Как в Беларуси развивают инклюзивный спорт? Рассказываем об основных тезисах минского заседания Республиканского межведомственного совета по проблемам инвалидов

Поддержи

Заседание Республиканского межведомственного совета по проблемам инвалидов прошло на базе спортивно-развлекательного комплекса «Чижовка-Арена» под председательством вице-премьера Беларуси Игоря Петришенко. Члены совета обсудили направления развития инклюзивного спорта, достижения в данной области и перспективы. Узнаем, какие основные вопросы были озвучены на встрече.

Заседание началось с обзорной экскурсии в Городском центре олимпийского резерва по гребным видам спорта. Экскурсией руководила Людмила Волчек, чемпионка паралимпийских игр и заслуженный мастер спорта Республики Беларусь. Спортсменка познакомила участников заседания с работой центра и организацией в нем безбарьерной среды. Затем членов совета ожидала обзорная экскурсия по спортивному комплексу «Чижовка-Арена».

– Занятие паралимпийскими видами спорта идет активно. В стране 150 объектов позволяют заниматься физической культурой и спортом людям с инвалидностью. Более 500 граждан являются членами паралимпийской сборной и занимаются спортом на профессиональной основе, – сказал Игорь Петришенко, заместитель премьер-министра Республики Беларусь.

Доступность спорта

Заседание открыл первый заместитель министра спорта и туризма Вячеслав Дурнов с докладом о развитии инклюзивного спорта. Он рассказал, что согласно статистике, 22,5 тысячи человек с инвалидностью занимаются физической культурой и спортом на регулярной основе. Физкультурно-спортивные сооружения оснащаются элементами безбарьерной среды.

Министерством спорта и туризма в 2021 году проведен ряд республиканских спортивно-массовых мероприятий для людей с инвалидностью, в которых приняло участие 1133 человека. Среди мероприятий – традиционные республиканские спартакиады, туристический слет инвалидов-колясочников, республиканские спартакиады для молодежи среди инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, республиканский спортивный слет инвалидов-колясочников, турнир по баскетболу и другие. Для людей с инвалидностью проведено также 1186 областных, городских и районных спортивно-массовых мероприятий с участием более 20 тысяч человек, 3889 из которых – дети и подростки.

Для организации культурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением по месту жительства работает 146 физкультурно-оздоровительных спортивных центров, в которых создано 135 групп и секций по различным видам спорта. В них занимается 990 человек с особенностями психофизического развития, среди которых более 150 детей и подростков. Работу в центрах проводят 39 инструкторов-методистов по адаптивной физической культуре. В центрах с платными услугами для занятий людям с инвалидностью предусмотрена система скидок и бонусов.

Для развития паралимпийского и дефлимпийского движения регионов страны в 23 специализированных учебных спортивных учреждениях осуществляется подготовка 548 спортсменов с инвалидностью, с которыми проводят тренировочные учебные занятия 105 тренеров-преподавателей. В 2017 году создано учреждение Гомельский областной центр олимпийского резерва по паралимпийским и дефлимпийским видам спорта. В нем открыты 25 учебных групп по 12 видам спорта. Вячеслав Дурнов отметил, что данный центр служит отличным примером для региональных спортивных учреждений. В центре обучаются 27 человек, с которыми работают 29 тренеров, наблюдается большой прирост посетителей.

В 2021 году по результатам выступления на международных соревнованиях 45 молодых спортсменов стали стипендиатами Специального фонда президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. Кроме того, 7 молодых спортсменов и 4 тренера-преподавателя являлись стипендиатами Президентского спортивного клуба, 30 спортсменов получали стипендии за счет средств местных бюджетов.

Спортивное образование

По теме образования в сфере физической культуры и спорта выступил заместитель министра образования Александр Кадлубай. Он отметил, что в системе образования создаются необходимые условия для развития физической культуры. Составляющими эффективной работы являются наличие современной материально-технической базы и квалифицированных кадров в учреждениях.

В учреждениях общего среднего и специального образований для обучения физическому воспитанию используется более 13 тысяч культурно-спортивных сооружений, в учреждениях высшего образования – 806. Обеспеченность спортивным инвентарем в учреждениях общего среднего образования, в которых обучаются дети с инвалидностью, составляет 95%, среднего специального – 90%, вузах – 70%.

/

Традиционно результативными направлениями в белорусском паралимпийском спорте остаются плавание, легкая атлетика, фехтование, лыжные гонки и биатлон. В дефлимпийских – плавание, легкая атлетика, борьба вольная и греко-римская.

/

– В текущем учебном году в учреждениях общего среднего образования обучаются более 75 тысяч детей с особенностями психофизического развития. Из них – более 9000 с инвалидностью. На уровнях профессионально-технического образования, средне-специального и высшего – порядка 2500. Более 70% учащихся с инвалидностью в учреждениях дошкольного среднего образования обучаются в условиях интеграции. Это позволяет максимально включать их вместе с другими обучающимися в физкультурно-оздоровительные мероприятия, – заявил Александр Кадлубай.

Качество образовательного процесса и профессионализм педагогов зависит от постоянного прохождения курсов повышения квалификации и актуальности их содержания. В связи с этим требуется организация курсов повышения квалификации для учителей, преподающих адаптивную физическую культуру для учеников с нарушением зрения, функций опорно-двигательного аппарата, тяжелыми физическими и психическими нарушениями.

Для максимального использования воспитательного потенциала на культурно-оздоровительные и спортивные массовые мероприятия с обучающимися приглашаются выдающиеся белорусские спортсмены, организовано взаимодействие с благотворительным фондом Алексея Талая.

Председатель Паралимпийского комитета Беларуси Олег Шепель отметил, что сейчас в Белорусском государственном университете физической культуры учатся или закончили обучение в прошлом году 23 тренера, которые были паралимпийскими спортсменами. Они работают с людьми с инвалидностью. Кроме того, на практику в Паралимпийский комитет приглашаются студенты. Некоторые из них
впоследствии остаются работать.

Председатель Паралимпийского комитета Беларуси Олег Шепель

– При подготовке спортсменов также должны проходить интегрированные тренировки. Необходимо делать все возможное, чтобы спортсмены-паралимпийцы занимались у здоровых тренеров и со здоровыми спортсменами. Это стимулирует, а также позволяет здоровому человеку понять людей с инвалидностью. Как показывает практика, сначала есть недопонимание и боязнь, а через полгода они становятся лучшими друзьями и общаются не только на тренировках, но и в свободное время. Я считаю, что это правильный подход, – добавил Олег Шепель.

По мнению председателя Паралимпийского комитета, хороший пример интегрированных классов показал Гомельский ФОК: в учреждении олимпийские и паралимпийские спорт-
смены тренируются вместе.

Проблемные вопросы

Вячеслав Дурнов отметил основные задачи по развитию спорта среди людей с инвалидностью. Среди них – доступность физкультурно-спортивных сооружений с учетом комплексного подхода, информирование о возможности посещения доступных центров, обеспечение участия национальных сборных команд в спортивных соревнованиях. С целью повышения массовости физкультурного движения и поиска новых специалистов необходимо привлечение студентов и выпускников к работе со спортсменами с инвалидностью, в том числе учебных практик на базе спортивных учреждений по паралимпийским и дефлимпийским видам спорта, посещение регионов с целью поиска молодых перспективных спортсменов, способных составлять конкуренцию ведущим, а также тренерского состава, способного ставить цели и добиваться их. Среди задач стоит проведение семинаров для тренеров и судей, проведение работы по привлечению специалистов в физкультурно-оздоровительные центры по работе с людьми с инвалидностью Также следует организовать поиск дополнительных форм поощрения спортсменов и тренеров имеющих положительную динамику результатов.

/

Проблемным вопросом остается массовость физкультурного движения среди людей с инвалидностью. В ходе коллективного обсуждения члены комиссии пришли к выводу, что необходимо повышать интерес молодежи к спорту при помощи агитации, информационной деятельности, интегрированного обучения, встреч и мастер-классов от ведущих спортсменов.

/

Заместитель министра спорта и туризма также добавил, что необходимо создать для молодежи группы в училищах олимпийского резерва. Однако в Минске не предусмотрены корпуса для учебы и проживания для людей с инвалидностью.

Существует потребность в тренерских кадрах. Необходимо, чтобы спортсмены с инвалидностью получали соответствующее образование и могли тренировать других. Данная практика уже существует: выпускник специальной школы-интерната для детей с нарушениями зрения, мастер спорта международного класса по легкой атлетике Игорь Фортунов является старшим тренером Республиканского центра олимпийской подготовки по легкой атлетике.

 

Валерия Кабак
Фото автора

Присоединяйтесь к нам! Telegram Instagram Facebook Vk

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.