Волонтерство: правовые моменты

Поддержи

В своих публикациях мы нередко приводим в пример опыт американской школы волонтерства, особенно в социальной сфере. Молодые люди там во время учебы активно занимаются волонтерством, а карьера в сфере социальной работы считается престижной. Есть волонтеры и в Беларуси, однако говорить о масштабном наследии, о культуре в этом вопросе еще рано. Безусловно, в нашем законодательстве есть некоторые нормы, которые бы разрешали отношения сторон при волонтерстве. Очевидно, более проработанным выглядит вопрос волонтерства среди молодежи.

Но инициаторы волонтерского движения, например, общественные объединения, хотели бы какого-то более четкого свода правил. Председатель Витебской городской организации общественного объединения «Белорусское общество инвалидов» Эдуард Аветисян много времени уделяет работе на общественных началах, выстраивает коммуникации, сводит тех, кому нужна помощь, и тех, кто хочет и может ее оказать. У него давно есть команда единомышленников разных возрастов и с разным положением в обществе. И чтобы местное волонтерское движение развивалось, по мнению Эдуарда, нужен более серьезный и регулируемый подход. Эдуард, к слову, рассматривал регистрацию первичной организации как один из таких инструментов, который может вывести волонтерство на качественно другой уровень.

На примере некоторых утверждений из научной работы Елены Гакало «Правовая регламентация волонтерской деятельности в Республике Беларусь» можно проследить то, как формируется волонтерство на законодательном уровне в Беларуси и других странах. Давайте вникнем в детали.

По мнению Елены, деятельность общественных объединений как основных элементов гражданского общества является одним из важнейших факторов эффективного экономического и социально-политического развития. В нашей стране на фоне проводимых преобразований использование социального потенциала общественных объединений не является полностью использованным ресурсом развития. При этом правовое регулирование деятельности общественных объединений не сводится лишь к установлению «рамок» их деятельности, но затрагивает широкий круг проблем, характеризующих динамику взаимоотношений общественных объединений как при решении внутренних вопросов, так и при взаимоотношениях с гражданами и государством. Вступая в какое-либо общественное объединение, индивид реализует свое право на свободу объединений. При этом нужно отметить, что степень активности лиц в деятельности общественных объединений в зависимости от их заинтересованности, необходимости, возможностей и других факторов может быть различной. Деятельность индивида может осуществляться как регулярно, систематически, так и периодически, а возможно, даже и разово. В этой связи одним из вопросов, требующих проработки, является регламентация привлечения общественными объединениями для достижения поставленных целей лиц, желающих принять участие в деятельности объединений.

В большинстве развитых государств, в странах Центральной и Восточной Европы такая деятельность широко распространена в форме волонтерства. Закон Республики Польша от 24 апреля 2003 года «О деятельности общественной пользы и волонтариате» под волонтером понимает «лицо, которое добровольно и без денежного вознаграждения выполняет определенные услуги на условиях, предусмотренных законом».

Согласно статье 3 Закона Португалии от 3 ноября 1998 года № 71/98 «Правовые основы регулирования волонтерской деятельности», волонтером является лицо, которое на добровольной, бескорыстной и ответственной основе берет на себя осуществление волонтерской деятельности в рамках организации, привлекающей волонтера, в соответствии с собственными возможностями и свободным временем.

В Российской Федерации рассматриваемая форма участия в общественной деятельности раскрывается в рамках Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». В соответствии со статьей 5, «добровольцы – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие)».

Исследуя правовые основы волонтерской деятельности, российский автор Никитова А. В. подчеркивает, что в большинстве государств законодательное регулирование получила форма организованного волонтерства, обладающего признаками спланированности, регулярности, безвозмездности и добровольности и осуществляемого исключительно в отношении лиц, не связанных с волонтером семейными, дружескими или добрососедскими отношениями. С учетом этих признаков добровольческая (волонтерская) деятельность определяется как деятельность физических лиц, осуществляемая в форме общественно-полезного, добровольного, безвозмездного труда в интересах благополучателей, за исключением лиц, связанных с добровольцем семейными, дружескими или добрососедскими отношениями. Не может рассматриваться в качестве добровольческой деятельность в интересах коммерческих организаций, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний.

Исследуя белорусскую специфику, Елена Гакало отмечает следующее. У нас волонтерское движение регламентируется в государственном ключе. Прослеживается идеологическая молодежная политика в сфере охраны природных ресурсов, окружающей среды, паллиативное волонтерство, профилактика правонарушений, историко-патриотическое воспитание. Это волонтерское движение от номенклатурных структур, прогосударственных общественных объединений.

В контексте нашего разговора более релевантными будут нормы, касающиеся социальной защиты. Законом Республики Беларусь от 22 мая 2000 года № 395-3 «О социальном обслуживании» закрепляется термин «социальный волонтер». Статья 1 данного закона указывает, что социальным волонтером является физическое лицо, добровольно оказывающее социальные услуги. Как «физическое лицо, добровольно оказывающее помощь на безвозмездной основе» волонтеры впервые легально определены в пункте 26 Инструкции о порядке организации и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований для лиц с особенностями психофизического развития, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь и Министерства туризма и спорта от 31 октября 2006 года № 102/39 в качестве участников соответствующих мероприятий. Наиболее значимым для регулирования данных отношений необходимо признать Закон Республики Беларусь от 7 декабря 2009 года № 65-З «Об основах государственной молодежной политики». Статья 20 указанного закона содержит определение молодежного волонтерского движения как «добровольной деятельности молодежи, осуществляемой на безвозмездной основе, направленной на развитие у молодежи чувства взаимопомощи, создание условий для реализации молодежных инициатив по поддержке различных социальных групп населения, приобщение молодежи к здоровому образу жизни, снижение рисков вовлечения молодежи в антиобщественное поведение, достижение иных социально значимых общественных целей».

В соответствии с определением, признаками молодежного волонтерского движения являются добровольность, безвозмездность. По утверждению автора исследования, обзорный анализ рассмотренных нормативных правовых актов дает основание для следующего вывода: общественная деятельность в форме волонтерского движения находит отражение в нормативных правовых актах в Республике Беларусь лишь косвенно, путем упоминания.

/

Легальное определение понятия «волонтерская деятельность» содержит лишь Закон об основах государственной молодежной политики. Однако для регулирования отношений в сфере волонтерского труда и полноценного использования этой формы участия лиц в деятельности общественных объединений только данного закона недостаточно. Деятельность волонтеров не должна быть ограничена только молодежной аудиторией, к волонтерству могут быть привлечены лица самого разного возраста.

/

Условия для активного участия лиц общества независимо от их социального положения, религиозных или политических убеждений должны быть закреплены нормативно. Отсутствует системное законодательное закрепление понятийного аппарата в сфере добровольческой деятельности.

На основании этого Елена предлагает формулировки следующих понятий: волонтер – физическое лицо, добровольно и на безвозмездной основе осуществляющее деятельность в общественно-полезных целях в рамках привлекающей организации в соответствии с законодательством; волонтерская деятельность – добровольная деятельность физических лиц, осуществляемая на безвозмездной основе в форме общественно-полезного труда в интересах сообщества или группы лиц, за исключением лиц, связанных семейными, дружескими или соседскими отношениями, а также в интересах коммерческих организаций и политических партий.

По-прежнему неурегулированным остается правовой статус волонтера. В нормативных правовых актах отсутствует закрепление прав, обязанностей и ответственности волонтеров. Так, по мнению международных экспертов, волонтеры должны иметь право на возмещение всех разумных расходов, понесенных ими в процессе волонтерской деятельности. Механизмы и порядок возмещения расходов добровольцев, понесенных ими в связи с осуществлением ими добровольческой деятельности, требуют регулирования нормами налогового права. Социальная природа деятельности требует четкого разграничения волонтерских и трудовых отношений. Ключевым признаком при этом выступает признак безвозмездности. В соответствии со статьей 25 Трудового кодекса Республики Беларусь от 26 июля 1999 года № 296-З (с изменениями и дополнениями) трудовые отношения возникают как на основании трудового договора, так и на основании фактического допущения работника к работе независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен. Однако на практике при отсутствии письменного оформления добровольческих отношений может возникнуть вопрос разграничения отношений, в которые вступили лица: волонтерские или трудовые.

 

Ольга Северина
Иллюстрации и фото Екатерины Колосовской и из открытых источнико

Присоединяйтесь к нам! Telegram Instagram Facebook Vk

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.