Теннис и воркаут: могут ли дети на инвалидных колясках заниматься ими в Минске

Вот уже почти два года еженедельно восьмилетняя Виктория Власенко приходит на занятия в Городской центр олимпийского резерва по теннису к мастеру спорта Анастасии Шлепцовой. Вернее, ее привозит мама. Вика передвигается на инвалидной коляске. Но это не мешает ей делать первые успехи и мечтать о больших победах, ведь теннис на колясках включен в список паралимпийских видов спорта. Подробнее о необычном досуге минчанки — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Анастасия Шлепцова − куратор Национального Паралимпийского комитета и Белорусской теннисной федерации. Она тренирует как взрослую команду, так и молодую смену − юниорскую и детскую группы от 7 до 9 лет.
− К сожалению, информации о том, где и чем могут заниматься дети с инвалидностью, очень мало. Когда мы пришли в теннис, Вике было шесть с половиной лет. Нам говорили, что она еще слишком мала для многих видов спорта. Плавание, танцы на колясках рассчитаны на более старших ребят, − рассказывает Галина, мама Вики. − Сейчас мы видим заметный прогресс. Ведь для нее самое сложное − одновременно маневрировать на коляске и отбивать подачи. Это прекрасный вид физической активности, который позволяет ребятам держать себя в тонусе и стимулирует добиваться результатов. Они видят перспективу − участие в соревнованиях различного уровня, в том числе международных.
Анастасия Шлепцова подчеркивает: экипировка, правила и техника тенниса на инвалидных колясках практически не отличаются от обычных.
− Единственный нюанс − ребята имеют право играть с двух отскоков. Второй отскок может проходить за пределами корта. А так матч состоит из таких же геймов, сетов, они выступают на тех же площадках, пользуются теми же ракетками. Кардинальных отличий нет. Состязания по теннису на инвалидных колясках проходят не только на Паралимпийский играх, но и на турнирах Большого шлема, в том числе Уимблдоне и «Ролан Гаррос», − поясняет тренер.
Теннис на колясках, как и многие другие проекты, призван интегрировать детей с инвалидностью в социум. Но, по утверждению многих родителей, воспитывающих таких ребят, часто специальная подготовка нужна именно окружающим. Чтобы они приняли, казалось бы, простой факт: дети с инвалидностью существуют и имеют полное право учиться и играть бок о бок со здоровыми.
Барьеры, о которых говорят, зачастую не ступеньки лестницы или высокий порог в учреждении, а психологические преграды. К сожалению, даже родители ребенка с инвалидностью не всегда знают, как правильно помочь ему, поддержать. Результаты исследований показывают: лишь 40 % семей оказывают положительное воздействие на собственных детей. Но даже они действуют в основном по наитию, без учета специфики заболевания.
В средней школе № 111 к каждому ребенку-инвалиду индивидуальный подход. В интегрированных классах рядом со здоровыми учениками занимаются те, кто передвигается на инвалидной коляске или имеет другие особенности в развитии. Здесь созданы все условия для обучения детей с проблемами опорно-двигательного аппарата. А к специалистам, работающим в кабинете адаптивной физкультуры, приезжают со всей Беларуси за опытом.
− Основные проблемы, с которыми сталкиваемся, — отсутствие учебной программы по нашему предмету и недостаточность финансирования, − рассказывает руководитель адаптивной физической культуры средней школы № 111 Наталья Чирицо. − Тем не менее справляемся. Для каждого предусмотрен свой комплекс упражнений. Нашлось место и для массажного оборудования, и для тренажеров, и для занятий на развитие мелкой моторики. Во дворе учебного заведения есть воркаут-площадка.
Все тренажеры для развития мелкой моторики разработаны Наталья Чирицо, а созданы старшеклассниками под руководством учителя труда. Большинство из них призваны тренировать действия, с которыми ребенок сталкивается в быту: открывать и закрывать замок, защелку и собачку на цепочке, застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать обувь, включать и выключать свет. При выполнении упражнений стараются по максимуму использовать элементы учебных предметов − математики, физики, биологии, а также творчество − лепку, оригами, рисование песком.
Рассказанные выше истории − лишь небольшая часть информационной кампании ЮНИСЕФ «Просто дети». Она направлена на то, чтобы избавить общество от стереотипов в отношении детей с инвалидностью и их семей. Далеко не все умеют взаимодействовать с ребятами, у которых те или иные особенности, принимать их такими, как есть, правильно помогать. Между тем они имеют право участвовать в социально-экономической жизни страны, ходить в супермаркеты, школы, посещать игровые площадки, бассейны и спортивные залы. Чтобы изменить ситуацию, необходимы усилия каждого из нас − представителей СМИ, общественных организаций, чиновников, педагогов. Главное − устранить барьеры, в том числе психологические.
Результаты исследования ЮНИСЕФ
- У 64 % белорусов дети с инвалидностью ассоциируются с негативными эмоциями: жалостью, состраданием, сочувствием, печалью, болью.
- Лишь у 4 % они вызывают положительные чувства: оптимизм, уважение, доброту, жизнерадостность. При этом чем старше респондент, тем больше негатива.
- 94 % согласны с утверждением: дети с инвалидностью − часть общества. Их не нужно прятать.
- 63 % опрошенных согласны с том, что такие ребята должны учиться в общеобразовательных школах вместе с другими детьми.
- 37 % не знают, как вести себя при встрече с ребенком с особенностями.
- Только 2 % респондентов вспомнили без подсказки про инклюзивное образование, социализацию и интеграцию.
Комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.