Эксперты о травле в школе: «С детьми все в порядке, а вот к среде есть вопросы»
Проект EdCamp Belarus, дискуссионная и просветительская площадка об образовании, недавно провел конференцию о школе без буллинга. Как начали изучать травлю в детских коллективах, как она изменилась за десятилетия и что с этим делать – рассуждали специалисты из Беларуси и из-за рубежа.
Определение и история
Буллинг, или травля – это форма насилия, систематическое намеренное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группы людей, которая может проявляться в форме физического или психологического давления.
/
Запугивание и шантаж, причинение вреда личным вещам, унижение в соцсетях, распространение неприятных слухов – все это буллинг. Среди последствий – социальная дезориентация, психосоматические заболевания, депрессия, тревожность и суицидальное поведение.
/
Практически все эти риски одинаковы и для жертв, и для агрессоров. К слову, для последних риски преступлений возрастают в четыре раза.
Екатерина Куксо, преподаватель Академии «Директория», отмечает, что травля не новое явление. Такое поведение в целом свойственно для человека. Но если брать социальный аспект, то буллинг скорее появится в закрытых институциях, к которым и относятся школы.
Одним из первых исследований в мире стала работа норвежского ученого Дана Ольвеуса. Он в конце семидесятых годов изучал буллинг в школах среди мальчиков. Вместе с изучением проблемы он предложил государству программу, после внедрения которой в тех школах, где ей последовали, снизилось количество случаев травли на 50 %. В это же время независимо от европейского опыта появляется серия исследований травли в Японии. Там для буллинга было специальное слово «ижим». И на первых порах японцы думали, что это социальное явление – большая проблема только для их страны. Но при сравнении стало понятно, что это не так.
Конец семидесятых и начало восьмидесятых называют золотым временем критики школы. В это время начинается переход от индустриального общества к информационному. Конвейерность сменяется персональным подходом, послушность – свободой, подчинение – равенством, отсутствие эмоций – живостью. Уходит концепция того, что школа – это подготовка к жизни. Школа – часть жизни.
Буллинг в Беларуси
Наталья Гребень, клинический психолог, педагог, исследователь, считает важным разводить понятия насилия и агрессии при определении буллинга. Не всякое проявление агрессии – насилие. Если пренебрегать этим фактом, мы сведем ряд защитных поведенческих функций к буллингу, что неправомерно, как считает эксперт. По проявлениям травли можно судить о психологическом климате в группе. Чаще в Беларуси на нее жалуются мальчики. К слову, наша страна не выбивается из мировых показателей. В 2019 году Международное исследование по оценке образовательных достижений учеников PISA показало, что 19 % учеников сталкивались с буллингом за последний месяц.
/
По данным Натальи Гребень, у нас 14,2 % подростков с высоким уровнем подверженности буллингу, 68,2 % – со средним, 17, 6 % – с низким.
/
Разворачивая тему питательной среды для травли, эксперт приводит тот факт, что 94,6 % опрошенных учеников в ее исследовании сказали, что у них портится настроение, когда нужно идти в школу. Напряженно себя чувствуют около 65 % детей. Конечно, это напрямую не связано с буллингом, но и этот факт нельзя игнорировать. Что-то болит примерно у 70 % ребят и у стольких же портят вещи. Все, что происходит в школе, можно перенести и на общество, уверена эксперт.
Касаясь профилактики буллинга, Ольга Ткачук, педагог-психолог, детский и семейный психолог, отмечает важность развития эмоционального интеллекта учителей, так как с помощью этого можно помочь большому количеству детей. Она уверена, что буллинга можно избежать в группах, где выстроены отношения и границы. Буллинг, по ее мнению, говорит о разбалансированных личностных границах. Агрессор нарушает их по разным причинам, а у жертвы – тоже в силу разных обстоятельств – не получается себя отстоять. Решение – в ассертивном поведении, когда потребности человека и потребности других уравновешены с точки зрения проявления агрессивного или пассивного поведения в каждом конкретном случае. Агрессивное поведение – игнорирование чужих потребностей для достижения собственных целей, пассивное – игнорирование своих потребностей с целью угодить другим. Проблема в том, что у нас сохранилась та система ценностей, при которой постоянное нарушение личностных границ считается нормой: «Ты не можешь хотеть ничего сам, ты должен хотеть то, что я тебе говорю».
Наталья Поспелова, педагог, психолог, коррекционный педагог, специалист по семейному неблагополучию, в борьбе с травлей предлагает идти маленькими шагами. Школы должны работать со своей травлей, в своих классах, имея программы и комплексы именно по тем случаям, которые у них выявляются. Не стоит бороться с буллингом в целом. Лучше, чтобы учреждения дали название своей травле и разграничили проявления буллинга по возрастным группам и по характеру случаев, создав свои документы и применяя свои инструменты. «Посмотрите на свой школьный коллектив, не отрывайтесь в высокие дали», – считает она. Эксперт предлагает работать с травлей не только администрации и педагогическому коллективу, но и всем сотрудникам школы. Крайне большое влияние в защите детей имеют технические работники. Наталья Поспелова говорит, что важно пользоваться правилами, которые будут общими и обязательными для всех участников процесса. Они должны касаться влияния родителей на буллинг в школе, действий детей и реакции на это учитилей: «Если произойдет вот это, то мы поступает вот таким образом». Нельзя зашивать травлю в школьный контекст, размывая субъектность и ответственность.
Буллинг в Украине
Александр Черкас, основатель украинской общественной организации «Не цькуй», считает, что травят, потому что не умеют уважать инаковость человека. Отсюда он делает вывод: пока не произойдут изменения во взрослом сообществе в вопросах принятия в широком смысле, не будет их и в детских коллективах.
/
Исследование ЮНИСЕФ 2017 года в Украине показало, что 40 % жертв буллинга ни с кем не делятся произошедшим, 67 % сталкивались с буллингом за последние два-три месяца. Стеснительные и замкнутые в общении дети становятся жертвами в два раза чаще, чем другие.
/
Чаще всего буллят детей за то, что они выглядят, говорят, думают не так, как большинство сверстников, 24 % украинских школьников считают себя жертвами, 44 % детей-свидетелей игнорировали буллинг, потому что боялись за себя. Поводом для травли может стать что угодно: прическа, одежда, рост или вес. У человека снижается самооценка, развиваются фобии и психологические травмы. Более 63 % учителей отметили, что встречались с буллингом в своем классе.
Мария, ученица 8 класса: «В основном это ненавязчивые слова в мой адрес. Например, что я тупая или жирная и так далее. Я никак не отвечаю. Бывают, конечно, срывы, когда столько терпел, и когда просто упала ручка, то уже хочешь рыдать. Я себе спокойно выхожу, тихонько поплачу. Прихожу и говорю, что все нормально. Я не сержусь, мне обидно. Мало того, что у нас перенаселение на Земле, так еще и такими злыми людьми».
С внедрением дистанционного образования стала распространяться систематическая травля в электронной коммуникации. Она усиливает обычную следующими моментами: круглосуточным вмешательством в личную жизнь, ориентацией на неограниченную аудиторию и скоростью распространения информации, возможностью анонимного преследования.
Организация Александра проводит флэшмобы против буллинга с известными артистами. Издает рабочие тетради о травле, вырабатывает на занятиях способы преодолеть буллинг, которые предлагают сами дети, учит школьников переживать его через творчество и с помощью психотерапии. Также команда разработала электронный курс для взрослых «Разрешаю конфликты и строю мир вокруг себя» при поддержке ЮНИСЕФ и Министерства образования Украины.
В стране действует закон, по которому учителей и администрации школ могут штрафовать за утаивание травли в школе. Эта проблема активно присутствует в образовательной повестке в последние годы. Украина – большая страна, и эксперт отмечает, что в малых населенных пунктах буллинга практически нет, потому что есть плотное общение детей и родителей. Утаить конфликт в сообществе, где все много знают друг о друге, гораздо сложнее. Буллинг – проблема больших городов и оставшихся один на один с собой детей, которые им занимают свое свободное время, потому что не знают, как им распорядиться по-другому.
Ольга Северина
Фото из архива EdCamp Belarus
Комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.