Твое личное солнце

Поддержи

Иван Петручик иконописец, Светлана Ушакова, мастерская художникаКак журналист я коллекционирую собеседников – чудесно: делишься и никогда не растрачиваешь. Этот человек в любимом списке с первой увиденной карандашной птички на ветке. Такие герои попадают в нашу потребность восхищаться. Есть чему: Иван Петручик – акварелист и иконописец, дипломированный дизайнер, фотограф, четырехкратный чемпион Беларуси по лыжному спорту, наставник воскресной школы в Свято-Петро-Павловской церкви в Сенице.

В прошлом августе Петручиков стало двое. Удвоилось и их чуть ли не магическое обаяние. На Ванино счастье Свету я налюбоваться не могла. И нашел же в огромной России себе лучистое такое отражение. Удвоилась и творческая энергетика: Света живописец и иконописец. О чем сейчас говорить, как не о семье! А это значит, и о художественной мастерской, и о поездках Минск – Воронеж – Киев, и о провидении, благодаря которому все в нашей жизни связано. Так я оказалась в гостях у Ивана и Светланы Петручиков. Как художники внимают деталям, так и я на этот раз прислушалась не только к собеседникам, но и к вещам вокруг них.

Цветы

Засушенный свадебный букет – конечно, Света постаралась. Тонкий аромат воспоминаний.

– Немного совсем позвали гостей – только родные и близкие, а когда было венчание – полный храм, – широко улыбается Света. – Прихожане храма Петра и Павла в Сенице, куда мы ходим, услышав, что у нас венчание, пришли поздравить. А девочки как принцессы наряжены! Настолько радостно!

На подоконниках фиалки, гранаты, оливки, лимоны, мандарины, апельсины, пассифлора, елочки, кофе, хурма, личи, герань, мирт, адениум. Я сама удивлена, как они там помещаются.

– По заповеди Божией возделывать райский сад, – знакомит Ваня с этой экзотикой. – Человеку свойственно копаться в земле, а чувство-то какое, когда эта веточка прорастает!

Эти двое сами напоминают цветы.

– Жизнь только началась, на самом деле, стала наполненной, – поразила меня Света. Неужели же иконы, картины, выставки, путешествия не в счет? – Для женщины естественно быть за мужем. У меня независимости и самостоятельности было выше крыши. Я 10 лет отдельно жила, как уехала в Воронеж учиться, у родителей не спрашивала разрешения, а ставила перед фактом: я поступила туда, поеду туда. И я так от этой независимости устала. Потому что для женщины это неестественное состояние, она теряет женственность. Лучше силы тратить на любовь, а не на карьеру. И тогда на душе спокойно, и творчество идет, и все получается.

Стены

– Свои картины будете вешать? – киваю на пустые стены.

– А зачем? – Ваня убедил, что у нормального художника развивается здоровый цинизм по отношению к собственным работам. – В мастерской постоянно видим. Да мы же не для себя рисуем. Хотя и для себя тоже, – подмигивает.

Квартира, которую Ваня и Света получили в Специальном доме для ветеранов, престарелых и инвалидов в Минске больше года как, пока слишком просторна – с работой и поездками некогда обживаться. Едва успели сделать ремонт.

– Я привык как в цыганском таборе. Вещи в сумках, сумки в коробках. Для Светы это был шок. Просто моя семья постоянно переезжала. Я даже здесь не хотел ремонта делать, но если б ты видела, что здесь было…

И пожары, и потопы, и засаленные дверные ручки… Побелить потолки Свете удалось только в коридоре. А для женщины на чемоданах жить – тоже неестественно. Постепенно и Ваня вошел в то же русло мыслей: вот сюда нужно шкафчик повесить – красиво, уютно.

Хотя тема поездок осталась: к Светиным родителям в Острогожск (всего за тысячу километров), к Ваниным бабушке и дедушке в Западную Украину, к друзьям в Киев, к крестным в Петербург…

– Когда я попала в первый раз в Киев и на Западную Украину, думала: как мне здесь нравится, как бы найти кого-нибудь, к кому сюда приезжать! Как бы научиться борщ готовить украинский – я там одним борщом питалась, так вкусно. И с Питером так же, – восторг Светин заразительный. На самом деле, к таким мотаниям пришлось заново привыкать после нескольких лет затишной жизни.

Чашки

На одной керамической чашечке синенькая кругленькая мальчишечья фигурка, на другой – розовая девчачья. Пьем сбитень – согревающий русский напиток, со специями, травами, вручную собранными.

Кстати, началось, в общем-то, все тоже с чая.

Познакомились через интернет. У Светы было много информации по иконописи, и чтобы ее сохранить, ведь компьютер – штука ненадежная, решила выложить все альбомы в Facebook. Буквально за несколько месяцев тысячи людей попросились в друзья и начали делать репосты. Эта информация сугубо для себя неожиданно разлетелась по всему миру. Когда добавляла очередного нового друга…

– Ну, художник, акварельки пишет, хорошо, наверно, жена, дети. Потому что люди с такой открытой душой, с таким глазами одинокими не бывают. Увидела и забыла. Спустя время случайно посмотрела репортаж, где рассказывалось о Ване, в том числе что он иконописец. ВКонтакте я добавляю себе в друзья иконописцев для обмена опытом. Через три дня переписки перешли на скайп. По скайпу мне звонит: ну, иди наливай чай, сейчас чай будем пить. Мы сидим, пьем чай – я понимаю: этого человека я знаю всю жизнь, такая родная душа.

С включенным скайпом работали. Ваня писал икону Царственных страстотерпцев – его первые большие фигуры. Порой фотографировал детали, отсылал Свете, она находила в массе своей информации, откуда скопировать складочку или где подсмотреть изгиб руки.

Буквально на второй день Ваня позвал Свету в Минск – помогать писать икону. «Будет меня каждый день звать? – подумала Света. – Вот как раз узнаю, насколько действительно нужно, чтобы приехала». Месяц ежедневно виделись у компьютерного экрана, каждый день Ваня звал к себе.

– Удивительно, меня родители так спокойно отпустили к нему. Пошла к духовнику – тоже благословил. Кого ни встречу из знакомых: ой, да, поезжай, в Минске замечательно. Что ж такое? – Света смеется.

Иконостас

Будущий. Средняя доска – 1,85 м. Здесь будет копия иконы Владимирской Божией Матери, самого известного образа Богородицы, и 18 святых. Если день в день работать – наверно, года на два. Попробовала на вес труд иконописца – не завидую. А пока пишешь, доску постоянно двигаешь, переносишь. Тот самый иконостас, который свел их вместе и в творческий тандем, и в семью.

– На меня смотрело 10 глаз: Ваня, Ванины родители, кошка и собака – мы жили в одной комнате. А я могла Ваню оценить со всех сторон, потому что видела все его окружение.

– Первое, что я заметил – она повторяла мои шутки.

– С мамой когда по скайпу разговаривали, она первое время пугалась наших подколок. Ругаетесь? Все время шутим!

Иван Петручик иконописец, Светлана Ушакова, мастерская художника
Обратите, пожалуйста, внимание не только на счастливые лица, но и на доски для иконостаса. Каков объем!

– Себе порой просто извиняю, что могу быть грубоватым где-то, слишком строгим. По друзьям знаю: иногда что-то строгое скажешь – обидятся, уйдут, и будут правы, в принципе. А Света может в любой момент улыбаться, и не прикидываясь, что ничего не замечает, а искренне – и эта строгость моя уходит. Когда решаешь, твой человек или нет, думаешь, сможет ли он потерпеть твой характер.

Через месяц после Светиного приезда, на Пасху, Ваня и позвал ее в жены.

– Ходить полгода просто общаться? Нам же не по 18 лет. Надо беречь время другого человека. У нас обоих такая позиция, – отвечает на мое удивление Света. – Мы общаемся 24 часа в сутки. Живем вместе, работаем вместе, ездим везде вместе – мы этот год вообще не заметили. Может, что мы друг в друге нуждаемся. Ване, например, каждый день нужна моя помощь. Даже чтобы писать иконы – надо сесть, разложить все это, что-то забыл – подать. Есть вещи, которые я не могу сделать, может только он. Весь день на взаимопомощи строится. И с мыслью – хорошо ему или плохо. Элементарно: побеспокоиться ночью одеялом накрыть – ноги же не чувствуют.

Лирическое отступление о понимании

– Кстати, что было сложно, то вот как раз обсуждать, проговаривать. Света привыкла сама решать. Я захожу на кухню – Света готовит борщ. Это мы только поженились. И моя первая мысль: ну явно же готовит не так, как я люблю, спрашиваю: а ты будешь туда класть это и вот это – Света только что не сказала: «Чего вообще лезешь на кухню». Теперь всегда советуемся.

– Иначе как я узнаю, что ему нужно или что я неправильно делаю. А если вдруг какие-то черты не нравятся в человеке, это такие мелочи. Может даже, это во мне нет чего-то такого доброго, чтобы это понять.

СКИТ

То есть «Студия красоты и творчества». Из мастерской можно не уходить, как из сокровищницы. И в первую очередь она меня поразила порядком, а благодаря этому и простором – а еще мастерская!

Иван Петручик иконописец, Светлана Ушакова, мастерская художника
Даже с царским гербом лампада есть.

– Горит ладан – у нас мини-коллекция старинных лампад. Песнопения включаем – даже в коридоре слышны. Или лекцию какую-нибудь. Ваня усаживается писать на пол, часто и я с ним рядом на коленях. Пока кто-нибудь из нас не вспомнит, что пора обедать. Бывает, с утра до ночи здесь: например, готовим доску – клеится паволока (ткань), на паволоку наносится 15-20 слоев левкаса (грунт на основе мела, животного клея и льняного масла) – там нельзя отвлекаться. Пишем – прерываемся посоветоваться. Как в раю.

Иван Петручик иконописец, Светлана Ушакова, мастерская художника
Растолочь в порошок…

– Это Света идеализирует, мы все-таки двое творческих людей. И настроение разное. Бывает, не пишется. А бывает, кажется, что все хорошо, и тут подходит другой художник, хоть и часть семьи: что-то ты, Ваня, тут ерунду сделал – и в то место тычет, где, казалось бы, все идеально. Такое возмущение: кыш!

– Отходишь куда-нибудь подальше, потом смотришь – уже исправлено, – смеется Света.

Иван Петручик иконописец, Светлана Ушакова, мастерская художника
…который станет краской.

Обвыкаешь в святая святых и начинаешь замечать детали. Походный чемоданчик – одну икону, бывает, начнут в России, пишут в Беларуси, заканчивают в Украине; море акварельных и масляных красок; флотилия кисточек – и то не все на виду, какие-то из них художники делали вручную. Вот купленное за копейки на аукционе распятие – Света собирается его отреставрировать. Оказывается, со скульптурой и с литьем она тоже работала.

Иван Петручик иконописец, Светлана Ушакова, мастерская художника
Тоньше человеческого волоса.

Вот вручную перетертый малахит, лазурит, изумруд… Азурит – грамм и вовсе по цене золота. В тяжелой ступке камни разбиваются как можно мельче. Стекло на Светином столе затертое – на нем мелкие кристаллики камня смешиваются с водой и в течение нескольких часов затираются стеклянным курантом до порошка. Когда высыхает, каменная пыль сошкрябывается в баночки. Желток, вода, уксус – и готова краска для вечности. Пары минералов ядовиты, есть в их составе даже цинк и свинец.

– Ни перчаток, ни респиратора, – мотает головой Света. – Потом наши косточки найдут и поймут по химическому анализу, что мы художниками были. Так нашли мощи Андрея Рублева – вся таблица Менделеева в костях.

В СКИТе я впервые вижу сусальное золото. Тоньше человеческого волоса. Золочение – Светина миссия в Свято-Елисаветинском монастыре, где супруги работают. Вот ножи, чтобы разрезать золото на специальной подушечке, кисточка, чтобы взять и перенести на икону, камушки, чтобы золото полировать. Нет, старинные технологии используются не всегда. В Свято-Елисаветинском монастыре помнят о простых прихожанах: современные технологии доступнее.

На мое слово «сокровищница» Света улыбается: мол, ценится готовая работа, а все эти порошки да составы для обычных людей бесполезны.

Чтобы Ивану и Светлане в интернате, в двух минутах от квартиры, выделили мастерскую, немало сил приложила заместитель председателя комитета по труду, занятости и соцзащите Мингорисполкома Ирина Дудка. Дали с условием принимать в ученики жильцов интерната. Из всех желающих остался один ученик, но очень талантливый, а еще нашелся человек, который в зрелом возрасте пробует писать иконы.

Иконы

В домашнем иконостасе за лампадками только две работы Петручиков, остальные подарены да привезены со святых мест.

Иван Петручик иконописец, Светлана Ушакова, мастерская художника
Олифа, завершающая все работы, долго сохнет, поэтому икона лежит под стеклом, чтобы не садилась пыль.

– Бывает, мы приходим в храм, где есть наши иконы – никто ж не знает, подводят нас: вот красивая иконочка у нас новая, – творческий подъем после таких слов Ваня описать не пытается, достаточно выражения глаз. – Ведь первый вопрос, который встал передо мной, когда я заболел (инсульт спинного мозга): как я могу быть полезен кому-то? Я о семье ни разу не думал до того, но вдруг пришло в голову: а как у меня будет складываться семья, а как я смогу ей помогать. Мне было 12 лет. Иконопись – главная перемена в моей жизни. Меня никто не воспитывал в православии, – в отличие от Светы, воспитанной воцерковленной семьей, крещенной еще в то время, когда это делалось тайно. – После болезни я откровенно стал неверующим, думаю, это обида была такая на Бога. А тут появился в моей жизни отец Андрей из Киева: просто солнце – рыжий, большой, шутка-прибаутка через слово. Мой духовник теперь. Я приходил к концу службы, чтобы просто с ним чаю выпить, побеседовать. И он же меня потом благословил на иконопись. До этого я вообще не рисовал в цвете, только карандашом, ручкой, маркером, татуировки какие-нибудь. А у Светы тоже необычно получилось: родители ей запрещали заниматься живописью.

– Рисуй, конечно, но не профессия в жизни, – поправляет Света.

И это живя в Острогожске, где родился Крамской, где сильная художественная школа его имени! Куда Света и поступила, да буквально через месяц заболела – пришлось уйти.

– Родители изменились, когда увидели, что и этим можно зарабатывать и жить. Сейчас пошла такая поддержка! А когда я им рассказываю про иконопись, у них глаза большие светлые – как у детей. Меня во многом сформировали люди, которые делали в жизни больно. В таких ситуациях ты либо обидишься и замкнешься, либо научишься поступать правильно. Даже родители: не разрешали – и слава Богу. Потому что потом было такое скопление энергии – как пружину натянули, и она выстрелила.

С родителями компромисс – художественно-графический факультет Воронежского педагогического университета. Но абитуриент должен уметь на уровне рисовать гипс, натуру, натюрморт, плюс конкурс в России куда выше белорусского. В художественную школу имени Крамского Свету взяли сразу в 5 класс вольным слушателем.

Иван Петручик иконописец, Светлана Ушакова, мастерская художника
Светин проект иконостаса в резьбе, 5 на 7 метров. Реализован!

– Я туда ходила каждый день, кроме воскресенья, когда она была закрыта, и за год наверстала все предыдущие. Поступила. А уровень факультета такой, что туда поступают после училища. Потихонечку за первый курс вытянула его, потому что ходила к старшим заниматься. А так хотелось бросить это заведение и поступить в нормальную академию – быть чисто художником. Но на 3 курсе появилась иконопись. Я ходила по городу и искала-искала-искала, где же можно учиться иконописи! – объясняет свое состояние Света. – И тут как раз открылась иконописная школа при храме. Параллельно училась там и в институте. Началась работа – к сожалению, не хватало времени на иконописную школу, но эти люди мне столько всего дали. Просто промысел Божий, я по-другому не могу назвать. Защитила диплом – и школа закрылась. А теперь я учусь у мужа.

Акварели
Иван Петручик иконописец, Светлана Ушакова, мастерская художника
Свеженькие, еще не оформленные.

Радость и гордость: несмотря на всю загрузку с иконами, есть новые пейзажи! Я на премьере! С внешним спокойствием говоря о своих, с очевидной радостью показывают работы друг друга. Мягкость и одухотворенность полотен у них тоже одна на двоих. Я думала, у людей, столько писавших природу, нет незатронутых тем, неосвоенных деталей. А Ваня признается, что у него впервые получился туман – не давалось, и все.

– Света слезы лила: ты пишешь акварелью, а я не пишу, мне приходится заниматься домом. И наоборот: я пишу икону, а Света отложила заказ и за акварельку – обида, – это несерьезные ссоры, не подумайте!

Мне немного больно оттого, что, отдаваясь сейчас иконам, Ваня и Света что-то теряют в живописи.

– Конечно, если не пишешь долго в какой-то технике, потом нужно время расписаться. Но невозможно успеть везде, иначе нет развития. Зато ты успеваешь соскучиться, – успокаивает Света. – Так скучаю по акварели. И по маслу. Хотели на пленэр, а до сих пор не получилось. Нам, бывает, хочется чем-то заняться, а занимаемся другим – тем, чего несколько лет назад хотели. И надо принять это.

Лирическое отступление о переездах

Все, что есть в жизни человека: занятия, заботы, места, люди, воспоминания – безмерно дороги. Поэтому урываешь минуты для живописи; не жалея спины и ног, летишь навестить друзей за сотни километров; пропускаешь обеды за работой… Но расстаться с каким-то пунктом невозможно.

– Да, все дорого, но если начинать к чему-то привязываться, то сразу же это отнимается. И больно тогда. Очень помогают переезды большие. Издревле переезд считался новым рождением человека. У Вани было много мелких переездов. У меня – три крупных. Это учит не привязываться. Даже к творчеству. Иначе ты закапываешься во всем этом. В той же России осталось многое.

Иван Петручик иконописец, Светлана Ушакова, мастерская художника
Палитры Светины, картины Ванины..

Надеюсь, читатели простят мне такое внимание к Светлане – ведь про Ивана Петручика вы уже много знаете по материалам нашей же газеты. Между прочим, Света его во многом отражает.

Света Ушакова родилась на Сахалине, когда ей было 8 лет, семья проехала через всю Россию – в Острогожск. Еще через лет 8 поступила на учебу в Воронеж. Хотя там было уже легче: 100 км после такого – не расстояние. А теперь Беларусь. Света говорит, что очень ее полюбила.

– На Сахалине мне нравились и природа, и люди. Я привыкла жить на Севере. Люди там могут уехать на месяц за тысячу верст – палочку только в калитку воткнуть, дом оставить открытым. Любой человек может войти, отогреться – климат суровый. Поэтому там люди открытые. В Острогожске озлобленные люди. Там палящая дикая степь, пронизывающий ветер зимой, там всегда были ссыльные, беглые, монголы – это неспокойная земля. И это богатая земля. В Воронеже было легче, наверно, благодаря творчеству. В Беларуси мне хорошо. Здесь хозяйственность заметна, чувствуется, что люди любят. Привыкать пришлось к тому, что люди более закрытые: не здороваются с незнакомыми, ты поздороваешься – настороженность. Это влияние Европы. Даже в нашем доме: люди только привыкли к нашим «здравствуйте», начинают открываться.

Книги

Редкие книги по иконописи, по минералам, по анатомии для художников… Распечатанные тексты одеты в тканевую обложку – скрапбукинг от Светы. И Ваня, и Света пристрастны к эпохе вещей ручной работы.

В их жизни много примеров хороших семей. Петручики любят, когда к ним приходят в гости с детьми. Смеются: «Скоро галерею детских подарков можно будет открывать!»

– К сожалению, дети вообще сейчас рассеянные, они не готовы заниматься руками, что-то придумывать, – становится серьезным Ваня. – Кстати, в тех семьях, с которыми мы общаемся (все люди верующие в основном), и дети творческие, и родители. Сами взрослые с таким азартом поделки какие-то делают. Услышали, что мы со Светой знаем резьбу по дереву и не против научить: ух ты, это ж можно с детьми заниматься! Эти взрослые сами живые ко всему новому.

Иван Петручик иконописец, Светлана Ушакова, мастерская художника
Света создавала иллюстрации для книги стихов.

И вспоминают пример своего недавнего ученика-абитуриента. В противовес его способностям и уверениям в увлеченности творчеством – жуткая лень. Черта поколения?

– Я разговаривала со многими педагогами: есть такая тенденция, – соглашается Света. – Каждое поколение какое-то более ленивое, более ограниченное, что ли. Очень много визуализации, информация открыта, но ее не надо запоминать – человеческий ум просто от этого избытка расслабляется.

– Современным детям тяжело, они не виноваты, что родились в такое время. И интерес к технологиям – это нормально. Но возвращусь к семьям друзей: они детям не запрещают новые технологии, просто они друг с другом проводят максимально много времени. У родителей, которые общаются со своими детьми, дети более спокойные. И творческому человеку нельзя прощать невежество: чтобы изобразить что-то, нужно уметь это сфантазировать, сгенерировать, должна быть глубина образа. Это развивается только чтением.

Коляска

Будучи реалистом, я не могу не задуматься, как Светины родители, друзья отнеслись к тому, что Ваня на коляске.

– Никто не посмотрел на это. Всех обаял! Подруги говорили: хороший человек, мы за тебя очень рады, и желали: дай Бог тебе сил, терпения, потому что это физически тяжело.

– Свете поначалу трудно было привыкнуть, что я на коляске не все могу подвезти – падает. До возмущения доходило: почему ты не можешь?! Как мы из магазина идем: Света несет пакет, и я на коленях везу и зубами придерживаю. Это же обидно мне как мужчине даже, что не могу помочь в каких-то простых вещах. Даже руки прямо вытянуть до конца не могу, потому что я начну падать вперед.

Смотрю на тоненькую Свету, тревожно. Пересаживаться Ване лишний раз – когда рисует или когда сел за руль – непросто. Света набегается за двоих, болят ноги. Коляска, в которой Ваня сейчас, килограмм 12. Убрать ее в багажник, достать из багажника – на вытянутых руках. Подниматься на этажи, где нет лифта, приспособились так: Ваня подтягивается, держась за металлические стержни перил, Света страхует сзади. Это если металл перил не слишком тонкий, не впивается в руку. Каждый выезд из дома тщательно продумывается.

– Бывает, просим встречных помочь, бывает, не отказывают. А бывает: в машину ставлю коляску, мужчина будет стоять рядом, прямо заглядывать в машину, стоять, курить, наблюдать, – пожимает плечами Света.

– Но так было всегда. И 10 лет назад, когда я приехал в Минск, мы с мамой от «Орбиты» ездили на тренировки в Веснянку, на лыже-роллерную трассу. Сейчас я в любой транспорт, кроме маршруток, наверно, могу зайти. А раньше приходилось опаздывать на тренировки только потому, что в назначенное время приходит троллейбус с перекладиной посередине, ладно еще со ступеньками. И бросаются на помощь мамочки с детьми, которые свои коляски тягали. Вообще среди людей с инвалидностью сейчас модно говорить: нам не нужна помощь. Но каждому из нас в какой-то момент нужна помощь. И за каждым инвалидом есть люди, благодаря которым он выбился в свет. От тех, кто ему слезы вытирал, когда он сломался, до тех, кто сказал: он лучший.

Солнечный зайчик

Солнце смеется бликами на их лицах.

– Счастливая семья – какая?

– Она наша, – отвечают хором. Ваня продолжает: – Мне жаль людей, которые на работе с утра до вечера – мало проводят времени со своими семьями. Сегодня утром ехали в нашу Октябрьскую районную организацию Белорусского общества инвалидов, где нас очень поддерживают: все сигналят, торопятся – они где-то опоздают, им недоплатят на работе, они обидятся на начальство, и эта злоба и усталость потом… Теряется вкус к жизни, трепет к сделанному тобой. Мы счастливые люди, потому что ездим и видим этот мир. На день рождения Светы в один день махнули из Москвы в Троице-Сергиеву лавру, потом в Переславль-Залесский, заночевали прямо на заправке в машине, кофе попили – и дальше в Витебск на Славянский базар. И еще мы счастливая семья, потому что пытаемся контролировать друг друга в желаниях. Хочется, конечно, и родителям помочь достроить свой дом, туда уехать – жить на своей земле. Но если все силы туда кинуть, мы окажемся в шкуре тех, кому сейчас сочувствуем. Люблю эту фразу моего кума: «Главное, чтобы главное оставалось главным».

Иван Петручик иконописец, Светлана Ушакова, мастерская художника– Что такое любовь?

– Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает… – цитирует Света.

– Если вчера любил, а сегодня нет, значит, любви и не было. Любовь не заканчивается. Как и счастье, – добавляет Ваня.

Юлия ЛАВРЕНКОВА

Фото автора

Присоединяйтесь к нам! Telegram Instagram Facebook Vk

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.