Подготовка педагогических кадров, принцип инклюзии и создание специальных условий: что еще изменится для инвалидов в сфере образования?

Государство гарантирует подготовку педагогических работников, владеющих специальными формами, методами обучения и воспитания при работе с инвалидами. Это закреплено законом «О правах инвалидов и их социальной интеграции», сообщила журналистам начальник управления по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Виктория Гречиха на пресс-конференции в БЕЛТА.
– Закреплены обязательства государства по обеспечению подготовки педагогических работников, владеющих специальными методами обучения и воспитания, в том числе жестовым языком, техникой чтения и письма по систему Брайля, основными технологиями аудиодискрипции, – сказала Виктория Гречиха.
Как сообщила главный специалист управления дошкольного образования главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Елена Мулица, сегодня такая подготовка ведется в основном в Белорусском государственном педагогическом университете имени М.Танка. Более того, на все педагогические специальности введены курсы, которые знакомят будущих педагогов с особенностями различных категорий детей.
Законом закрепляется понятие принципа инклюзии в образовании.
– Норма, которая действительно законодательно закрепляет достижения нашей страны в обеспечении равного доступа к образованию для всех детей, вне зависимости от того, имеется ли у них инвалидность, имеются ли у них какие-то нарушения, – это введение в законодательство принципа инклюзии в образовании, который обеспечивает равный доступ к получению образования для всех обучающихся, с ориентацией на индивидуальные образовательные потребности каждого. Соответственно, и в законе «О правах инвалидов и их социальной интеграции» эта норма введена по отношению к детям с инвалидностью, – отметила Елена Мулица.
Также в законе отдельно выделена статья, касающаяся специальных условий для получения образования инвалидами. Главный специалист управления пояснила, что под специальными условиями понимается организация педагогической, медицинской, социальной, психологической и иных видов помощи, в том числе использование технических средств социальной реабилитации, учебных изданий, специальных методов обучения и воспитания, информационных технологий, адаптация материальных объектов.
– В статье закона обозначены отдельные специальные условия для таких категорий детей, как дети с нарушениями зрения, дети с нарушениями слуха, дети с нарушением функции опорно-двигательного аппарата, для которых эта норма максимально значима. Указываются отдельные ассистивные средства, ассистивные технологии, которые используются в образовательном процессе для этой категорий обучающихся, – сказала она.
Елена Мулица обратила внимание, что принцип инклюзии в образовании и норма по созданию специальных условий при организации образовательного процесса – это распространяется на все уровни основного образования: дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование. Также это касается реализации образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи.
Главный специалист управления подчеркнула, что работа над законом велась параллельно с работой над новой редакцией Кодекса Республики Беларусь об образовании, и поэтому те нормы, которые вошли в основу кодекса, также закреплены в законе «О правах инвалидов и их социальной интеграции».
Виктория Гречиха добавила, что особый акцент в законе сделан на необходимости обеспечения доступной среды учреждений образования для всех категорий инвалидов, а также доступности получения информации с учетом особых образовательных потребностей инвалидов.
Комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.