Профессиональная реабилитация

Поддержи

Выбрать себе подходящее место работы бывает не просто. Соискатели, как правило, рассчитывают на должность с хорошим сочетанием достойных условий труда, возможностью проявить себя и, конечно же, приемлемой оплатой. Для людей с ограниченными возможностями, к сожалению, список вакансий резко ограничен. Но небольшим перечнем дело не заканчивается, работодатели предпочитают видеть в своём коллективе человека с определенным опытом, необходимыми навыками. Редко кто рискнёт взять работника «с нуля».

Специализированный образовательно-реабилитационный центр РУП «Белорусского протезно-ортопедического восстановительного центра» проводит профессиональную, медико-социальную и медико-профессиональную реабилитацию инвалидов с нарушениями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Обучают инвалидов по профессиям: «Обувщик по ремонту обуви», «Столяр», «Швея», «Оператор ПЭВМ».

Об особенностях подготовки специалистов рассказывает заведующий специализированного образовательно-реабилитационного центра РУП «БПОВЦ» Светлана БАБИВСКАЯ.

Учиться подано!

— Ещё в 2001 году при поддержке Дортмундского университета (Германия) мы оборудовали классы и собрали учебно-методическую литературу по подготовке таких специалистов как «Чертёжник» и «Чертёжник-конструктор», — вспоминает заведующий специализированного образовательно-реабилитационного центра Светлана Бабивская. – До этого в кабинете трудотерапии развивали мелкую моторику резьбой и выжиганием по дереву, вязанием, вышивкой, лепкой из пластилина. В год на «Чертёжника» набиралась группа из 6 — 10 человек, которые занимались в двух кабинетах: компьютерном, со специальными программами, и чертёжном, с кульманами, чтобы работать от руки. Обучение шло ежедневно год-полтора. Ученики чертёжника принимались на полный рабочий день с 8.15 до 17.00. Это были люди с нарушениями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата (ДЦП, травма, сколиоз, ампутация и т.п.). Постепенно эта специальность стала невостребованной, и мы начали обучать другим профессиям.

Сейчас специализированный образовательно-реабилитационный центр РУП «Белорусского протезно-ортопедического восстановительного центра» обучает «Обувщиков по ремонту обуви», «Столяров», «Плотников», «Швей», «Операторов ПЭВМ». Подход к каждому слушателю индивидуальный. То есть, не нужно ждать формирования группы. Человек закрепляется за специалистом высокого уровня – мастером, который ему показывает принципы работы. 80-90 % обучения – практика, к которой ученик приступает с первого же дня. Кстати, занятия проходят каждый день. Помимо этого, будущие специалисты получают и теоретические знания по профессии.

— Это не стандартное обучение за партой, как в школе или институте. Ведь наша основная цель – дать человеку навыки профессии, — продолжает Светлана Ивановна. — Очевидно, что чем больше человек работает руками, тем больше у него получается. Раз в неделю по программе — теоретическое консультирование: ряд предметов по специальности и не только. Это особая категория граждан, все с разными судьбами, причинами и последствиями инвалидизации. Мы даём возможность получить им и медицинские знания по лечебной, физической, психологической реабилитации.

Люди с ограниченными возможностями, которых направило на обу-чение управление по труду, занятости и социальной защите городских и районных исполкомов, проходят его за счёт бюджетных средств. Сейчас это практически не минчане, желающие приезжают со всей республики. Проживают слушатели в протезно-ортопедическом госпитале РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр», где есть лифты, пандусы, оборудованы классы. Рабочие профессии можно освоить практически за три месяца. Например, квалификацию «Обувщик по ремонту обуви» человек получит спустя три с половиной месяца, а «Столяр» или «Швея» — через пять. В среднем «корочки» получают 10-15 человек в год.

— Самые востребованные квалификации — «Обувщик по ремонту обуви» и «Столяр», — резюмирует Светлана Бабивская. — Вот приезжает, например, человек из посёлка, где рядом нет бытового обслуживания или нужно далеко за этим ехать. А ведь все люди носят обувь: отваливаются каблуки и снашивается подошва – вот он, тот сосед, который может отремонтировать. После окончания обучения можно, например, в Дом быта устроиться или открыть ИП. Конечно, многие хотели бы обучиться каким-нибудь другим специальностям, но по медицинским показаниям не могут.

Специальности «Оператор ПЭВМ (со знанием компьютерной верстки, графики и дизайна)» за 4 месяца на базе РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр» обучает ГУО «Республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников Министерства труда и социальной защиты РБ». В группу набирают 12-14 человек.

— Кроме того, согласно комплексной программе развития социального обслуживания на 2011–2015 годы, раз в год специалисты ГУО «РЦПК» в течение месяца обучают инвалидов, находящихся на протезировании и реабилитации в протезно-ортопедическом госпитале, работе на персональном компьютере по курсу «Современные компьютерные технологии». Эти люди получат знания по работе на компьютере, которые, несомненно, пригодятся им в жизни, — считает Светлана Ивановна.

— Ведь у кого-то есть возможность выйти на улицу, а кто-то должен полжизни или всю жизнь провести дома. Компьютер позволяет иметь связь с миром. Мы, конечно, хотим дать людям комплексную реабилитацию. Кстати, занятия длятся не 8, а 4 часа. Поскольку находимся в лечебно — реабилитационном корпусе РУП «БПОВЦ», то наши ученики вторую половину дня могут посвятить не только умственным заданиям, но и расслабиться, посетить лечебно-реабилитационный комплекс со спортивными и тренажерными залами, бассейнами, массажными кабинетами, кабинетами физиотерапии и тепло-лечения. К сожалению, пока это не бесплатно. Мы хотели бы, чтобы это включалось в реабилитационный процесс.

Смотри и учи

У каждого слушателя есть свой индивидуальный мастер-практик производственного обучения, теорию же читают разные преподаватели. Занятия ведут опытные мастера производственного обучения, преподаватели и специалисты. В основном, все «студенты» укладываются в отведённый курс, все отличники и хорошисты. К тому же, сработанный педагогический коллектив знает, какая информация в большей степени нужна. Преподаватели всегда готовы выслушать, помочь советом.

— Чуть ли не главный специалист – психолог, который ведёт консультативный приём. Ведь приезжают люди с разными судьбами, ссорятся, мирятся, влюбляются, — рассказывает Светлана Ивановна. – Два года назад парень из Лиды, инвалид 1 группы (ДЦП), проходил у нас обучение на «Оператора ПЭВМ» и нашёл в группе себе вторую половинку. В следующем году они собираются расписаться.

Сначала слушатели проходят производственное обучение, а потом производственную практику. Обучаются будущие специалисты в механических, столярных и швейных мастерских, конструкторском и АСУ отделах, где создаются необходимые условия на рабочем месте. Например, инвалиду – колясочнику, будущему «обувщику» — прикручивающийся столик, и своеобразная спецодежда. К станку человек может сам подъехать, если он на определённом уровне стоит, или же попросить помочь другого. А практикуются ученики на ортопедической обуви, которую клиенты приносят в ремонт.

Основная цель – получить квалификацию. Но помимо навыков, не менее важно знание и теории. После сдачи квалификационной пробной работы (задание на время, качество исполнения) проходит квалификационный экзамен. Слушатели тянут билеты, а комиссия оценивает. В списке вопросы по охране труда, экономике и специально-профессиональные.

После успешной сдачи экзамена специалисту выдаётся свидетельство с присвоением квалификации, разряда. В зависимости от степени познания и возможностей — второй или третий. Также, если у человека есть трудовая книжка, то этот опыт записывается в стаж.

— Средний возраст слушателей – 30 лет. Но люди приезжают совершенно разные: кто-то сразу после школы, кто-то в зрелом возрасте, когда до пенсии остаётся ещё 10-15 лет и бездельничать не хочется, — продолжает Светлана Бабивская. — Мы можем обучать не только «опорников», но и инвалидов по слуху. Приглашаем сурдопереводчика, кто-то умеет читать по губам, в крайнем случае, всегда можно написать на бумаге. Но наш главный критерий — психически здоровые люди. Ведь когда у человека особенности психического развития, то для обучения уже нужны суперспециалисты. Допустить такого человека на производство, где движущиеся механизмы, которые могут его в любой момент покалечить, опасно.

Время собирать кадры

Конечно, не каждый работодатель хочет видеть в лице своего сотрудника инвалида. Хотя человек может и школу с золотой медалью окончить и быть лучшим в группе по обучению. Но работодатели изначально глядят внешне на соискателей, они ещё не готовы к тому, чтобы повсеместно принять на работу людей с ограниченными возможностями. На должность в идеале хотят взять супермена или красивую девушку с опытом работы от 2 лет.

— Поиском работ мы не занимаемся, потому что это функция комитетов по труду, занятости и социальной защите населения, но можем, если что и помочь, — уточняет Светлана Ивановна. — По большому счёту, все те, кто прошёл у нас обучение, трудоустроены. Ведь кто-то приходит не с бухты – барахты, а заранее подыскал себе место работы. Например, у нас обучалась женщина из Минского района, у них семейный бизнес, все навыки работы у неё есть, нужно было всего-то документально подтвердить, что она может этим заниматься. Андрей Гагунов, инвалид – калясочник, обучился на «Оператора ПЭВМ». В жизни ему, конечно, знания пригодились, но вот в профессиональном плане применить не смог. Позже узнал, что в Дом быта требуется мастер по ремонту обуви и прошёл у нас обучение на «Обувщика». Получил профессию – и сейчас успешно работает. Вадим Кислицкий обучился на «Столяра» и год проработал потом у нас в ремонтно-строительном цехе предприятия, постепенно перешёл в другую компанию. Есть люди, которые хотят получить специальность для того, чтобы в последующем применить знания в работе, но мы не должны также исключать тех, кто приходит к нам, чтобы получить рабочий стаж для большей пенсии. И мы не можем их винить, потому что каждый человек имеет право на образование.

В 2013 году специализированный образовательно-реабилитационный центр планирует переехать в гостиницу – общежитие, где будут учебные классы. Это здание позволит слушателям проживать дольше и с комфортом.

Вероника СОЛОВЕЙ
Фото автора

А как у них?..

В Германии работодатель обязан проверять, есть ли возможность принять на открывшуюся вакансию инвалида. Для этого он, в частности, должен обратиться с запросом на биржу труда (Agentur für Arbeit). Отсутствие такого контакта с биржей труда может свидетельствовать о дискриминации инвалидов.

Обладатель удостоверения с 60%-й степенью инвалидности пытался устроиться на временную работу (рабочее место освободилось в связи с беременностью постоянной сотрудницы), соответствующую его профессиональной квалификации. Работодатель предпочёл принять на это место другого работника. Инвалид потребовал денежную компенсацию в связи с дискриминацией по признаку инвалидности при приёме на работу. И добился победы! Вопрос о размере компенсации Федеральный суд по трудовым спорам (BAG) оставил открытым, вернув дело на рассмотрение в суд низшей инстанции.

BAG напомнил, во-первых, что предписанная законом обязанность – проверять возможность приёма на работу инвалидов – касается всех работодателей, а не только госслужбы (öffentlicher Dienst). Во-вторых, для этого работодатель обязан предварительно связаться с биржей труда: вдруг при ней уже зарегистрированы подходящие безработные или ищущие новую работу инвалиды. Отсутствие подобного контакта свидетельствует о дискриминации по признаку инвалидности, если нет других фактов, опровергающих это предположение.

Тяжёлыми инвалидами (Schwer-behinderte) считаются лица, имеющие 50-ю и выше степень инвалидности (Grad der Behinderung) (максимально возможная степень инвалидности – 100-я, фактически означает полную нетрудоспособность). Они имеют особые льготы, в том числе и в отношениях с работодателями. В частности, первый абзац § 81 Девятого тома Социального законоуложения (SGB IX) требует от работодателей «проверять, не могут ли свободные рабочие места быть заняты тяжёлыми инвалидами, особенно такими, которые зарегистрированы при бирже труда». На практике многие частные работодатели игнорируют это требование, считая, что им за это нарушение ничего не будет.

Не менее важный закон – Общий закон о равноправии (Allgemeines Gleichbehandlungsgesetz – AGG). Он защищает инвалидов (и ряд других групп населения) от некоторых видов дискриминации, в том числе и в отношениях с работодателями. Согласно § 15 этого закона, пострадавший от дискриминации (например, при приёме на работу) инвалид вправе потребовать от работодателя денежную компенсацию (Entschädigung). И даже если пострадавший не понёс материальных убытков (или не в состоянии доказать их наличие и величину), всё равно возможна компенсация в размере до трёх месячных окладов! Компенсация материальных убытков, включая упущенный доход, может быть ещё более высокой.

По материалам интернет-ресурсов

 

Присоединяйтесь к нам! Telegram Instagram Facebook Vk

Комментарии

Дмитрий

2012-10-22 21:00:55

Спасибо автору за интересную статью на тему профессиональной реабилитации в Беларуси и Германии. Хотелось бы узнать востребована специальность «Оператор ПЭВМ (со знанием компьютерной верстки, графики и дизайна)» на рынке труда на сегодняшний день.

Авторизуйтесь для комментирования

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.