Танец сквозь время: 77-летний минчанин с остеопорозом не представляет свою жизнь без танцев и искусства

Поддержи

При знакомстве с Вячеславом Клавдиевичем Ушаковым я осознала, что одной статьи будет недостаточно, чтобы охватить всю глубину и многообразие его жизненного пути. Его энергия и юношеский блеск в глазах заставляют забыть о прожитых им годах. Казалось, передо мной не просто человек, а воплощение танца, который продолжается на протяжении всей его жизни, оставляя за собой след ярких эмоций и незабываемых мгновений. Его харизма наполняла пространство теплом и светом, а каждая его фраза звучала как мелодия, побуждая узнать больше о его удивительной истории.

Глава 1: Скрипка вятской души

«Мое детство было тяжелым, но именно оно закалило мой характер и дало мне силы идти вперед»

Есть люди, чья жизнь напоминает мелодию — богатую оттенками, наполненную эмоциями, и каждый ее такт вызывает в нас отклик. Вячеслав Клавдиевич Ушаков — именно такой человек.

Родился Вячеслав в 1947 году в небольшом городке Омутнинск на Вятке. «Я родился в первой половине прошлого века, — улыбается он, — вроде бы недавно, а в то же время прошло уже столько лет».

Его родители, несмотря на все тяготы того времени, сумели создать в семье атмосферу любви и творчества. «Папа играл на гармони, мама обожала танцевать, — вспоминает Вячеслав с теплотой. — Они были как творческий дуэт: он играл, она танцевала. Я смотрел на них и впитывал каждое движение, каждый звук. Поэтому в будущем занялся и тем, и другим».

В 1951 году семья переехала в солнечную Евпаторию, и этот переезд стал поворотным моментом в его жизни. «Когда отцу предложили хорошую должность в Крыму, мы переехали, — рассказывает он. — Я прожил там с четырех лет. Евпатория стала для меня окном в новый мир. Здесь я ходил в детский сад, потом в школу, занимался самодеятельностью во Дворце пионеров. Танцевал, конечно же. Это как-то пошло по наследству».

Здесь, на берегу моря, он ощутил свободу и безграничность мира. «Детство в Евпатории было особенным, — признается Вячеслав. — Послевоенное время оставляло свой отпечаток, но я старался находить радость в простых вещах. Я любил море, солнце, музыку. Уже тогда чувствовал, что сцена притягивает меня как магнит».

Детство, проведенное в окружении природы и искусства, заложило фундамент его будущей карьеры. «В самодеятельности я делал первые шаги к тому, чтобы стать артистом, — говорит он. — Помню, как впервые вышел на сцену и ощутил этот трепет. Это было непередаваемое чувство. Я понял, что хочу посвятить свою жизнь танцу»

Таким образом, ранние годы Вячеслава Клавдиевича были наполнены творчеством, любовью и стремлением к самовыражению. Его детство — это мелодия, которая задала тон всей его дальнейшей жизни.

Глава 2: Первые аккорды судьбы

«Я всегда любил, когда правильно выражаются. Речь должна быть чистой, как и танец»

Встречаясь с Вячеславом, невозможно не заметить его внимательность к деталям. Он говорит медленно, тщательно подбирая каждое слово, словно выстраивая хореографию своей речи. «Я не любитель пустословия, поэтому предпочитаю говорить неторопливо, – признается он. – Очень ценю чистоту языка и не терплю речевого мусора. Если я говорю на русском языке, стараюсь, чтобы ни одного лишнего слова не было. Речь должна быть ясной и точной. Так и вам легче с ней работать».

Учеба в Кишиневе стала для него окном в мир большого искусства. «В 1961 году я поступил на хореографическое отделение Кишиневского музыкального училища, – вспоминает он. – Эти годы были наполнены открытиями и самоопределением. Я не только осваивал народно-сценический танец, но и погружался в глубины культуры, истории, философии движения». Параллельно он увлекся бальными танцами, расширяя свой танцевальный горизонт. «В то время мне посчастливилось сниматься в кино, – рассказывает Вячеслав. – Это был уникальный опыт, который обогатил мое понимание искусства и дал новые возможности для самовыражения».

Особенно запомнилась ему работа с работницами фабрики «Стяуа Рошия». Молодые девушки, полные энергии и стремления к прекрасному, стали его первыми ученицами. «Меня очень тепло приняли, – с улыбкой вспоминает он. – У меня было восемь замечательных учениц, работниц этой фабрики. Я старался передать им не только технику танца, но и свою любовь к искусству. Мы вместе открывали новый мир, где каждое движение наполнено смыслом, а каждая эмоция находит свое отражение в танце».

Глава 3: Танец любви и новые горизонты

«В танец я бешено влюблен. Ему я жизнь отдал»

Любовь и танец для Вячеслава Ушакова неразделимы. После окончания училища он присоединился к Государственному ансамблю танца «Жок» в Молдове. Это был коллектив, задающий тон в мире танца, и участие в нем было честью для любого артиста. «Ансамбль «Жок» стал для меня не просто работой, а настоящей школой жизни, – отмечает он. – Мы были как одна большая семья, где каждый поддерживал друг друга и стремился к совершенству».

С ансамблем «Жок» Вячеслав объездил множество городов и стран, выступая на лучших сценах и вызывая восторг у зрителей. «Мы выступали на самых престижных площадках, и это было невероятно вдохновляюще, – вспоминает он с гордостью. – Каждый концерт был как маленькая жизнь, наполненная эмоциями и энергией».

В 1974 году судьба связала его с Валентиной, однокурсницей и единомышленницей. «Тогда у нас был настоящий бум: многие однокурсники поженились между собой, – смеется он, вспоминая те романтичные годы. – Мы с Валентиной не стали исключением. Наш союз был словно танец двух сердец – гармоничный и страстный».

«В 1974 году мы отправились на практику в Калининград, – рассказывает Вячеслав. – Город с богатой историей и культурой предоставил нам широкие возможности для профессионального роста». Он окунулся в работу с головой, совмещая роли методиста, балетмейстера и артиста. «В Калининградской филармонии я служил балетмейстером-постановщиком и артистом-исполнителем, – поясняет он.

В 1976 году у них родился сын, что стало новым этапом в их семейной жизни. «Рождение сына наполнило нашу жизнь новым смыслом, – с нежностью говорит он. – Именно там мы получили первое жилье, ровно через год после приезда. Это было символично и очень радостно для нас».

Работа в Калининграде была насыщенной и плодотворной. Вячеслав не только ставил танцевальные номера, но и участвовал в различных проектах, расширяя свой профессиональный опыт. «Мне довелось выступать на больших сценах, на президентских концертах, на площадях и важных мероприятиях», – говорит он с гордостью.

Глава 4: Минские мотивы

«Я убедился, что с детьми работать – это бесподобное удовольствие»

В 1979 году семья Ушаковых переехала в Минск по приглашению кафедры хореографии Белорусского университета культуры. Это был новый этап в их жизни, наполненный возможностями и перспективами. «Когда мы приехали в Минск, нужно было ждать начала учебного года и проходить конкурс, – рассказывает Вячеслав. – Поэтому нас с супругой сразу пригласили работать в Белорусском хореографическом училище. Там мы трудились некоторое время, ожидая официального приглашения от университета».

Работа со студентами стала для него настоящим призванием. «Преподавание народно-сценического танца открыло для меня новые грани профессии, – признается он. – Я не просто обучал технике, я вкладывал в каждого ученика частичку своей души, стремясь передать им любовь к искусству и традициям».

Параллельно с преподавательской деятельностью Вячеслав продолжал развиваться как артист. Он работал в Белгосфилармонии в качестве постановщика танцев и солиста эстрады. «Мне довелось выступать на больших сценах, участвовать в престижных фестивалях и концертах, – с энтузиазмом говорит он. – Это был невероятно плодотворный период моей жизни. Я сочетал педагогическую работу с артистической, и это давало мне возможность постоянно расти и развиваться».

Во время работы в университете культуры он также занимался научной деятельностью. «Я работал младшим научным сотрудником, методистом, – рассказывает Вячеслав. – Мы выезжали в экспедиции, встречались с пожилыми людьми, которые делились с нами забытыми танцами и традициями. Помню, в одной из таких поездок в отдаленную деревню нам показали уникальный хороводный танец, где руки участников не размыкались на протяжении всего действия. Они называли его «дзяржава». Это было поразительно: люди, взявшись за руки, создавали сложные узоры, переходили из одной фигуры в другую, но никогда не отпускали друг друга. В этом танце было столько единства и сплоченности, что он произвел на меня неизгладимое впечатление».

Только в последние годы Вячеслав начал работать с детьми в ансамбле «Лiтарынка» Белорусского государственного университета культуры. «Я убедился, что работать с детьми – это бесподобное удовольствие, – признается он. – Видеть, как они растут и развиваются, вдохновляет меня на новые творческие проекты. Сейчас я приступаю к работе над белорусской сюитой, молдавской сюитой, мексиканским танцем». Его энергия и энтузиазм заразительны, и дети отвечают ему взаимностью.

Таким образом, в Минске Вячеслав прошел путь от преподавателя студентов до наставника юных талантов, продолжая радовать зрителей своим искусством и вкладывая душу в каждое свое дело. «Минск стал для меня городом возможностей и вдохновения, – подытоживает он. – Здесь я смог реализовать себя как педагог, артист и исследователь. И я благодарен судьбе за этот шанс».

Глава 5: Испытания и преодоления

«Оказалось, что я по жизни являюсь «хрустальным мальчиком»»

Судьба нередко испытывает нас на прочность, и Вячеслав не стал исключением. В 2015 году ему поставили диагноз остеопороз. «Оказалось, что я по жизни являюсь «хрустальным мальчиком», – признается он с легкой улыбкой. – За свою жизнь у меня было 14 переломов. Но это не остановило меня».

Однако эти трудности не смогли сломить его дух. Вместо того чтобы опустить руки, он нашел новый смысл в работе с людьми, полными жизненного опыта и мудрости. «Я стал волонтером отделения дневного пребывания ТЦСОН Октябрьского района, – рассказывает Вячеслав с гордостью. – Там я создал танцевальный коллектив, который мы назвали «Неугомонная Клавдия». Название придумали сами участницы в честь моего отчества – Клавдиевич».

«Неугомонная Клавдия» стала для многих ее участниц источником вдохновения и радости. Женщины, полные энергии и желания учиться новому, с энтузиазмом погрузились в мир танца. Три года коллектив активно выступал на различных мероприятиях и фестивалях, радовал зрителей своими яркими номерами. «Мы подготовили программу из десяти танцев, – с гордостью отмечает Вячеслав. – Наш коллектив знали в городе, мы выступали на больших площадках, нас приглашали на праздники и концерты».

Однако наступление пандемии COVID-19 внесло свои коррективы. «Когда начался ковид, нам запретили собираться большими группами, – поясняет он. – И мы были вынуждены приостановить наши занятия».

После длительного перерыва Вячеслав решил возобновить работу с группой, но в новом формате. «Теперь мы не ансамбль, а танцевальный кружок с элементами аэробики, – объясняет он. –
Я занимаюсь с прекрасными дамами, которые стремятся поддерживать себя в форме и учиться новому. Мы встречаемся дважды в неделю по полтора часа. Наши занятия включают тренировку всех мышц тела, разминку суставов, работу над осанкой и гибкостью».

Работа с этими замечательными женщинами стала для него источником вдохновения и новой целью в жизни. «Несмотря на все испытания, я продолжаю делать то, что люблю, – признается он. – Танец – это жизнь, и я счастлив, что могу разделить эту радость с другими».

Глава 6: Кино – кадры, запечатлевшие танец времени

«Съемки в кино – это отдельная магия. Когда сцена оживает в кадре, а ты становишься частью истории, которую увидят миллионы»

Помимо танцевальной карьеры и педагогической деятельности, кино стало важной главой в жизни Вячеслава Ушакова. Ему посчастливилось принять участие в ряде известных кинопроектов, которые стали неотъемлемой частью его творческого пути. Работа в кино предоставила Вячеславу возможность не только проявить себя как танцора, но и прикоснуться к другой стороне искусства – актерскому мастерству.

Одной из первых и самых ярких его работ стала роль в фильме «Свадьба в Малиновке», легендарной советской комедии. Вячеслав был не просто участником массовых сцен, а стал частью коллектива, который оживлял атмосферу фильма. «Мы были в длительном концертном турне, когда к нам поступило предложение принять участие в съемках этого фильма, – рассказывает Вячеслав. – Съемки проходили в живописной Полтавской области. Жили мы как большая семья, и атмосфера на съемочной площадке была просто волшебной. Это было незабываемое время».

Особенно запомнилась Вячеславу работа с лошадью на съемках этого фильма. «Когда один из артистов отказался сниматься на лошади, я предложил свою помощь. Я сел на молодую кобылу, и, как ни странно, она меня слушалась. Так я стал не только танцором, но и всадником в этом фильме», – вспоминает он с улыбкой.

 

Но не только «Свадьба в Малиновке» стала важной вехой в кинематографической биографии Вячеслава. Он также снимался в таких фильмах, как «Алло, Варшава», где танцевал и исполнял сольные партии, и «Прошлогодняя кадриль», где ему досталась более значимая роль. «В «Прошлогодней кадрили» я играл руководителя танцевального ансамбля. Это был необычный опыт, ведь в фильме я не только танцевал, но и играл более осмысленную роль», – отмечает он. Хотя многое из его сцен было вырезано в окончательном монтаже, Вячеслав с гордостью вспоминает о своей работе в этом проекте.

Фильмы, в которых участвовал Вячеслав, дали ему уникальный опыт работы с выдающимися актерами и режиссерами, позволили расширить его артистический диапазон. «Это было совершенно особенное время в моей жизни, – заключает он. – Я всегда знал, что танец – это моя судьба, но кино открыло для меня другой мир, где движение, мимика и жесты становятся частью великого искусства визуального повествования».

Глава 7: Фестивали и телеэфиры – сцена как часть жизни

«Когда-то я сказал так: буду работать столько, сколько публика будет меня принимать»

Сценическая жизнь Вячеслава Ушакова всегда была насыщена не только танцевальными выступлениями, но и участием в различных фестивалях и телевизионных шоу. В Беларуси, где он продолжил свою карьеру, фестивали и концерты стали неотъемлемой частью его творческого пути. Для Вячеслава сцена не ограничивалась театральными подмостками. Она распространялась на разные культурные пространства, где он с удовольствием делился своим искусством с тысячами зрителей.

«Фестивали всегда были для меня не просто местом для выступлений, – рассказывает Вячеслав. – Это было событие, возможность погрузиться в атмосферу творчества, обмена опытом и вдохновения. Каждый фестиваль – это отдельная история, где ты встречаешься с коллегами, артистами, с которыми делишь одну сцену и одни эмоции».

Одним из значимых событий стал фестиваль «Национальные культуры в Гродно», где Вячеслав неоднократно был ведущим танцором и представлял танцевальные номера с национальными элементами. «Мы с моей партнершей исполняли молдавские национальные танцы. Я всегда старался внести в них что-то свое, передать зрителю не только технику, но и душу этих танцев. Это был незабываемый опыт, ведь мы всегда получали теплый прием и неизменное признание. Всегда мы становились лауреатами, получали почетные награды, что подтверждало наше мастерство».

Его участие в фестивале «Не стареют душой ветераны» стало особенно важным этапом в его карьере. Здесь он не только выступал, но и показал, что возраст не является препятствием для творчества. «Этот фестиваль доказал мне и другим, что возраст – это всего лишь цифра. Настоящий артист всегда молод душой, и сцена помогает сохранять эту молодость. Я всегда выступал на этом фестивале с гордостью. Ведь он поддерживал идею, что танец и творчество не имеют границ».

Кроме того, Вячеслав стал постоянным участником республиканских конкурсов для пожилых артистов. Одним из самых ярких событий было его участие в телешоу «Фактор 60+». «Это был уникальный опыт. Для меня это шоу стало настоящим вызовом. Я подготовил несколько номеров, добавил в них танцевальные элементы и даже создал танцевальную концовку к одной из песен».

Но Вячеслав не ограничивался только выступлениями в рамках республиканских фестивалей. Он участвовал в благотворительных концертах и городских праздниках, стремясь донести свое творчество до как можно большего числа зрителей. «Меня всегда привлекала идея делиться искусством с теми, кто, возможно, не может посещать театры. Я выступал на концертах под открытым небом, на площадях. И это было невероятно – видеть, как танец может затронуть сердце каждого».

Для Вячеслава Ушакова фестивали и телешоу стали не просто платформами для самовыражения, но и местом, где он мог делиться своей любовью к танцу с людьми всех возрастов. «Когда ты выходишь на сцену и чувствуешь энергию зала, ты понимаешь, что твоя работа имеет значение, – говорит Вячеслав. – Каждое выступление – это момент связи со зрителем, обмен эмоциями и вдохновением».

Глава 8: Семейная гармония – когда искусство передается по наследству

«У нас вся семья артистическая. Это не просто профессия – это наш образ жизни»

Для Вячеслава Ушакова семья всегда была тем прочным фундаментом, на котором строились его успехи, вдохновение и творческая сила. Супруга Валентина уже более пятидесяти лет остается его спутницей по жизни и верной соратницей в искусстве. «Валентина, как и я, выбрала путь в искусство, но ее стезя всегда была в педагогике, – рассказывает Вячеслав с нежной улыбкой. – Она настоящий педагог по призванию. И хотя наша работа была связана с танцами, ее любовь к обучению всегда оставалась неизменной».

Особую гордость в жизни Вячеслава составляет их сын, который продолжил семейные традиции и стал частью мира искусства. «Несмотря на все наши сомнения о том, каким будет его будущее, мы все-таки передали ему свою любовь к искусству», – делится Вячеслав. Первоначально они с Валентиной хотели, чтобы сын выбрал другую профессию. Думали о медицине или журналистике, но в итоге победила генетика.

«Когда мы увидели его стремление к творчеству, – вспоминает Вячеслав, – мы поняли, что его судьба предрешена. Он пошел по нашим стопам, обучаясь в хореографическом училище, и продолжил свою карьеру в балете». После окончания училища сын на год уехал учиться в Брюссель, а по возвращении был приглашен работать в Большом театре оперы и балета. Сейчас сын Вячеслава работает режиссером по свету в том же театре, где когда-то танцевал.

Семейная династия Ушаковых – это не просто история талантливых людей, а пример того, как искусство может объединять поколения и быть неотъемлемой частью жизни.

Глава 9: Голос сердца – путь к вокальному искусству

«Пою душой, и для меня это важнее, чем голос»

В последние годы Вячеслав Клавдиевич нашел для себя еще один способ самовыражения – вокал. Хотя танец всегда оставался его главным призванием, музыка и пение стали новым источником вдохновения. «Я всегда знал, что ритм и мелодия – это неотъемлемая часть моей жизни, – рассказывает он.

Его первый шаг в мир вокала был сделан неожиданно. «Когда у меня был сломан позвоночник, я вдруг подумал: а почему бы не попробовать петь? Мой отец хорошо пел. И хотя я не был уверен в своем голосе, решил попробовать», – вспоминает он. Именно в этот сложный период Вячеслав начал изучать вокал, и это стало для него настоящим открытием.

Вокал дал ему возможность по-новому ощутить связь с музыкой и публикой. Он взял несколько уроков у знакомого преподавателя, а затем начал самостоятельно готовить репертуар. «Я не профессиональный певец, но мне важно петь душой, а не только голосом. И это чувствует публика», – делится он своими мыслями.

Его первый большой успех в вокале пришел на конкурсе «Фактор 60+», где он исполнил композицию с танцевальной концовкой. «На сцене я не просто пою, я добавляю элементы танца, чтобы усилить эмоции, – поясняет он. – Это помогает мне передать всю глубину чувств, которую несет песня». Его исполнение было встречено восторженными аплодисментами, что дало ему дополнительный стимул развивать этот новый для себя вид творчества.

Вячеслав тщательно подбирает свой репертуар, отдавая предпочтение песням, которые несут свет и радость. «Мне нравится исполнять композиции Андрея Миронова, – рассказывает он. – Эти песни полны энергии и оптимизма, а еще они идеально подходят для того, чтобы вставить в них танцевальные фрагменты».

Глава 10: Философия движения

«Я зрителю готов подчас отдать себя, в который раз. Я все любил, люблю сейчас, и мне, как прежде, снится джаз»

Вячеслав Клавдиевич не собирается останавливаться на достигнутом. Его жизнь, словно непрерывный танец, продолжает развиваться, открывая новые горизонты. Даже сейчас, когда многие могли бы задуматься о заслуженном отдыхе, он полон энергии и идей, которые стремится воплотить в жизнь.

Помимо танцевальных планов, Вячеслав активно развивает и свои вокальные способности. Он уже не раз выступал на фестивалях с песнями и намерен продолжать в этом направлении. «В вокальном плане я тоже хочу двигаться вперед. Я готовлю репертуар, в который включил любимые песни, такие как композиции Андрея Миронова, – делится он своими планами.

Его история – это не просто путь артиста. Это пример того, как человек может преодолеть любые жизненные трудности, следуя своему призванию. Пережив сложные периоды, Вячеслав смог сохранить свою любовь к танцу и искусству, найти новый смысл и вдохновение в работе с людьми. «Жизнь – это танец, – философски замечает он. – И этот танец продолжается, несмотря на все испытания. Главное – не останавливаться, двигаться вперед, вдохновляя других на новые достижения».

Каждое новое выступление, каждая постановка для Вячеслава – это возможность оставаться молодым душой, открытым для творчества. Его планы не ограничиваются только танцем и вокалом. Он продолжает активно участвовать в культурной жизни, делая важный вклад в развитие искусства. «Я чувствую, что у меня еще много впереди, – с улыбкой говорит он. – Ведь творческий путь не имеет конца. Он всегда продолжается».

Его мечта – продолжать делиться своим талантом со зрителями, вдохновлять и радовать их. И я верю, что у него это получится. Ведь в его глазах горит тот самый огонь, который не угасает с годами.

Анастасия Прокопенко

Фото автора, Андрея Янковича и из архива Вячеслава Ушакова

 

 

Новости из жизни белорусов с инвалидностью в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!

Присоединяйтесь к нам! Telegram Instagram Facebook Vk

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.