«Жизнь не стала хуже, просто поменялись условия». Гомельчанка – о жизни на костылях и работе с людьми, имеющими инвалидность

Поддержи

Екатерина Анпилогова занимает должность специалиста по социальной работе в территориальном центре социального обслуживания населения Железнодорожного района Гомеля в отделении дневного и круглосуточного пребывания детей-инвалидов и молодых инвалидов, который еще называют «Майский цветок». Девушка рассказала «Вместе!», с какими психологическими проблемами чаще всего сталкиваются ребята с инвалидностью и как их можно преодолеть.

«А у вас все в порядке?»

В «Майском цветке» Екатерина оказалась по воле случая. После учебы в университете (по специальности девушка психолог) она три года безуспешно пыталась найти подходящую работу. Екатерина проводила консультации, занималась с детьми, но не могла найти постоянное место работы. В то время девушка часто посещала встречи клуба «Поиск» при территориальном центре социального обслуживания населения Железнодорожного района Гомеля, где работает психолог Мария Цалко, которая узнала, что у Екатерины проблемы с трудоустройством. Она и порекомендовала Екатерину сначала в школу, а затем в сам территориальный центр.

– В школу меня, скорее всего, побоялись брать из-за инвалидности: долго проходила собеседования, что-то не клеилось. Я хожу неустойчиво, с костылем, зимой немного проблематично, поэтому, возможно, это стало причиной для отказа, – вспоминает девушка. – А вот собеседование в ТЦСОН я прошла успешно, и меня приняли на работу. У нас в отделении все оборудовано элементами безбарьерной среды – для ребят и для меня это большой плюс. Я спокойно поднимаюсь на второй этаж здания.

В «Майском цветке» Екатерина работает на полставки и проводит занятия для ребят в формате кружков. Некоторые обращаются и за психологической консультацией – тогда Екатерина беседует с человеком, вникает в суть проблемы, пытается помочь ее разрешить.

– В нашем отделении я веду кружок «Окна в мир». Объясняю базовые вещи: когда вызывать врача, как принимать душ, пить лекарства, считать деньги, ориентироваться по часам. Провожу и небольшие психологические занятия. Возможно, некоторый материал приходится повторять, еще раз напоминать пройденное, чтобы эти знания закрепились. Обычно я показываю ребятам какие-то видео, рассказываю примеры ситуаций, но если вижу, что в процессе они устают, то устраиваю разминку, танцевальную паузу, например, – рассказывает психолог. – Наши занятия дают результат. Допустим, мы учимся считать деньги. Некоторые потом приходят и хвастаются: «Екатерина Александровна, а я сегодня сам в магазин ходил». Также я провожу кружок «Умейка». Стараюсь с ребятами побольше читать, потому что это тоже важно, многие из них дома совсем не берут в руки книжки. Также немаловажно письмо – они, как минимум, должны уметь написать свой адрес, фамилию, имя.

Еще Екатерина ведет кружок компьютерной грамотности, где изучают основы: что такое компьютер, как им правильно пользоваться, для чего нужны различные программы. По мнению психолога, ребята должны уметь общаться в соцсетях, вести переписки и прочее.

Сила творчества и особенностей

– В территориальном центре я работаю пять лет, но это не единственное направление моей профессиональной деятельности. Еще я состою в ГГО «Гiд па жыццi» (ОО «БелАПДИиМИ»). Здесь моя работа направлена на реализацию своих способностей и возможностей, участие в проектах, творческих мероприятиях, – делится Екатерина. – Я являюсь руководителем проекта «Ясный язык – ясно и просто» в городе Гомеле, который мы разрабатывали вместе с председателем ГГО «Гiд па жыццi» Натальей Семеняко. Сейчас у нас в планах открытие бюро переводов – в качестве продолжения проекта. В свободное время Екатерина проводит занятия в Центре инклюзивной культуры. Она и еще два специалиста по переводу – Руслан Готовчик и Антон Ющенко (муж героини) – переводят тексты на «ясный язык». Все вместе они прошли специальное обучение ясному языку у минских коллег. Екатерина также проводит в Центре инклюзивной культуры занятия по письму и чтению на «ясном языке», по компьютерной грамотности, психологические консультации. Иногда последнего хотят сами ученики, иногда просят их родители, если видят, что у молодого человека есть определенные трудности, которые не получается преодолеть.

Девушка считает, что нет особой разницы в психологической работе с человеком с инвалидностью и с тем, у кого ее нет.

– У людей с инвалидностью такие же чувства и ощущения, как у других. Конечно, эти ребята в значительной степени ранимые и восприимчивые к критике. Специалисту нужно быть более лояльным, где-то подбирать корректные слова, но, в принципе, разницы в работе нет. Многое зависит от окружения человека. У нас есть ребята, которым кто-то сказал по глупости, что он с чем-то не справится, с тех пор он живет с этим ложным убеждением. А есть такие люди, которые, наоборот, стремятся к лучшему и не останавливаются на своем пути.

Надо обращать внимание на восприятие и заинтересованность, понимают тебя ребята с инвалидностью или нет. Опять же, психолог или любой другой специалист, который относится настороженно к таким людям, не сможет с ними работать, наладить коммуникацию. Даже у нас есть люди, которые устраиваются на должность, где нужно взаимодействовать с ребятами с особенностями, работают месяц-другой и уходят. А есть такие, которые более 17 лет на своем месте. Надо быть толерантным и внимательным. Например, из собственного опыта знаю, если начинаешь ребят перебивать, то они переключаются, могут обидеться. Поэтому мы ввели правила для наших занятий: не перебивать, не разговаривать по телефону.

– Многие из ребят не работают, для них наши занятия – это своего рода занятость. Например, в «Майском цветке» открылась мастерская «Изнанка» по изготовлению изделий из керамики. Ребята потом могут продавать сувениры на выставках, дарить близким. И они очень довольны собой – «это я сам сделал!».

Принимать как взрослого

– Разница между людьми, у которых приобретенная и врожденная инвалидности чувствуется только в начале психологической работы. Человек с врожденной инвалидностью не знает другого себя, он родился таким и может вначале даже не понимать отношения к нему окружающих. Почему его так воспринимают? Для такого человека сначала важно принять отношение окружающих, отталкиваться от этого. А если он приобрел инвалидность, то ему прежде всего нужно принять себя и те изменения, которые с ним произошли. Адаптироваться к новой жизни, понять, как себя вести в этих обстоятельствах, какие есть возможности или ограничения. Прежде всего важно принять факт, что жизнь не стала хуже, просто поменялись условия.

У нас есть такие семьи, в которых чрезмерно опекают ребят. Родители должны давать своим детям хотя бы частичную свободу, отпустить их и принять, что это нормально. Многие ребята, с которыми я работала в отделении в самом начале, были старше меня. И, конечно, неправильно, когда их приводили в центр, как детей и соответствующе с ними общались. И даже одежду выбирали как для школьников, когда ребятам уже по 30 лет. Они взрослые. Но это, в первую очередь, должны понять родители.

/

Психолог отмечает, что в этом вопросе есть нюансы. Например, если у человека ДЦП, то отношение к нему, как к несмышленому ребенку, не норма. Но если человек имеет ментальные нарушения, нужно учитывать их степень, однако тоже принимать как взрослого.

/

О низкой самооценке и поиске друзей

– Пока я не стала учиться на психолога, была достаточно замкнутой. Казалось, что я вот так нестандартно хожу, странно передвигаюсь. Жила с родителями, соседские ребята смеялись надо мной. А тогда психика была подростковая, проблема казалась глобальной. И все равно нужно пытаться перебороть свой страх, – рассказывает Екатерина. – Если не выходишь из дома, то можно пробовать знакомиться в соцсетях. Найти хотя бы одного человека, друга. Пробовать что-нибудь купить, общаться в магазине, оформлять заказ. Пытаться перебороть себя всеми возможными способами. Других вариантов нет, особенно, если сидеть на одном месте и ничего не делать. Начинать можно с небольших действий.

Еще ребята часто мне говорят: «я не могу делать это». Отвечаю: «хорошо, давай подумаем, что ты можешь». Начинаю перечислять их плюсы, оказывается, их достаточно много, а человек никогда об этом и не задумывался. Еще один работающий метод: написать, сколько у тебя знакомых. Как минимум, найдутся один-два друга. Нужно вписать тех друзей, которые уже есть, и подумать, с кем бы еще хотелось познакомиться.

По мнению психолога, самая распространенная проблема людей с инвалидностью – низкая самооценка.

– Многие ребята с инвалидностью большую часть времени сидят дома. Это порождает неуверенность в себе, которую нужно искоренять. Но это во многом еще зависит от окружения. Допустим, моя мама не делала вид, что не замечает наличие моих проблем, но все равно постоянно говорила: «Доченька, ты у меня самостоятельная. Должна сама позвонить, куда-то сходить, решить свой вопрос». Она могла подсказать, помочь, но не делать за меня. Если окружение не будет фокусироваться на твоих особенностях, то и ты будешь меньше обращать на них внимание. Мне бы хотелось поблагодарить своих близких: маму, сестру, мужа. Они во многом мне помогают, я их очень люблю. С коллективом мне тоже повезло – помогают и всегда поддерживают. Благодаря работе в «Майском цветке» многому научилась и развиваюсь до сих пор.

 

Александра Камкко
Фото из архива героини

Присоединяйтесь к нам! Telegram Instagram Facebook Vk

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.


Exit mobile version