Учеба в колледже, практика в территориальном центре соцобслуживания: студенты-медики из Минска рассказали, как во время каникул трудятся сиделками и соцработниками

Поддержи

В этом году Территориальный центр социального обслуживания населения Московского района Минска начал сотрудничать с Белорусским государственным медицинским колледжем. Учащиеся работают в ТЦСОН социальными работниками и сиделками в качестве летней трудовой занятости. «Вместе!» встретилась с ребятами и заместителем директора Центра, чтобы обсудить инициативу и ее возможные перспективы. 

Медики лишними не бывают 

– Для нас работа с медицинским колледжем – первая практика в плане сотрудничества со студенческими отрядами, – рассказывает Анастасия Урбанович, заместитель директора ТЦСОН Московского района Минска. – Сейчас у нас пять студентов трудятся социальными работниками. Они работают с пожилыми гражданами и с людьми с инвалидностью как на дому, так и в территориальном центре. 

Заместитель директора ТЦСОН Московского района г. Минска Анастасия Урбанович

– Я учусь на третьем курсе по специальности «лечебное дело», – делится Арина, студентка колледжа. – В мои обязанности в территориальном центре входит помощь и организация досуга людям с инвалидностью. 

Девушка признается: из-за того, что это ее первый опыт, поначалу было трудновато привыкнуть к специфике работы ТЦСОН. Но чем дальше, тем проще. Студентка уже хорошо знакома с подопечными Центра и знает, как найти подход к каждому из них. 

– Мы немного разграничили форму работы и помощи, – продолжает замдиректора. – Некоторые студенты помогают ребятам с инвалидностью, которые приходят в дневное отделение: занимаются организацией досуга, консультируют в бытовых вопросах. С учетом их образования они могут что-то подсказать по медицинской части, решить определенные вопросы, осуществить контроль за состоянием здоровья. Ребята к нам приходят разные: у кого-то ментальные нарушения, кто-то имеет диагноз ДЦП, у других заболевания иного характера. И каждого необходимо сопровождать и направлять. Еще работают две студентки, которые ходят домой к подопечным Центра, что находятся на домашнем обслуживании. Девушки приносят им продукты питания, лекарства, помогают в быту. 

Анастасия отметила, что летняя занятость студентов колледжа – это не практика, а полноценная работа, на которую ребята приходят ежедневно. Каждый выполняет свои обязанности, а рабочий день длится с 9.00 до 13.00. Конечно, будущим медикам помогают специалисты Центра, подсказывают и консультируют. Так ребята учатся взаимодействовать с людьми с инвалидностью и понимать их запросы. 

– В отделении есть инструктор по трудовой терапии, руководитель кружка, которые помогают студентам. Нам бы хотелось продолжить работу с медицинским колледжем. И, думаю, не только в рамках студенческого отряда, но и как волонтерские объединения. Есть уже определенные планы на будущее, – улыбаясь, отмечает Анастасия Урбанович. – Я уверена, что студенты со своим опытом, знаниями и навыками будут очень востребованы, потому что в нашем штате нет медицинских работников. И если в Центр будут приходить такие студенты, то, естественно, это станет большим плюсом к нашей работе, помощью специалистам и самим подопечным, которые в ТЦСОН проводят много времени. Кому-то из них нужно принимать лекарства, делать гигиенические процедуры. Помощь со стороны людей с медицинским образованием была бы весьма кстати. 

Ребята с инвалидностью утром приходят в Центр. Можно сказать, что студенты выступают в роли персональных ассистентов: помогают разогревать еду, показывают, как заваривать чай, учат другим бытовым вещам. Часто ребятам нужен сопровождающий во время прогулок, игр, походов в кино, – отмечает замдиректора ТЦСОН. 

Набраться опыта  

После учебы ребята могут трудоустроиться в территориальный центр, но необходимо будет пройти переквалификацию. Наличие у ребят медицинского образования сыграет им на руку: например, при трудоустройстве сиделкой, няней. 

– В будущем нам предстоит работать с разными людьми, в том числе с теми, кто имеет особенности развития, – делится Виолетта, студентка третьего курса медколледжа. – Поэтому нужно попробовать поработать со всеми категориями и набраться опыта, пока мы еще учимся. Трудностей в работе в территориальном центре нет, хотя и было сложновато в первые дни. После привыкаешь, принимаешь все как должное и стараешься максимально помочь, поддержать, – тогда все получается. 

Ольга Дроздова, социальный педагог Белорусского государственного медицинского колледжа считает работу студентов в ТЦСОН хорошей практикой, ведь ребята, идущие в медицину, отзывчивые и эмпатичные. 

– Я задействована в организации досуга как несовершеннолетних учащихся, так и тех, которые собираются выпускаться. В прошлом году у нас тоже была организована летняя занятость, в основном ребята были заняты в сервисных отрядах. Тогда было задействовано 80-90 студентов. В этом году численность увеличилась, потому что ребята крайне инициативные – сегодня это 150 учащихся за 2021/2022 учебный год. И теперь они трудятся в 12-ти студенческих отрядах, весьма разноплановых, – подчеркивает педагог. – С этого года наши ребята стали работать в ТЦСОНах Московского, Октябрьского, Фрунзенского районов, а также в психоневрологическом доме-интернате для пенсионеров и инвалидов №2. 

Занятие на любой вкус 

– У нас в центре функционируют девять отделений. Главное находится на улице Наполеона Орды, два филиала – по пр. Любимова и ул. С. Есенина, в последнем отделении находятся люди с тяжелыми множественными нарушениями. В отделении дневного пребывания для инвалидов на улице Есенина все помещения оборудованы безбарьерной средой – подопечные не могут передвигаться и сами себя обслуживать, в этом им помогают сотрудники, – рассказывает Анастасия Урбанович о работе ТЦСОН. Специалист отмечает, что Центр стремится к организации комплексного социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. ТЦСОН не только оказывает населению ряд услуг (работа няни или социального работника), но и осуществляет клубную и кружковую работу. 

– У нас открыта мастерская «ПроХвост», которую помогли организовать с помощью спонсоров немецкого посольства в рамках гуманитарного проекта. Нам дали возможность купить современное оборудование, чтобы ребята могли производить различную эко-продукцию в рамках работы кружка. Наши подопечные здесь занимаются изготовлением лежанок для животных, когтеточек и прочего, – говорит Анастасия. – Пока с продажей продукции вопрос остается открытым, потому что это не наша основная деятельность. Но если у ребят дома есть животные, то они просто забирают изготовленные поделки себе. 

В Центре оборудована еще одна мастерская, где на станках ребята могут напечатать на различных изделиях картинки или текст. Анастасия отмечает, что эту мастерскую ТЦСОН создал в рамках партнерства с районной организацией «БелАПДИиМИ». 

– Мы участвуем как сопартнеры в большом проекте «Теплый дом». На протяжении 12 недель ребята с инвалидностью приходят к нам в отделение и находятся там с понедельника по пятницу, учатся проживать самостоятельно, обслуживать себя. И если изначально ребята чего-то не знают или боятся, то выходя из функциональной квартиры, они уже многое умеют. 

Кроме того, в территориальном центре можно заниматься рисованием, йогой, изучением иностранных языков, пением, танцами и даже познанием себя. Каждый подопечный сможет найти занятие по душе. 

 

Александра Камко

Фото автора

Присоединяйтесь к нам! Telegram Instagram Facebook Vk

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.