Инклюзия в тренде
Забудьте понятия «человек с ограниченными возможностями», «человек с недостатком здоровья», правильно – «человек с инвалидностью». А инвалидной коляской больше не будут пугать не пристегнувшихся автомобилистов. 4 декабря это перестало быть позицией ряда общественников и людей с инвалидностью, а стало официальным заявлением. Потому что 4 декабря министр информации Беларуси Александр Карлюкевич и Постоянный представитель Программы развития ООН в Беларуси Санака Самарасинха подписали Информационную стратегию Беларуси по полноправному включению (инклюзии) людей с инвалидностью в общество.
Информационная стратегия по инклюзии – это то, что вы будете читать, смотреть и слушать в средствах массовой информации о людях с инвалидностью. Это то, как СМИ будут рассказывать о ваших проблемах. Это то, как человек, имеющий инвалидность и не имеющий ее, будет думать об инвалидности.
За разработкой стратегии наша газета не только следила, но и участвовала в ней. Этот документ стал реальностью благодаря Национальному плану действий по реализации в Беларуси Конвенции ООН по правам людей с инвалидностью. Ее разработчики: целый ряд министерств, несколько агентств системы ООН, наиболее представительные общественные объединения, защищающие интересы людей с инвалидностью, ведущие белорусские СМИ – опирались на успешную Информационную стратегию по ВИЧ/СПИДу, разработанную в рамках проекта ПРООН.
Стратегия по инклюзии включает в себя 11 стандартов, своеобразных императивов для журналистских и рекламных материалов. Так, разработчики призывают видеть в человеке с инвалидностью в первую очередь личность, а не рассказывать историю его инвалидности; избегать крайностей «герой-жертва»; фокусироваться в первую очередь на (не)доступности инфраструктуры, нежели на неспособности человека преодолеть проблему самому. Также подготовлен глоссарий нестигматизированной терминологии: не «слепой», а «незрячий», «человек с аутизмом» вместо «аутист», «автобус с подъемником» вместо «спецавтобус».
Стратегия подтолкнет к созданию единого информационного ресурса, экспертного совета для мониторинга и анализа информационных материалов, к образовательным новшествам для будущих журналистов и рекламщиков. В ООН одним из показателей эффективности стратегии называют работу людей с инвалидностью в сфере журналистики.
– Смысл стратегии – обозначение приоритетов. Подписание такого документа дает нам право выстроить целостную программу действий. И, конечно же, мы будем активно сотрудничать с международными институтами. Возможно, это будут пресс-туры, пресс-презентации отдельных проектов, – рассказывает об инициативах, которые повлечет за собой стратегия, министр информации Беларуси Александр Карлюкевич. – С Санакой Самарасинха мы уже обсудили один конкретный проект. Это конкурс ПРООН и Министерства информации в 2018 году, посвященный информационному обеспечению темы инвалидности.
– Вместе с Сашей Авдевичем мы проехали на велосипедах около 400 км за восемь дней, и в рамках этого велопробега мы посещали семьи, где воспитываются дети с разными видами инвалидности. И мы поняли вот что: да, подписание и ратификация Конвенции по правам людей с инвалидностью – это здорово, но ничего существенно не изменится, пока мы не изменим сердца и мышление людей, как с инвалидностью, так и без инвалидности. Пока не поможем им понять, что они равные. Пока не станем принимать в расчет не только потребности людей с инвалидностью, но и их потенциал, – рассуждает Постоянный представитель ПРООН в Беларуси Санака Самарасинха.
Сколько понадобится времени, чтобы что-то сдвинуть в общественном восприятии человека с инвалидностью? Координатор инициативы по разработке данной информационной стратегии, психолог Сергей Кручинин предположительно дает лет 10 на расшатывание стереотипов. С какой позиции стартуем? О восприятии человека с инвалидностью я спросила Александра Авдевича, консультанта инициативы, руководителя Лидской межрайонной организации Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников:
– Сначала неприятие, потом хайп жаления. Сейчас идет, по крайней мере, в продвинутых слоях общества, даже троллинг такой: ой, опять инвалид, да ладно. И это нормально, так и должно быть. Потому что воспринимают почти как равных. Я думаю, следующий этап – людей с инвалидностью просто перестанут замечать. А сами люди с инвалидностью стали более наглые. Это же хорошо! – подмигивает Саша Авдевич. – Человеку, который живет в регионе, сходить в исполком к председателю – это нужно набраться наглости. И инвалиды вдруг начали говорить: должен быть туалет в этом супермаркете, пандус. Не ждут, когда сами сделают. И я рад этому, – а по поводу Информационной стратегии по инклюзии Саша добавляет: – Это, наверно, один из первых законопроектов, который должен быть сделан людьми без инвалидности, но в его создании участвовали те, о ком он. Это то же самое что сделать закон по отношению к беженцам, и беженцы будут в этом участвовать!
Кстати, известный самыми разными акциями Саша Авдевич продолжает придумывать нам, журналистам, информационные поводы и служить положительным примером. В частности, к лету планирует отправиться в новое путешествие. По реке. Вплавь. Проплывать по 10-15 км, ночевать, плыть дальше. Конечно, с сопровождением: и выручат, если что, и лагерь помогут разбить. Так что путешествие на зависть обеспечено.
P.S. Очень субъективный P.S. Информационная стратегия по инклюзии – идеальная модель. Модель общества равных возможностей, в котором такая стратегия уже будет не актуальна. Строится она, в общем-то, на очень простых и понятных истинах, из серии «относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Только в нашем случае пиши, снимай, читай (потому что мало корректно писать интервью с человеком с инвалидностью, важно уметь его читать). В нашем обществе, где относительно недавно появились инвалиды, которые постепенно и пока не всюду становятся людьми с инвалидностью, эта стратегия – неотъемлемый этап взросления. И важен тот высокий уровень, на который вышла тема инвалидности.
Обсуждения стратегии чуть ли не каждый раз перерастали в споры. Скажем, меня как журналиста раздражают эвфемизмы «незрячий», «неслышащий» вместо «слепой» и «глухой». А про героев и жертв могу написать отдельную статью. В частности, про то, что все журналистские персонажи – до определенной степени герои либо жертвы, ибо среднестатистическое ничему не научит и никого не исправит. Но идеал и реальность не совпадут никогда, это нормально.
То, как мы, журналисты, напишем о человеке с инвалидностью, так его рано или поздно станут воспринимать в обществе. И самовосприятия это тоже касается. Но кроме как учиться говорить, нужно еще уметь слышать. Мне кажется, культура восприятия информации – не менее важная тема, к которой пока никто не подобрался.
Юлия ЛАВРЕНКОВА
Фото автора
Комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.