Самостоятельное обучение: индивидуальный план. Объясняет эксперт

Что такое обучение по индивидуальному плану? Какие сложности есть при его оформлении? Как преодолеть их? К кому можно обратиться, чтобы с ними справиться? Всеми этими вопросами задаются родители, которые рассматривают альтернативное образование. Экспертом в этих вопросах выступит Вероника Михалко, психолог-консультант по вопросам семейного образования. У нее есть опыт самостоятельного обучения собственных детей и консультирования родителей по вопросам индивидуального, самостоятельного, неинституционального образования. Обучением детей Вероника занимается уже более 10 лет, и пять из них регулярно консультирует родителей, как индивидуально, так и в группах, ведет группы поддержки для родителей. Кроме того, мы коснемся обучения по индивидуальному плану на примере частной школы. Раскроем, как оно устроено, какие требуются документы, как проходят аттестации.
Попробуем разобраться в обучении по индивидуальному плану в целом, чтобы у каждого сформировалось мнение, насколько это подходит для вашей семьи. Если подходит, то в каком именно виде и в каком заведении.
Обучение по индивидуальному плану в Беларуси сейчас не является отдельной формой образования. Это особый формат получения образования в школе. Ученик оформлен по этой программе и числится в обычной школе, в определенном классе и записан в журнале. Туда выставляются текущие, если есть, и итоговые оценки. Так школе удобнее аттестовать таких учеников, принимать экзамены каждую четверть. Ребенок по индивидуальному плану осваивает самостоятельно школьную программу и сдает ее в школе.
При оформлении индивидуального плана происходит разделение ответственности между родителями и школой. Ответственность за обучение ребенка несет семья, а школа выполняет контролирующую функцию. Родители сами решают, каким образом ребенок получает образование в семье. Либо сам, как это часто бывает в старших классах, либо ребенка учат родители, либо это будет система репетиторов, либо семейный класс или кооперация. Как с помощью таких способов ребенок освоил программу, проверяет школа. Звучит просто, но в чем может быть сложность при оформлении процедуры?
/
По действующему Кодексу об образовании, решение об обучении по индивидуальному плану принимает директор конкретного учебного заведения. При этом право на такой способ обучения также закреплено в кодексе. Если директор отказывается оформлять индивидуальный план, то с этим практически ничего нельзя сделать по закону.
/
Чтобы оформить обучение по индивидуальному плану, нужны определенные основания. Например, разъездной характер работы родителей, когда они часто переезжают с ребенком. Основанием может стать и многодетность, наличие маленького ребенка и трудности с ежедневным отправлением другого ребенка в школу. Если ребенок одаренный, часто бывает на соревнованиях или готовится к концертам, то это тоже потенциально веская причина для обучения по индивидуальному плану. Однако оценивать основания будет конкретный директор, он же примет решение переводить или не переводить ребенка на обучение по индивидуальному плану.
Сейчас это единственная большая проблема в оформлении такого метода. Все остальные процессуальные и технические проблемы, то, как принимать аттестации и консультировать ребенка, решаемы.

Рассмотрим тогда обучение в частных школах по индивидуальному плану. Сейчас несколько частных школ предлагают это оформить платно. В этом случае за школой также остается лишь контролирующая функция. За что тогда нужно платить? Эксперт уверяет, что за экономию времени, сил и эмоциональных ресурсов. То есть, за услугу. Родителям не нужно будет ходить по школам, выбирая ту, в которой директор лояльно отнесется к индивидуальному обучению и вашему желанию его оформить. Не придется искать аргумент для перевода на обучение по индивидуальному плану.
В частных школах, как правило, уже разработан механизм аттестаций. В некоторых случаях работают консультативные группы для детей и родителей. В таких школах обычно поддерживают желание родителей обучать детей самостоятельно, так как сами эти школы возникли из тех или иных альтернативных идей. Поэтому семьи получают незримую поддержку своих начинаний, приходя в школы не в статусе просителя, а в качестве партнера. Для родителей-новичков в вопросе альтернативного образования это очень важный нюанс.
Рассмотрим на примере одной из частных школ в Минске весь процесс. Коснемся самых важных вопросов, которые можно считать критерием при рассмотрении варианта альтернативного образования. В этом случае год обучения обойдется в сумму около 400-500 долларов. Место жительства не является препятствием для учебы по индивидуальному плану в этой школе. Приезжать в Минск из другого города нужно только на аттестации, которые здесь проходят не раз в четверть, а раз в полугодие. Перейти на индивидуальный план можно посреди учебного года. Такой экстренный индивидуальный план может стать решением во время пандемии коронавируса.
Как только ребенок поступает на учебу в эту школу, за ним закрепляют учителя, с которым семья будет решать все возникающие вопросы. Школа не предоставляет учебники, но к преподавателю можно обращаться за консультациями и за списком учебников, которые сейчас можно найти в Интернете. А в этом году школа запускает регулярные консультации учеников для помощи в самообразовании. К слову, между аттестациями ребенок в этой школе должен выполнять проверочные работы для того, чтобы были текущие оценки. Эти работы проверяет учитель.
Аттестации могут проходить либо индивидуально, либо в небольших группах, если это необходимо. На таких аттестациях родители не присутствуют, в отличие от индивидуальных. В начальных классах этой школы дети за одну аттестацию пишут две проверочные работы и сдают устный предмет. Аттестация по труду, изобразительному искусству, музыке и физкультуре проходит следующим образом. По изобразительному искусству и технологиям ребенок в течение года выполняет несколько работ и сдает их для портфолио. По музыке аттестация проходит раз в год в оговоренной с учителем форме. По физкультуре один раз в год нужно сдать нормативы. Если ребенок ходит в музыкальную школу или занимается каким-либо спортом, то аттестация ставится автоматически на основании официального подтверждения.
Ольга Северина
Фото из архива Вероники Михалко
Комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.