«Мы не обанкротились, а существуем и развиваемся». Как работает полиграфия, которая трудоустраивает людей с инвалидностью

Поддержи

Рубрика : Эксклюзив.

«АртИдея» — это небольшая минская полиграфия, расположенная на улице Брилевской. Коронавирусный кризис не обошел стороной ни один малый бизнес, поэтому «АртИдея» тоже существенно изменилась: сократился штат, появились новые услуги, адаптированные под специфику обстоятельств. Но интересно то, что полиграфия, несмотря на трудности, не только полностью себя окупает, но и уже готова трудоустроить трех новых сотрудников. «Вместе!» узнала у директора «АртИдеи» Сергея Лапчика секреты их «бесперебойного» производства во время пандемии.

С чего все начиналось?

Учредитель «АртИдеи» – общественная организация «БелАПДИиМИ». «БелАПДИиМИ» создавалась в начале 90-х годов как организация мам, воспитывающих детей с инвалидностью. В Беларуси несколько подобных организаций, и у каждой своя целевая группа. У кого-то инвалидность по зрению, у кого-то по слуху, а наша – это люди с умственными ограничениями. Понятно, что если желает вступить человек с иной инвалидностью, то ему никто не запрещает, но фокус на целевой группе присутствовал в самом начале и до сих пор сохраняется. В первые годы перед членами организации стояли разные вопросы: как пройти МРЭК, как оформить инвалидность, пенсию – начало девяностых было специфическим временем. Постепенно все эти вопросы стали решаться, а дети начали расти. И по достижении 18-ти лет перед ними стал вопрос: «А что же дальше?». После совершеннолетия нужно дальше идти работать. И вот тогда организация «БелАПДИиМИ» немного сменила вектор деятельности, начала думать, как трудоустроить уже повзрослевших членов организации», – рассказывает Сергей Лапчик.

В итоге наметилось несколько путей решения вопроса трудоустройства. Первый – сопровождаемое трудоустройство на открытый рынок труда. «Специалист из организации старался устроить молодого человека с инвалидностью на самое обычное предприятие в городе, но при этом брал на себя некоторые функции обеспечения: разрабатывал логистику, тайминг, приходил на рабочее место и беседовал с коллективом, решал прочие мелкие вопросы. Это направление и сейчас сохраняется», – делится директор «АртИдеи». Но со временем стало понятно, что многие члены «БелАПДИиМИ» имеют тяжелую форму инвалидности (прежде всего умственной), и они не смогут работать на открытом рынке труда, на обычном предприятии. «Но понятное дело, что запирать их дома тоже не вариант: люди будут деградировать. Тогда были созданы общественные мастерские. В Минске, например, около 20-ти лет назад существовала мастерская с неофициальным названием «Теплый Дом»», – вспоминает Сергей Лапчик.

В чем была суть мастерской «Теплый Дом»? Молодые люди с инвалидностью собирались в специальном помещении, которое им было предоставлено на общественной основе. Приходили волонтеры, ребята занимались, изготавливали достаточно простую продукцию для себя, мастерили разные поделки. «Со временем родители и волонтеры увидели, что уровень работ растет, улучшается качество того, что делают ребята с инвалидностью.

/

Если раньше это были непонятные поделки из пластилина, то со временем это воплотилось в такое, что в перспективе можно реализовать», – рассказывает Сергей. Тогда и появилась идея сохранить мастерскую, но параллельно создать предприятие, которое было бы коммерческим и позволяло молодым людям трудоустроиться, получить зарплату и, главное, опыт.

/

К слову, многие после получения опыта работы в «АртИдее» попали на открытый рынок труда. Так, летом 2010 года появилась полиграфия.

От кукол до оперативной полиграфии

«Первоначально наша продукция позиционировалась как сувенирная: открытки, куклы, плетеные деревья. Изначально не было маркетологов, специалистов, которые могли бы просчитать перспективность нашей задумки: «А давайте сделаем предприятие?» — «А давайте!» Уже по ходу стало понятно, что нужны маркетинговые исследования, дополнительные виды деятельности. Так и появилась полиграфия, которая довольно быстро стала основной», – вспоминает Лапчик.

«Изначально я был ассистентом по трудоустройству, помогал молодым людям пробиться на открытый рынок. Потом меня направили в «АртИдею», чтобы я сопровождал молодых людей, без посторонней помощи они бы не могли правильно выполнять свои функции. Полиграфия – достаточно тонкая сфера: где-то не так согнул лист – уже брак. Я помогал, а потом и сам вовлекся в процесс», – рассказывает Сергей Левчик, директор «АртИдеи».

«Коронавирус здорово по нам ударил. Весной мы были вынуждены серьезно сократиться», — говорит Сергей. Сейчас в «АртИдее» работает 7 человек, из них шестеро – с инвалидностью.

/

Лапчик рассказывает, что на предприятии есть уборщик с инвалидностью: «Он не говорит, не пишет, не читает и не считает, но тем не менее хорошо выполняет свою работу. Еще и с полиграфией помогает!»

/

«К началу 2020 года у нас сформировалась своя ниша на рынке – мелкий и средний опт для массовых мероприятий. Обычно мы делали продукцию для круглых столов, конференций, встреч. Но с весны этого года таких мероприятий нет, а учитывая то, что пошла вторая волна пандемии, очевидно, что их в ближайшее время и не будет. Сложности с заказами есть, но мы сражаемся и закрываться пока не собираемся», – делится директор.

«Приходится бороться за клиента фактически с улицы»

«АртИдея» – это коммерческая структура, которой финансово никто не помогает, хоть предприятие и «взращено» на базе «БелАПДИиМИ». «Мы содержим себя сами. С одной стороны, это плохо, потому что государство должно помогать подобным социальным предприятиям, но, с другой стороны, это мотивирует на работу. Это наша гордость: 10 лет существует такое предприятие с особенными сотрудниками, и мы не обанкротились, а существуем и развиваемся».

По-прежнему полиграфия – основной фокус «АртИдеи», но в связи с новыми обстоятельствами компания немного сменила маркетинговую политику. Теперь акцент делается не на массовых мероприятиях, а на индивидуальных клиентах и на оперативной полиграфии. «Мы печатаем фотографии, дипломы. Да, это сложно, учитывая наш опыт, но тем не менее нужно адаптироваться под новые реалии», – говорит Сергей Лапчик. «Раньше мы брали несколько оптовых заказов и плавно их выполняли – нам этого хватало. Сейчас такого нет, приходится бороться за клиента фактически с улицы. Идет человек с флешкой, мы должны его завлечь и заставить у нас распечатать реферат. Но реферат – это ведь маленькие деньги, поэтому важно, чтобы таких клиентов было больше».

Сергей отмечает, что, несмотря на трудности малого бизнеса, сейчас он уже готов трудоустроить на предприятии трех новых сотрудников. «В Беларуси для людей с инвалидностью действует программа адаптации: когда государство на протяжении одного года компенсирует работодателю зарплату сотрудника. Мы ушли от этой программы за те годы, что работали. Но сейчас мы вновь готовы временно к ней вернуться и взять троих сотрудников по этой программе. Надеюсь, за этот год мы придумаем новую тактику и стратегию, а эти сотрудники останутся на постоянной основе без адаптационной программы. 10 лет нам удавалось успешно существовать. И то, что даже после удара коронавируса мы остаемся на плаву, о чем-то говорит».

Кого ищут в «АртИдею»?

• Сборщик изделий. Это может быть человек с интеллектуальными нарушениями – легкими или средними. Главные навыки: четкость, умение учиться и минимально выполнять инструкции.
• Человек, который бы работал с клиентами и принимал заказы. Сергей Лапчик отмечает, что не сможет трудоустроить на эту должность человека с интеллектуальными нарушениями, но готов рассмотреть кандидатуры людей с иной инвалидностью.

 

Александра Камко
Фото автора

Присоединяйтесь к нам! Telegram Instagram Facebook Vk

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

К сожалению, мы обязаны идентифицировать Вас, чтобы разрешить публиковать отзыв.

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.