Стать студентом БарГУ – легко!
Недавно мне в руки попалась статья ректора Барановичского государственного университета, доктора сельскохозяйственных наук, профессора Василия Ивановича Кочурко под названием «Готовность вуза к реализации инклюзивного образования». В ней рассказывалось о создании на базе данного учебного заведения условий для обучения студентов с ОПФР. Решила подробнее ознакомиться с условиями обучения студентов-инвалидов. Думаю, что многие молодые читатели нашей газеты извлекут из статьи нужную для себя информацию.
А предысторией к нашему разговору послужит живой пример одного целеустремленного молодого человека с диагнозом ДЦП – Владислава Гудкова (мы писали об этом парне в 2012 году, – авт.). Напомним, что, несмотря на ограниченные возможности, Влад поступил на правоведа в Барановичский госуниверситет и обучается в нем по сей день. Влад Гудков из Слуцка стал, пожалуй, первым в республике абитуриентом, который «посягнул» на высшее образование, имея тяжелую форму ДЦП. «Я хочу и могу», – сказал он. Железное «хочу» стало ключевым в той истории. Истории, в которой все вузы, кроме одного, были не готовы принять необычного абитуриента…
Шесть лет дистанционного обучения не испугали парня. Как он обучается? В вузе ему сообщили логин-пароль, по которому можно зайти на сайт и скачать все нужные электронные комплексы: учебники, видеолекции, тесты. Все трудные вопросы преподаватель по конкретному предмету разъясняет в режиме онлайн-чата или по скайпу. Тем не менее, на сессию заочнику приходится дважды в год приезжать в Барановичи. Не возникают ли проблемы с «отдельными условиями»? Оказалось, нет. В новых корпусах общежития создана безбарьерная среда европейского уровня. Для колясочника и его сопровождающих здесь просто идеальные условия.
С тех пор прошло уже три года. Заканчивается пятый семестр обучения. Сегодня Владик – один из лучших студентов на потоке.
– С самостоятельной подготовкой я справляюсь, – делится парень и добавляет: – но иногда все-таки чувствую: не хватает помощи преподавателя.
– Владислав очень способный парень, но он еще и большой трудяга, – констатирует Василий Иванович. – Во время сессии ему и отцу предоставляем отдельную комнату в студенческом общежитии. Занятия идут на 1-м этаже со входом, оборудованным пандусом. К слову, поступление Гудкова стало «зеленым светом» для других ребят с ограниченными возможностями. Этим летом мы зачислили еще двух человек с глубокой инвалидностью.
– Василий Иванович, расскажите, пожалуйста, об особенностях работы университета с таким контингентом?
– Барановичский государственный университет уделяет достаточно серьезное внимание обучению студентов с инвалидностью и особенностями психофизического развития. Готовность вуза к осуществлению инклюзивной практики определяется созданием среды, которая характеризуется как адаптивная пространственная среда (обеспечение архитектурной доступности образовательного пространства); адаптивная содержательно-образовательная среда (обеспечение доступности образовательных программ первой и второй ступеней высшего образования, а также образовательных программ дополнительного образования взрослых); коммуникативная среда (обеспечение условий общения и взаимодействия всех субъектов образовательного пространства) и ценностно-смысловая среда (развитие ценностных установок и толерантного отношения к разнообразию индивидуальности у всех участников образовательного процесса).
– В чем специфика организации учебно-воспитательного процесса для студентов с ограниченными возможностями?
– В настоящее время у нас обучаются 23 студента с инвалидностью и особенностями психофизического развития. Из них 19 человек – студенты дневной формы получения образования, 1 студентка обучается заочно, 3 студента – заочно дистанционно. Из 23 студентов доступная образовательная среда требуется 11 студентам. Это молодые люди с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ДЦП, аномалия развития позвоночника, полиартрит), нарушениями зрения (слабовидящий), нарушениями слуха (слабослышащий).
Создание отдела дистанционного обучения позволяет сейчас организовать дистанционное обучение более 500 студентам университета и слушателям института повышения квалификации и переподготовки. Реализуются образовательные программы «Правоведение», «Маркетинг», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» на первой ступени высшего образования; «Экономика и управление на предприятии промышленности», «Бухгалтерский учет и контроль в промышленности», «Правоведение» – в институте повышения квалификации и переподготовки. Обучаются дистанционно три студента с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, имеющих тяжелые нарушения двигательной сферы.
– Как удается преодолевать барьеры, в данном случае, архитектурные?
– Для обучения студентов с ОПФР в университете ведется работа по созданию доступной физической (архитектурной) среды. Вновь построенные учебные корпуса и общежития оборудованы внешними и внутренними пандусами, лифтами, дверными проемами универсальной ширины, порогами оптимальной высоты. Три студенческих общежития на 1200 мест и новый учебно-лабораторный комплекс строились уже с учетом СНиП, обеспечивающих доступность социального пространства и бытовых условий, необходимых для людей с ограниченными возможностями. Однако в процессе эксплуатации выявляется недостаток ряда приспособлений, парковок для автомобилей, тактильных поверхностей и др.
Созданные в университете условия позволяют нам оказывать образовательные услуги общественным организациям, объединяющим людей с инвалидностью или представляющим интересы лиц с инвалидностью. В 2013 и 2014 годах на базе нашего университета республиканская ассоциация инвалидов-колясочников (РАИК) организовывала летние лагеря реабилитации для молодых инвaлидов-колясочников.
– Каких результатов достигли за время существования?
– Наша готовность к реализации инклюзивного образования не ограничивается созданием архитектурной доступности. В 2011-2012 годах в рамках выполнения по заданию Министерства образования научно-исследовательской работы «Психолого-педагогическое сопровождение студентов из числа лиц с особенностями психофизического развития в учреждении высшего образования» нами разработаны алгоритм и методическое обеспечение такого сопровождения. Сегодня психолого-педагогическим сопровождением (совместная деятельность социального педагога и психологов университета с кураторами групп, преподавателями, студентами, способствующая наиболее полному проявлению возможностей и способностей этих студентов при овладении профессией, а также включению их в социальное общение) студенты с особенностями психофизического развития у нас обеспечены на протяжении всего периода обучения. Такое сопровождение включает изучение индивидуальных особенностей и образовательных потребностей, при необходимости индивидуальную коррекционную работу, помощь при адаптации к студенческой жизни, контакт с родителями, оказание материальной помощи, работу в общежитиях и др.
По заданию Министерства образования наш вуз ведет научно-исследовательскую работу, целью которой является разработка содержания и алгоритма осуществления патроната выпускников с особенностями психофизического развития учреждений среднего специального и высшего образования. Реализация инклюзивного образования требует обновления содержания и методической составляющей обучения студентов. С этой целью в университете в процесс подготовки будущих педагогов внедрена дидактическая модель формирования их инклюзивной культуры; разработана вариативная учебная программа дисциплины «Основы инклюзивного образования»; в учебные планы подготовки будущих педагогов учреждений дошкольного образования и первой ступени общего среднего образования с 2013 учебного года включена учебная дисциплина «Основы инклюзивного образования»; разработано учебно-методическое обеспечение этой дисциплины. Практикуму «Основы инклюзивного образования» присвоен гриф учебно-методического объединения по педагогическому образованию. Разработан и прошел государственную регистрацию электронный учебно-методический комплекс с одноименным названием.
В 2013 году в университете создан сектор научно-методических ресурсов инклюзивного образования. Его сотрудниками подготовлены и проводятся семинары и тренинги для разных целевых групп (студентов, педагогов-практиков, специалистов, руководителей учреждений образования Барановичей и Барановичского района), круглые столы с участием преподавателей учреждений высшего образования Минска, Бреста, Гродно, Витебска, Могилева. Сектор тесно сотрудничает с общественными организациями Беларуси, представляющими интересы лиц с инвалидностью и заинтересованными в продвижении идей инклюзивного образования, в частности «Дети. Аутизм. Родители», «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам», «Откровение», «Особый мир» и др.
– Все названные направления работы по созданию условий для обучения студентов с ОПФР – это только как начало пути. Какие еще задачи предстоит решить университету, чтобы быть всесторонне готовым к инклюзивному образованию?
– Вы правы. Предстоит еще длительная, кропотливая работа. Необходимо завершить адаптацию образовательного пространства всех учебных корпусов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями зрения, слуха, функций опорно-двигательного аппарата. С этой целью – разработать и приобрести необходимые учебные материалы и учебные средства (аудиокниги, компьютерные лупы, специальные компьютерные клавиатуры, аудиооборудование и т.д.), использовать различные техники альтернативной коммуникации (пиктограммы, шрифт Брайля и др.) для передачи основной информации в учебных корпусах.
Будем продолжать формирование толерантного отношения профессорско-преподавательского состава, сотрудников университета, студентов к людям с психофизическими особенностями.
Также планируем разработать модель патроната выпускников с особенностями психофизического развития учреждениями высшего образования, а также ее методическое обеспечение. Решение этих задач позволит нам завершить создание условий для реализации инклюзивного образования на современном уровне.
…Сейчас Влад заканчивает 5-ый семестр обучения. Впереди очередная сессия, на которой он опять рискнет стать одним из лучших на курсе. А ведь могли быть «четыре стены». Для людей с ограниченными возможностями дистанционное обучение – хорошая возможность учиться.
Остается только пожелать Владиславу Гудкову и всем студентам с инвалидностью «ни пуха ни пера».
Подготовила Лилия ЗИЗИКО
На фото из архива В. Гудкова – он с белорусским певцом Иваном Буслаем.
Комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.