов ребят. У них есть постоянный доступ в интернет, но на гаджетах стоит родительский контроль, чтобы работники смогли уберечь от негативного влияния на их психику сайтов или видеороликов.

Иногда я заглядываю в телефоны к детям, чтобы убедиться, что их никто не обидит на просторе интернета, – признается Алла Васильевна. – Дети гуляют на улице с воспитателями, а взрослым ребятам мы разрешаем самим гулять по территории интерната. Главное, чтобы предупредили взрослых, куда идут. У нас есть своих два парника, где мы выращиваем помидоры, огурцы, перцы. Туда некоторые ходят с удовольствием и помогают вскапывать землю, поливать. Еще с удовольствием ходят к нашему сапожнику – как обратиться за помощью, так и предложить свою.

Когда проходишь по зданию дома-интерната, чувствуешь атмосферу любви к воспитанникам, которая там царит. На стенах висят фотографии тех, кто там живет, их рисунки и подделки. Каждая игровая комната – отельный мир. Где-то нарисовано большое солнце с улыбкой, где-то красивые яркие цветы.

– Мы стараемся к каждому находить свой особенный подход. Девочка Настя с синдромом дауна не говорит, но все понимает. Специально для нее наша воспитатель сделала «коммуникативную» книгу, которая помогает ей «общаться» с внешним миром, – с трепетом делится Алла Дворникова. – Внутри книги находятся разные карточки, то есть она может показать по ним, что она чувствует, что ее беспокоит или что болит. Для нее это единственная возможность выражения желаний. Такие «коммуникативные» книги сделаны для всех неговорящих детей. В одной из комнат у нас есть «сухой» бассейн, по сторонам которого расположены подушечки. Это для детей с аутоагрессией, которые ударами стимулируют психику. Из-за мягких подушек им не больно. Нам важно, чтобы каждый чувствовал себя комфортно.

За пределы дома-интерната воспитанники выезжают часто, поэтому ребята дружелюбно относятся ко всем, кто приходит к ним в дом. Нередко ездят в Гомельский областной театр, цирк, в музей, на оздоровление в санаторий. И к ним приезжают гости, например, байкеры на закрытие и открытие мотосезона с творческой программой и, конечно, катанием их на мотоциклах.

– Мне бы хотелось, чтобы люди воспринимали наших ребят так же, как и здоровых. Да, они с особенностями в развитии. Но мне так хочется, чтобы в нашем обществе все относились к ним на равных. Они у нас такие замечательные!

 

Дария Головчиц

Фото автора

 

Присоединяйтесь к нам! Telegram Instagram Facebook Vk

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.