«Живопись людей с инвалидностью – это не всегда экспрессионизм». Надежда Усова о Борисе Кустодиеве и его секретном оружии

Закройте глаза и попробуйте представить ярмарку. Наверняка все будет красочное, яркое, хаотичное. И, с наибольшей долей вероятности, ваша воображаемая картинка будет напоминать какое-нибудь полотно Бориса Кустодиева – главного художника, который мог рисовать чистую радость. Мы поговрили с Надеждой Усовой, научным сотрудником Национального художественного музея Беларуси, и узнали, как Кустодиев писал лучшие работы, будучи прикованным к постели, и отказывался признавать свою инвалидность.
Почему интересен Кустодиев спустя 100 лет?
Борис Кустодиев стоит в одном ряду с величайшими кудесниками – Константином Коровиным, Валентином Серовым, Иваном Айвазовским и прочими титанами, которых мы устанем перечислять поименно. На вопрос «Сегодня людям интересны работы Кустодиева?» Надежда отвечает: «Чрезвычайно!». Именно шесть работ Бориса Михайловича, представленных в художественном музее, притягивают максимальное количество посетителей – Усова признается, что люди «застревают» надолго.
/
Феномен Кустодиева не приукрашен загадочными хитросплетениями или необычными подробностями. Скорее, художник умел грамотно передавать свои эмоции на полотнах – оттого они и пестрят тысячами оттенков.
/
У него особая манера письма: немного гротескная, смешная, но всегда очень добрая. Ироничный взгляд, радость и свет в сумме дают весьма утверждающее искусство. Природный оптимизм Кустодиева и его тяга к счастью дали то, что мы сейчас имеем: абсолютно уникальные работы, которые не изменились по стилистике даже после того, когда художник заболел».
О «Тереме» и опухоли спинного мозга
Накануне Первой Мировой войны Борис Кустодиев написал очень простой летний пейзаж. Назвал его «В Тереме». На первоначальном варианте полотна мы могли бы видеть домик на заднем плане и пышные березы, которые расположены ближе к зрителю. Все бы ничего, но в 1918 году, спустя четыре года, Кустодиев возвращается к старой работе и дорисовывает на «Тереме» автопортрет и изображения всех членов его семьи: жены Юлии, сына Кирилла, дочки Иры и таксы. На полотне Борис Михайлович здоров, но по факту художник уже шесть лет был прикован к кровати.
Надежда Усова отмечает, что характер живописи Кустодиева оставался неизменным на протяжении всей жизни. «Этот стиль художника сформировался еще до болезни. Он был таков – ну, не отразилась на Борисе Михайловиче инвалидность. Он даже выдает это тем, что пишет себя здоровым».
/
В 1909 году у Кустодиева появились первые признаки опухоли спинного мозга. Несколько операций принесли только временное облегчение. Последние 15 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу, из-за чего был вынужден писать работы лежа. Но удивительно, что именно в этот тяжелый период появляются его наиболее темпераментные и жизнерадостные произведения.
/
Для Кустодиева действительность имела второстепенное значение: он хорошо фантазировал и моделировал реальность в голове. Это подтверждает и тот факт, что художник ни разу не писал картины на пленэре.
Не только Ван Гог и экспрессионизм
Во время революции Борис Кустодиев был устаревшим художником: воспевал купеческий быт, который к тому времени уже был мало интересен публике. Все ждали перемен, желательно молниеносных. В это время появляется «Большевик» и другие работы. В них Кустодиев пытается уловить настроение масс. «Он хотел в свои полотна вставить этот необходимый всем революционный элемент. Наш Юдаль Пэн пытался сделать это же. Сейчас подобные вещи кажутся чуждыми, потому мы и возвращаемся к живым и мечтательным картинам тихой дореволюционной жизни. Когда все понятно и спокойно».
Надежда подчеркивает: творчество людей с инвалидностью – это не всегда экспрессионизм. Стереотипное мнение, что главные художники, которые имели некие отклонения, – Эдвард Мунк и Ван Гог. Не всегда психическое и психологическое состояние можно угадать по картинам.
«Художникам и композиторам хорошо, они могут работать несмотря ни на что. У Ренуара, например, была парализована рука. У Клода Моне хромало зрение – отсюда его расплывчатые «Кувшинки». Эдгар Дега стал лепить скульптуры после того, как ослеп».
P. S. Если в морозный зимний вечер захотите почувствовать тепло и уют, то обязательно загляните в художественный музей. Там вас уже ждут шесть удивительных работ Кустодиева. В них переплетено то, что зачастую скрыто от наших глаз: преданность, любовь и вера в лучшее.
Александра Камко
Комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.