Гармонист с инвалидностью выступает на творческих вечерах и фестивалях. Он ищет «особенных» музыкантов, чтобы запустить совместный проект
«Бывает, пою свои песни, и слезы ручьем льются: так переживаю ситуацию или историю, описанные в тексте», – говорит Станислав Соловьев, житель Бреста с 3-й группой инвалидности. Мужчина называет себя человеком-оркестром: на выступлениях он играет на ложках, бубнах, барабанах. Но главная роль в его жизни отведена гармонике. Познакомившись с ней в детстве, белорус через жизнь пронес любовь к этому инструменту. С отцовским инструментом он выступал на многочисленных фестивалях и творческих вечерах. Станислав состоит в Брестской городской организации ОО «БелОИ» и подумывает о том, чтобы создать Общество гармонистов и привлечь музыкантов (в первую очередь, с инвалидностью) к организации своего масштабного проекта. Подробнее – в материале «Вместе!».
«Сегодня мне повезло. У меня была золотистая рубашка, а теперь я раздобыл белую шляпу. Мне еще отдадут седой парик – и можно на сцену», – говорит Станислав Соловьев. Хоть у мужчины нет музыкального образования (мама когда-то хотела отдать сына в музыкальную школу, но не получилось), жизнь его проходит под звуки гармони. Народные мотивы – любимые в творчестве белоруса, поэтому и амплуа он подбирает соответствующие. За спиной жителя Бреста – десятки выступлений в стране и за ее пределами. Сейчас Станислав готовится еще к одному, проводя время в мастерской, где пишет песни и восстанавливает инструменты.
Каждый сантиметр этого уютного закутка, расположенного на базе СМП-391 ОАО «Дорстроймонтажтрест», по месту работы собеседника, напоминает о его увлечении. На стенах – многочисленные дипломы и награды, которые талантливому мужчине вручили на фестивалях в Барановичах, Гомеле, Витебске и других городах и странах. На рабочем месте – паяльники, клей, станок, швейная машинка – все, что нужно для восстановления гармоней.
/
Этому хитрому ремеслу он учился сам, изучая специализированную литературу, вникая во все его тонкости. Так он реставрировал именной отцовский инструмент, который ему подарили в 1973-м году. А недавно восстановил шуйскую гармошку 1950-х годов.
/
В другой стороне комнатушки – место, где Станислав пишет стихи. Его репертуар разнообразен: есть патриотические песни, посвященные 70-летию Великой Победы, тысячелетию Бреста. Многие навеяны родиной, близкими сердцу улочками, лугами, полями. Бывает, белорус услышит чью-то историю, прочтет чужие стихи – и понимает, получится хорошая композиция. Тогда просит у автора разрешения, чтобы чужое творчество обрело голос. Немало у него и лирических песен. А началось все еще в молодости Станислава, когда был в командировке в Пинске. Утром, мчась на работу по рельсам, он напевал «Всех женщин помню имена» Александра Серова и незаметно для себя сам стал складывать строчки новой песни. Эти слова о любви и нежности он до сих пор исполняет на каждом выступлении.
– Я не знаю ни одной ноты, музыку воспринимаю на слух и пою так, как понимаю. Когда был маленьким, часто ездил на родину отца, в деревню Вишни. Любил ходить в сельский клуб, смотреть, как играют на гармошке, и танцевать «Цыганочку». На праздниках, свадьбах, я смотрел, как играют музыканты, мог и сам потихоньку взять гармонь и что-то исполнить. Так по чуть-чуть и научился. Потом моему отцу на юбилей подарили гармонь, я ее везде с собой возил. Мог сыграть несколько песен, но случалось это довольно редко. В юности я также освоил гитару, но впоследствии главное место занимала гармонь, гитару я обменял на другой инструмент, – вводит в курс дела собеседник.
Станислав родом из Могилёва. Там он окончил строительное училище и по распределению попал в Брест. Через полтора года парня призвали в армию, после нее собеседник окончательно обосновался в городе на юго-западе Беларуси, где обзавелся семьей. Его сын, забегая вперед, тоже пробовал играть на гармони, но его к творчеству особо не влекло. Зато у собеседника есть внучатый племянник – «очень шустрый мальчик» – он любит играть на аккордеоне. А в скором времени у белоруса появится на свет внук или внучка, и Станислав надеется, что ребенок унаследует увлечение дедушки.
Ему в этой жизни, говорит герой статьи, все было интересно. И, хоть должности, занимаемые белорусом, сложно назвать творческими: он работал водителем-крановщиком, слесарем-ремонтником по малой механизации, контролером, автокрановщиком, – с искусством он, так или иначе, соприкасался всегда. Плотно занялся игрой на гармошке после болезни в 2011-м году: тогда у него один за другим, с перерывом в полтора часа случились два инфаркта.
– Ответственности у меня было много. Рабочие иногда могли дать слабину, а я, как старший, должен был их поддерживать и помогать. Бывало, трудились вахтовым методом, полмесяца без выходных. Я все близко к сердцу принимал, вероятно, поэтому все так и случилось. А может, потому что мало отдыхал. Я вел здоровый образ жизни, и всегда возил с собой в командировку гантели. Включал музыку и делал упражнения. В тот день я встал рано утром и почувствовал себя не так, как обычно. Думал, немного простыл – на дворе как раз стояла зима – а если бы вовремя обратился к врачу, может, все было бы иначе. Как позже выяснят медики, у меня было поражено сердце – аневризма. И, несмотря на это, уже в больнице, когда меня вели в палате с капельницей на руке, я поддерживал медсестру. Она смеялась, мол, мне бы лежать на операционном столе, а я могу идти, да еще и подбадриваю кого-то. Спустя время один хороший специалист рассказала мне, что уже утром у меня был инфаркт, а спустя короткое время – еще один, – делится подробностями собеседник.
Дальше – операции, реабилитация и инвалидность 3-й группы. Сейчас Станислав чувствует себя по-разному: когда хуже, когда лучше. Но плохим мыслям нет места, когда звучит гармонь. После болезни он все чаще и чаще стал брать ее в руки. А в 2013-м году впервые официально выступил на Международном фестивале творчества инвалидов, который в дни Славянского базара проходил в Витебске. С этого и пошло: мужчина выступал на творческих вечерах в санатории «Буг», на фестивалях в Брестском районе, в России, Польше… У него есть YouTube-канал, записи его композиций можно запросто найти в интернете. Бывали моменты, когда белорус хотел поставить крест на своем увлечении, но минуты сомнения проходили быстро. И друзья убеждали, и сам он верил, что нужно продолжать музыкальное дело.
– Очень большое вдохновение получаю от этих концертов и встреч. И считаю, что гармонисты, если что-то хотят нести людям, должны делать это не из выгоды, а с чистой душой и хорошим настроением, – улыбается Станислав.
Этот дружелюбный и открытый мужчина, который увлечен своим занятием, после последнего фестиваля загорелся идеей собрать гармонистов и музыкантов с инвалидностью вместе. По его задумке, было бы здорово организовать концерт, где выступали бы жители Беларуси из разных областей, причем среди участников могли бы быть также мужчины и женщины без ограничений со здоровьем. Он мечтает, чтобы в Беларуси появилось Общество гармонистов, которые дарили бы народную музыку. Но для этого нужны спонсоры и талантливые люди, готовые поддержать Станислава.
/
Станислав Соловьев из Бреста подумывает о том, чтобы создать Общество гармонистов и привлечь музыкантов (в первую очередь, с инвалидностью) к организации своего масштабного проекта. Контактный телефон: 8-029-524-46-98.
/
Каролина Губаревич
Фото Валерии Кабак и из архива Станислава Соловьева
Комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.