В Минске прошел итоговый круглый стол проекта «Повышение квалификации работников отделений дневного пребывания»

Поддержи

Рубрика : Эксклюзив.

Круглый стол «Практические технологии в развитии услуги дневного пребывания для людей с тяжелыми и множественными нарушениями» состоялся 2 октября в Минске. На нем были подведены итоги проекта «Повышение квалификации работников отделений дневного пребывания», на котором  специалистов территориальных центров обучали уходу и поддержке взрослых людей с тяжелыми и множественными нарушениями в Беларуси.

Проект проходил с 1 февраля 2019 по 31 марта 2020 года. Организатор, ОО «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам», ставил цель улучшить качество жизни как минимум 200 молодых ребят с тяжелыми и множественными нарушениями развития и их семей.

Услуга дневного пребывания для людей с тяжелыми и множественными нарушениями развития в последние три года стала наиболее актуальной. Сейчас в Беларуси работают 4 таких отделения: в Московском районе Минска, в Барановичах и в Пинске, а также отделение в ТЦСОН Минского р-на.

В остальных ТЦСОН люди с тяжелыми и множественными нарушениями ходят в обычное отделение дневного пребывания. Только в этом случае  может обслуживаться 1-2 человека. Остальные на домашнем патронате. Процесс создания вторых отделений при ТЦСОН очень важен для включения большего числа людей с тяжелыми и множественными нарушениями в процесс обычной жизни.

В Беларуси стали открываться центры дневного пребывания с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Но специалистов не хватало. У работников не было практики работы с людьми с подобными проблемами в здоровье. Поэтому команда профессионалов ОО «БелАПДИиМИ» решила исправить ситуацию и создала проект. В ходе него 18 специалистов прошли обучение программе, которая состояла из 5 образовательных модулей.

Ирина Куксик обучала основам эффективного ухода и сексуального воспитания, Юлия Матусевич знакомила с элементами методики Кинестетикс, литовские специалисты передавали свой опыт, австрийский тренер Иво Сельнер делился знаниями по эмоциональному и профессиональному выгоранию, разрешению конфликтов на работе, Татьяна Гришан – доступной информацией на ясном языке.

На круглом столе 2 октября был презентован электронный сборник материалов для специалистов, где собраны материалы, которые были использованы в течение проекта, видеоролики по основным практическим направлениям деятельности в работе специалистов. Также был представлен опыт образовательного визита участников проекта в Австрию.

Светлана Мрочко, заведующая вторым отделением дневного пребывания для людей с тяжелыми и множественными нарушениями ТЦСОН Барановичей, рассказала о своем опыте участия в проекте:

– Для нас вопрос обучения и получения знаний был открытый. Ни у кого из сотрудников нет специального образования, –  говорит Светлана. – Систематизированных знаний получить было негде. Этот проект дал необходимые и базовые знания для повседневной деятельности.

Светлана Мрочко выделяет блок «развивающий уход». Это принцип, когда все взаимодействия направлены не только на осуществление жизнедеятельности, но и на развитие навыков человека с инвалидностью:

– Ничего не надо делать за человека то, что он может сделать сам. Нужно приходить на помощь тогда, когда он не может справиться самостоятельно. Раньше мы часто срывали спины. После знакомства с Кинестетикс это перестало происходить, – делится достижениями Светлана.

/

Kinaesthetics – концепция обучения и взаимодействия, которую можно использовать как инструмент, применяя индивидуальный подход к каждому человеку. Это позволяет им более тонко воспринимать нюансы собственного движения и учиться более дифференцированно управлять своим поведением и анализировать его.

/

Светлана вспоминает и методику TEACCH – программу, которая позволяет обучать детей с аутизмом и детей с особыми потребностями. В основе лежит идея структурированного обучения, когда классная комната поделена на зоны, в каждой из которых ребенок учится отдельным навыкам и умениям.

Светлана Мрочко рассказала, что результаты работы с людьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития приходится ждать долго. Вымыть руки, выкинуть мусор в урну – настоящее достижение:

– У нас есть 20-летний молодой человек с аутизмом – Тимофей. Он хаотично перемещается в пространстве. На улицу, на прогулку или занятия брать его было невозможно. Однажды он ушел за территорию центра. Рядом находится автомобильная, железная дороги. За дорогой – лес. Его обнаружили на одном из предприятий города, на втором этаже. Полгода мы закрывали все двери: боялись, что опять убежит. Сейчас мы научили его выходить за пределы отделения. Ежедневной отработкой на практике правил поведения: как переходить дорогу, обойти лужу. Научился ездить в общественном транспорте.

С Тимофеем специалисты проекта работали два месяца. Теперь он может сходить в магазин. Раньше он ел все, что видел, сейчас выбирает себе продукты. Специалисты проекта научили Тимофея выкладывать товары на магнитную ленту, нести сумки.

– Человек не перестал быть тяжелым, но благодаря ежедневной тренировке этих навыков он стал социализироваться. Родители Тимофея не понимали, как мы с ним ходим, не стесняемся. Прохожие на улице, в магазинах по-разному реагируют. Поэтому это и социализация общества. Адаптировать общество сложнее, чем наших ребят с нарушениями.

Были случаи, когда продавцы просили вывести Тимофея из торгового помещения. Светлана считает, что это происходит из-за неприятия людей с особенностями. Даже специалисты не всегда могут избавиться от этих стереотипов.

Ирина Куксик, тренер первого блока обучающей программы проекта «Основы эффективного ухода», рассказала про новое направление, которое находится между уходом и образованием:

– Я очень люблю метод базальной стимуляции. Он очень доступный. Специалисты иногда встречаются с клиентом и не знают, что с ним делать. Клиент настолько тяжелый, что мы даже боимся к нему подойти.

Метод базальной стимуляции универсальный для работы с самыми тяжелыми категориями людей. Это обучение на базовом уровне. Метод не навредит человеку, а, наоборот, улучшает его качество жизни. Институт инклюзивного образования может обучить специалистов этой методике. Ирина Куксик проводит там курсы по этому направлению.

Наталья Семеняко, заведующая отделением дневного и круглосуточного пребывания детей-инвалидов и молодых инвалидов, рассказала про отделение «Майский цветок» и про свой опыт образовательного визита в Австрию:

– Успешная работа наших отделений – это история о любви. Можно научить профессии, но не любить.  Мы работаем с 2004 года и были поначалу проектом. Мы подсмотрели опыт наших коллег в Великобритании. Мы делали проект по социальной передышке для семей. Это позволило большому количеству семей получить дополнительную помощь. Сейчас у нас есть спальные комнаты, потому что ребята находятся круглосуточно, помещение для игровой и развивающей деятельности, комната сенсорного развития, музыкальный и тренажерный залы, столовая и кухня.

Отделение работает с детьми и молодежью с нарушениями психофизического развития в режиме круглосуточного и дневного пребывания. Оно является первым отделением в Республике Беларусь, которое начало оказывать услуги по социальной передышке.

Наталью Семеняко в образовательном визите в Австрию большое всего поразило огромное количество мастерских:

– Может, в Беларуси где-то и есть то, что можно назвать мастерской. Но в основном это деятельность по занятости на несерьезном уровне. В Австрии мастерские, условно говоря, можно разделить на терапевтические и производственные. Все мастерские многопрофильные. У них есть работа по государственному заказу. В Австрии есть много предприятий, которые дают запросы на изготовление товаров или услуг: сувенирная продукция, коробки, пакеты, мебель, прачечные услуги.

В мастерских Австрии большинство рабочих приспособлений сделаны под конкретного человека. Помещение адаптировано для людей с особенностями. Есть сенсорные комнаты, места для отдыха. Для каждого сотрудника мастерской сделано свое расписание на неделю, план продукции, в котором указано название организации, от которой получен заказ, вид продукции, которая изготавливается в мастерской, количество штук в заказе, предположительность сроков выполнения заказа. Предприятия дают заказы мастерским, а также обеспечивают их оборудованием. Светлана упомянула про станок, который был сделал под конкретного человека и стоил 20 тысяч евро.

Татьяна Гришан, координатор проекта, подвела его итоги:

– Проект – это первая ступень для обучения специалистов. Мы планируем, что будет продолжение. Надеемся распространиться на всю республику, потому что скоро открываются новые отделения.

Обученным специалистам были вручены сертификаты. Мероприятие проводилось в рамках проекта «Повышение квалификации работников отделений дневного пребывания», который реализует ОО «БелАПДИиМИ» при финансовой поддержке «Renovabis e. V». Партнеры проекта: Каритас-Австрия, Каритас-Минск. Проект поддержало Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь.

 

 

 

 

Елена Водолазская 
Фото автора и  ОО «БелАПДИиМИ»

Присоединяйтесь к нам! Telegram Instagram Facebook Vk

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

К сожалению, мы обязаны идентифицировать Вас, чтобы разрешить публиковать отзыв.

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.