Учебники, питание, подвоз: какие еще льготы предусмотрены для детей с особенностями психофизического развития

Поддержи

В Минобразовании рассказали, какие льготы и меры поддержки предусмотрены для детей с особенностями психофизического развития. На эту тему выступила главный специалист управления дошкольного образования главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Елена Мулица во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА.

– В системе образования предусмотрен ряд льгот и мер социальной поддержки, которые направлены на детей с особенностями психофизического развития. Среди них бесплатное пользование учебными пособиями для тех, кто осваивает образовательные программы специального образования. Также это дифференцированные льготы в оплате за питание в учреждениях образования, для детей-инвалидов это питание бесплатное. Мы говорим и о бесплатной коррекции нарушений физического или психического развития, которая осуществляется либо в пунктах коррекционно-педагогической помощи, либо в образовательном процессе путем проведения коррекционных занятий при реализации отдельных учебных планов специального образования. Кроме того, это организация бесплатной перевозки обучающихся с особенностями психофизического развития, в том числе для детей с выраженными нарушениями передвижения использование специально оборудованного транспорта в этих целях. Сегодня бесплатная перевозка обеспечивается всем нуждающимся в ней обучающимся, – рассказала Елена Мулица.

Елена Мулица

Также среди мер социальной поддержки – патронат выпускников с особенностями психофизического развития в течение двух лет после окончания учреждения образования.

– Патронат – это такая форма оказания личностно-ориентированной социально-педагогической поддержки выпускникам, которая поддерживает их на начальном этапе самостоятельной жизни. Ведется работа непосредственно с выпускником, с теми организациями, которые принимают его на обучение либо на работу, это и работа с родителями. Патронат помогает детям с особенностями психофизического развития сориентироваться после окончания учреждения образования в последующем трудоустройстве. В рамках взаимодействия с Министерством труда и социальной защиты осуществляется переход выпускников центра коррекционно-обучающего обучения и реабилитации в территориальные центры социального обслуживания населения, то есть уже в учреждения социальной защиты. Из более чем 2 тыс. выпускников центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации последнего десятилетия половина перешла в территориальные центры социального обслуживания населения, – добавила главный специалист.

Елена Мулица отметила, что в новую редакцию Кодекса об образовании для социализации обучающихся включена норма, обеспечивающая возможность получения образования на дому в сочетании с занятиями в учреждении образования.

– В этом году мы разработали инструктивно-методическое письмо по этому вопросу, которое размещено на сайте Министерства образования. Таким образом, выстроилась такая система образования лиц с особенностями, которая обеспечивает практически 100%-ный охват каждого выявленного ребенка различными формами помощи и получения образования. Это осуществляется во взаимодействии с учреждениями здравоохранения, а также социального обслуживания. Такой ребенок сопровождается начиная от рождения с оказания ранней комплексной помощи и фактически до получения им профессии, – констатировала она.

Директор Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Вера Хитрюк добавила, что есть еще одна очень важная мера социальной и образовательной поддержки.

– Это создание специальных условий при организации вступительных испытаний в учреждения высшего образования. Мы понимаем, что не все дети могут участвовать в централизованном экзамене или централизованном тестировании. Поэтому для этой категории поступающих предусмотрена возможность организации таких вступительных испытаний в том учреждении образования, куда они намерены поступать. Это означает еще и дополнительный функционал для центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, а также учреждений специального образования, которые являются ресурсом, сопровождающим эту процедуру. Они могут оказать консультативную услугу и обозначить, какие именно условия необходимы, как они должны выражаться, кто должен при этом присутствовать, то есть создать комфортные условия для ребенка с особенностями психофизического развития для поступления в учреждения высшего образования, – подчеркнула она.

Вера Хитрюк

По ее словам, Беларусь – единственная страна на постсоветском пространстве, которая с 1995 года реализует на практике модели интегрированного обучения и воспитания, проделав очень сложный путь.

– Нам сегодня есть чем гордиться, потому что, например, даже Россия в определенный момент оказалась не готова к инклюзивному образованию: не были подготовленные кадры, не были подготовлены учреждения образования, родители, да и сами дети – как нормотипичные, так и наши дети. Потому что для них это тоже дополнительное испытание, стресс, хотя это и дополнительные возможности, – отметила Вера Хитрюк.

 

Главное фото носит иллюстративный характер

 

 

Самые интересные новости из жизни белорусов с инвалидностью в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!

Присоединяйтесь к нам! Telegram Instagram Facebook Vk

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.