Плюсы и минусы «безбарьерки»

Поддержи

Состоявшаяся в Доме прессы пресс-конференция, посвященная презентации очередной Государственной программы по созданию безбарьерной среды на 2011-2015 годы собрала за одним столом ряд специалистов, имеющих к этой теме самое непосредственное отношение. Поэтому в ходе завязавшегося разговора она была всесторонне рассмотрена, и была обрисована реальная картина дел в этой сфере. После всего услышанного хотелось бы порассуждать о плюсах и минусах ситуации с созданием безбарьерной среды.

Итак – плюсы. Первая аналогичная программа по безбарьерной среде, рассчитанная на 2007-2010 годы, завершена. По данным государственных заказчиков, за эти годы в области стандартизации Министерствами архитектуры и промышленности, Госстандартом разработано 19 технических нормативных актов в области технического нормирования и стандартизации, направленных на создание безбарьерной среды. Белорусской железной дорогой за счет собственных средств освоено производство и внедрено в эксплуатацию 20 пассажирских вагонов, имеющих специальное оборудование по перевозке инвалидов-колясочников. Минским горисполкомом и облисполкомом, за счет собственных средств, приобретено 2156 низкопольных транспортных средств – автобусов, троллейбусов и трамваев – при плановом задании 838 единиц. Всего за 2007-2010 годы мероприятия по созданию безбарьерной среды выполнены почти на 11000 объектов коммунальной и республиканской форм собственности, что позволило по сравнению с 2006 годом увеличить удельный вес объектов, доступных для инвалидов и других категорий, физически ослабленных лиц, в среднем почти в два раза.

Если говорить о создании безбарьерной среды, то здесь подра-зумевается не только устранение физических преград, но и психологических барьеров, а также и других моментов, мешающих инвалидам и физически ослабленным людям вести полноценный образ жизни. Поэтому Министерством образования для улучшения ситуации в данной сфере разработана программа по совершенствованию специального образования детей с особенностями психофизического развития, что является также элементом безбарьерки.

Мероприятия, направленные на улучшение качества жизни, интеграцию инвалидов в общество через создание безбарьерной среды, будут продолжены не только в ходе реализации Государственной программы по созданию безбарьерной среды, но и в рамках комплексной программы социального обслуживания населения на 2011-2015 годы.

Новая программа по созданию безбарьерной среды, как и предыдущая, составлена с учетом предложений как республиканских, так и местных исполнительно-распорядительных органов, предложений общественных организаций инвалидов. Ее основной целью, сообщила заместитель начальника управления государственной социальной поддержки населения, начальник отдела по делам инвалидов Минтруда и соцзащиты Рита Валентиновна Сушко, является формирование доступной среды жизнедеятельности для реализации гражданских, политических и других прав, предусмотренных как Конституцией страны, так и международными договорами в области прав человека. Для достижения поставленных целей в рамках программы планируется формирование правового, организационного и контрольного механизмов, которые призваны обеспечивать преобразование среды жизнедеятельности в доступную для инвалидов и физически ослабленных лиц сферу. Вторая задача, которая предусмотрена Госпрограммой по безбарьерке – это увеличение удельного веса социальной и иной инфраструктур для данной категории граждан. Третья – это совершенствование транспортного обслуживания. То есть, проведение ряда работ как на транспортных остановках, так и повышение удельного веса низкопольных автобусов, троллейбусов и трамваев. И четвертая, абсолютно новая задача, поставленная перед работниками социальной сферы, это развитие систем коммуникаций информационного общения инвалидов с нарушением слуха и зрения.

Итак, здесь все прекрасно и замечательно. Средства на создание безбарьерки выделяются, и довольно значительные. Работа идет, и довольно существенная. Но плоды ее пока не сильно радуют инвалидов и иные, близкие к ним, категории граждан, так как радикальных перемен в этом деле пока еще не наблюдается. Так в чем же здесь дело?

И вот здесь пора говорить о минусах. А дело, как всегда, в том, что принято называть человеческим фактором. Иными словами, в людях, в данном случае, исполнителях проектов, нормативных документов, установок, рекомендаций и так далее. Ведь одно дело – разработать документы, а второе – претворить в жизнь то, что в них изложено. И здесь уж приходится оперировать такими категориями, как добросовестность, порядочность, исполнительность, да и, в конце концов, совесть. А вот с ней у некоторых людей, что называется, напряженка. И с этим, к сожалению, приходится еще довольно часто сталкиваться в нашей жизни. Это и летящая тебе в лицо дверь, не придержанная выходящим перед тобой из метро человеком, это груды мусора вдоль дорог, выброшенные из проносящихся по ним шикарных автомобилей, это сидящие в общественном транспорте молодые люди и стоящая рядом старушка, это закрывающиеся перед самым твоим носом двери автобуса при посадке в него или, того хуже – останавливающегося на корпус вперед или назад от того места, где его ожидает человек в инвалидной коляске. Список можно продолжать и далее… Во всем этом просматривается одно – эгоизм. Мышление на уровне того – «хорошо то, что хорошо мне». А проблемы других и их жизнь мне по барабану.

Из этой же серии и то, что когда идет приемка вновь построенного высотного здания, то трудно представить себе, что строители будут сдавать его приемной комиссии без входных дверей, без окон и без лифтов. А вот без пандуса, или же сделанного таким образом, что пользоваться им невозможно – так это в порядке вещей. И в такой ситуации взывать к совести – дело, конечно, благое, но, как показывает практика, почти безнадежное. Если человек ее потерял, то никакие призывы ее в нем не реанимируют.

Таким образом, если проанализировать ситуацию с созданием безбарьерной среды и взвесить все ее плюсы и минусы, то из всего услышанного на пресс-конференции напрашивается один вывод: нужно смотреть реальности в глаза и внедрять в этом деле двусторонний подход. А именно – политику кнута и пряника.

Если нынешние штрафные санкции в отношении нерадивых строителей мало эффективны, то их надо ужесточать, но параллельно вводить какие-то поощрительные меры за исполнение требуемых норм. Что само по себе, конечно же, смешно. Поощрять за то, что человек добросовестно исполняет предписанные ему законом и служебными обязанностями, дела? Но такова, как говорят французы, се ля ви.

 

Александр ДЫНИКОВ

 

 

 

Присоединяйтесь к нам! Telegram Instagram Facebook Vk

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.