Всем – учиться!
В белорусских ПТУ и ССУЗах студенту с ограниченными возможностями обязаны создать специальные условия – прозвучало на ІІІ Республиканском молодежном форуме Белорусского общества глухих, состоявшемся на минувшей неделе. Впервые для него был выбран перспективый формат вебинара. Современные технологии объединили в диалоге Гомель, Минск, Кобрин, Могилев, Витебск, Бобруйск, Пинск, Гродно, а это около ста участников. Речь шла о профессиональном образовании и трудоустройстве, об особых образовательных условиях и особых требованиях, о человеческом потенциале и… ответственности за его развитие.
Организаторами встречи выступили Белорусское общество глухих, кафедра сурдопедагогики Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка и Центр развития информационных технологий университета.
– В рамках форума мы стремимся показать молодежи, что можно иметь обширный выбор будущих профессий. У нас есть молодые лидеры, которые уже передают свой опыт молодому поколению. Вы – завтрашний день Белорусского общества глухих. И наше общество призвано быть стартом для реализации ваших возможностей и талантов, – приветствовала участников форума заместитель председателя Центрального правления БелОГ Светлана Ганеева.
В том числе БелОГ берет на себя профориентацию выпускников школ с нарушением слуха. В частности, через экскурсии на местные предприятия. Помочь с ответом на краеугольный вопрос каждого 9-11-классника, коих, бесспорно, у мониторов в тот день было большинство, о выборе профессии, а равно учебного заведения была призвана начальник управления научно-методического обеспечения специального образования в учреждениях профессионально-технического и среднеспециального образования Республиканского института профессионального образования Елена Фалевич. Специалист поделилась статистиков: в наших ПТУ и ССУЗах ежегодно учится более 3 тысяч человек с разного рода физическими и психофизическими особенностями, из них более 200 – с нарушенным слухом. Не сказать, что цифры велики, но стабильны.
– Сегодня абитуриенты с нарушением слуха имеют право поступать на любую выбранную ими специальность. Жесткого перечня специальностей, показанных для таких выпускников, нет. Решающее обстоятельство – отсутствие противопоказаний в заключении МРЭК. А в соответствии с заключением Государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации вам будут обязаны в учебном заведении создать специальные условия, – придала уверенности Елена Фалевич. – В помощь ученикам с нарушением слуха электронное расписание, учебники в электронном виде, доступ к сканерам, веб-камерам, принтерам, звукоусиливающая аппаратура, видеоматериалы. В некоторых учреждениях образования введена в штат должность переводчика жестового языка. Для всех учащихся с нарушением слуха в наших ПТУ и ССУЗах предусмотрено психолого-педагогическое сопровождение для облегчения адаптации. В течение двух лет действует патронат выпускников с различными нарушениями: помощь в трудоустройстве, в решении жилищных, правовых вопросов.
Сегодня главный тренд в образовании – инклюзия. Среднеспециальные и профессионально-технические заведения также берут его во внимание. Впрочем, пока достаточно колледжей и лицеев, где по ряду специальностей формируются отдельные группы для учащихся с нарушением слуха.
Доцент кафедры сурдопедагогики, кандидат педагогических наук Ирина Русакевич отметила стремление школьников с инвалидностью к дальнейшему образованию. Так 75% таких выпускников школ становятся студентами, в том числе и вузов. Которые сегодня могут предложить «особенному» студенту все больше возможностей. На вебинаре Ирина Русакевич сообщила, что открытая при Белорусском государственном университета информатики и радиоэлектроники кафедра ЮНЕСКО, единственная занимающаяся людьми с инвалидностью в Беларуси, налаживает контакты с Московским государственным техническим университете им. Баумана, возможен обмен студентами. Также эксперт заметила:
– Что касается детей с нарушением слуха, часто приходится фиксировать некоторые необоснованные профессиональные стремления, которые связаны с недостаточностью знаний о своих способностях, возможностях, ограничениях, о путях получения профессионального образования. В то же время интересы и способности старшеклассников с нарушением слуха все-таки шире тех возможностей, которые предоставляет существующая система профессионального образования.
Но дело, бесспорно, не только в предложениях сферы образования, но и в спросе сферы труда. О помощи Белорусского общества глухих в трудоустройстве то и дело спрашивали школьники.
– БелОГ принимает выпускников на работу на свои предприятия, на имеющиеся вакансии, также помогает с поступлением на работу на другие промышленные предприятия. Где-то вопрос остается открытым. Мы стараемся помочь в трудоустройстве членам Белорусского общества глухих, что является первичной задачей нашего объединения, – ответила Светлана Ганеева.
– Трудоустройство после учебы – большая проблема, – прокомментировал начальник отдела организационно-массовой работы и реабилитации ЦП БелОГ Михаил Кузьменков. – У нас как получается: специальность выбирают, медицинская комиссия допускает по этой специальности учиться. Получают диплом, приходят на предприятие – противопоказано работать. В 13-ом лицее группа инвалидов с нарушением слуха учится на штукатуров и плиточников – на практику на стройку не берут. Нет стыковки Минобразования и Минтруда.
Думается, многие проблемы элементарно можно разрешить на местах. Был бы за основу отношений взят индивидуальный подход, а не конвейер. Как могут ученики повлиять на решение таких проблем – думается, только настойчивостью в собственных стремлениях.
А вот от доцента кафедры социальной работы и реабилитологии Государственного института управления и социальных технологий Белгосуниверситета, кандидата педагогических наук Лидии Димскис прозвучала в адрес школьников отрезвляющая критика:
– Мы постоянно слышим от глухих выпускников: куда идти, нас не берут. Так ли это на самом деле? В прошлом году я посетила несколько школ, и это не первый случай, когда я получила просто огромную травму душевную. Ученики 5-7 классов, прочитав задание учителя, не могут понять прочитанного текста, 30% слов и более неясны! Почему не спрашиваете, не требуете объяснить? Нужно иметь базу, чтобы усваивать программу среднеспециального или высшего заведения. И дело не столько в том, что ограничен круг профессий, а в том, что у вас слабая подготовка. Сейчас у нас учится в институте 7 человек с нарушением слуха, двоим из них очень тяжело, они ни с кем из слышащих не общаются, хотя сами говорят! Еще 5 человек учатся заочно. Я пишу с этими ребятами курсовые. Я могу гарантировать, что сегодня один заочник вполне может работать по специальности (социальное обслуживание). Начните менять все с себя – и никто не будет делить вас на слышащих и глухих.
Мотиваторами к действию послужили выступления людей, которые вполне могут стать примерами успешной самореализации. Тадеуш Бекиш из глухого деревенского мальчика, в которого мало кто верил, превратился в мастера пантомимы, режиссера народного театра пантомимы «Рух» Дворца культуры им. Шарко, заслуженного деятеля культуры Беларуси. Неслышащий студент-первокурсник Андрей Игнатенко – уже гордость БелОГ, ведь учится в Академии искусств в Минске. В мире слышащих людей один, без сурдопереводчика. «Будете себя чувствовать так же, как и все, бояться не стоит!» – призвал Андрей.
Юлия ЛАВРЕНКОВА
Фото автора
Комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.