В Минске эксперты из шести стран обсудили вопросы инклюзивного образования
В Минске прошел Международный научно-практический форум «Инклюзивное образование: благоприятная среда для реализации потенциала каждого ребенка», который объединил свыше 1300 специалистов из Беларуси, России, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана.
В форуме приняли участие эксперты из разных стран, ученые и практики, занимающиеся исследованием проблем развития образования лиц с особыми образовательными потребностями в современных условиях, взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с особыми образовательными потребностями; специалисты, осуществляющие подготовку педагогических работников к профессиональной деятельности в условиях образовательной инклюзии и специального образования; представители общественных объединений др.
Программа форума включала в себя пленарные доклады с обсуждением; участие в работе диалоговых площадок; презентацию проектов.
Как развивается инклюзивное образование в Беларуси и каким опытом можем поделиться с соседями, рассказал заместитель министра образования Александр Кадлубай.
/
В Беларуси насчитывается около 180 тыс. детей с особенностями психофизического развития.
/
– Но нужно понимать, что в этой категории в основном ребята с речевыми нарушениями. Если своевременно оказать им помощь, то в школьном возрасте они уже выходят в норму и могут нормально заниматься по общей программе, – отметил замминистра.
По его словам, в Беларуси почти 30 лет практикуется совместное обучение и интеграция детей с особенностями в классы.
– Этих форм достаточно много. На базе детских садов и школ функционирует порядка 4 тыс. пунктов коррекционной помощи, где с ребятами работают квалифицированные логопеды и дефектологи. Ребенок, несмотря на свои особенности, имеет возможность получать образование со сверстниками в классе, если ему не показано иное, – сказал он.
Кроме того, за последние 20 лет количество специальных интернатных учреждений удалось сократить вдвое.
– Мы придерживаемся принципа не отдалять ребенка от семьи, чтобы он мог получать образование в обычном учреждении. Это является ключевым посылом на сегодняшний день. Также мы отмечаем рост количества детей с расстройствами аутистического спектра и, соответственно, спрос родителей на получение профессионального образования и более углубленную социализацию своих детей. Когда ребята подрастают и получают дошкольное и школьное образование, родители задумываются о том, как они будут существовать отдельно, в том числе в рамках своей семьи. И эти вопросы мы также обсуждаем, – поделился замминистра.
Участие в форуме приняло множество человек из разных стран: кто-то офлайн, кто-то подключился онлайн.
– К нам едут обучаться. Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка является базовой организацией СНГ по этим вопросам. Наш институт инклюзивного образования известен далеко за рубежом. У нас накоплены ресурсы и опыт, которые наши коллеги готовы использовать, – подчеркнул Александр Кадлубай.
Замминистра также анонсировал, что Министерство образования совместно с Министерством здравоохранения и Министерством труда и социальной защиты разрабатывает концепцию вовлечения людей с особенностями психофизического развития в трудовую деятельность и социализацию. Будет подготовлен план мероприятий, направленный на решение актуальных задач в сфере инклюзии.
Как развивается инклюзивное образование и какие шаги для этого предпринимает Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка, рассказал журналистам ректор вуза Александр Жук.
Александр Жук подчеркнул, что форум посвящен актуальной теме во всем мире – необходимости включать детей с различными образовательными потребностями в единый процесс обучения и воспитания вместе с другими сверстниками.
– Для Беларуси принцип инклюзии является одним из принципов государственной образовательной политики. Наш университет, будучи базовой организацией стран СНГ по повышению квалификации и переподготовке специалистов в области специального единого образования, активно занимается содержательной реализацией этого принципа, – сказал он.
Ректор отметил, что уже сделано многое для подготовки педагогов к работе с особенными детьми – начиная с детского сада и заканчивая высшим образованием.
– В этом направлении разработаны новые учебные планы и стандарты, а также содержание новых образовательных дисциплин. Например, инклюзивная образовательная практика теперь преподается всем педагогам, а не только дефектологам. Это необходимо для того, чтобы учителя-предметники и воспитатели дошкольных учреждений могли профессионально работать с этими детьми, – добавил Александр Жук.
Достигнутыми результатами белорусские эксперты поделились с гостями из России и других стран СНГ. Те в свою очередь рассказали о своих достижениях.
– Этот форум еще раз подчеркивает важность этого направления. Я уверен, что представление наработанного опыта и обмен опытом реализации принципов инклюзии разных стран позволит нам вовлечь в образовательный процесс детей с различными особыми образовательными потребностями, что является гуманным с точки зрения подготовки будущих граждан нашей страны, – подытожил ректор.
По материалам БЕЛТА
Новости из жизни белорусов с инвалидностью в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!
Комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.