Первички идут в соцзаказ?
Вы как коммерческая или некоммерческая организация, как индивидуальный предприниматель знаете, как лучше организовать ту или иную услугу или проект, а государство эту услугу у вас покупает, а проект финансирует. Так упрощенно можно представить государственный социальный заказ. Появилось это понятие в Беларуси в 2013 году. Ассортимент социальных услуг расширяется, растет их качество, а предоставляющие эти услуги организации получают дополнительный источник финансирования – во всяком случае, такова задумка. Но что-то нечасто слышно об участии в госсоцзаказе наших общественных объединений!
Международное просветительское общественное объединение «АКТ» провело мини-исследование потребностей первичных организаций Белорусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам и их потенциала удовлетворять эти потребности, оказывая соответствующие социальные услуги. Изучал проблему ведущий оргконсультант Беларуси, председатель правления международного просветительского общественного объединения «АКТ» Владимир Корж.
Если сопоставить услуги, в которых нуждаются целевые группы БелАПДИиМИ, с теми услугами, которые организации готовы начать оказывать сегодня, ясно, что первичные организации могут удовлетворить не все из этих потребностей (см. диаграмму). В целом же восприятие собственного потенциала первичных организаций и существующие потребности совпадают, и при необходимом стечении обстоятельств некоторые отделения БелАПДИиМИ готовы выставить эти услуги как предмет госзаказа.
Среди основных препятствий, которые, за исключением отсутствия финансирования, мешают первичным организациям начать оказывать те или иные социальные услуги: отсутствие в регионах оснащенных помещений и квалифицированных специалистов для оказания услуг, неготовность местных властей заниматься такими новыми услугами, как, например, сопровождаемое трудоустройство молодых людей с особенностями развития. Очень многих представителей организаций пугает сама процедура участия в конкурсе, получения и реализации государственного социального заказа.
И действительно, опыт работы экспертов МПОО «АКТ» показывает, что сегодня соцзаказ реализуется в условиях, которые создают высокие риски организациям, подающим заявки на конкурсы соцзаказа. Негосударственные некоммерческие организации демотивирует то, что:
• процедура формирования государственного социального заказа не описана, что делает ее непонятной;
• в регионах нет двух НГО, готовых оказывать одну и ту же услугу, что затрудняет проведение конкурсов;
• требование своего вклада более 50% стоимости проекта и наличия средств на момент конкурса непосильно для белорусских НГО;
• официальный сайт для размещения конкурсных извещений www.icetrade.by является крайне неудобным для практического использования;
• у государственных заказчиков оказалось недостаточно знаний для оформления заданий на государственный социальный заказ;
• добросовестное выполнение взятых на себя договорных обязательств со стороны исполнителей оказалось недостаточным для получения положенного им возмещения расходов.
Это подтверждает и попытка БелАПДИиМИ получить в 2014 году соцзаказ на реализацию проекта по сопровождаемому проживанию молодых людей с особенностями развития в Московском районе Минска. Уже в ходе реализации проекта выяснилось, что государственный заказчик не знает, имеет ли он право субсидировать все виды расходов проекта. В итоге БелАПДИиМИ прекратило реализацию социального проекта в рамках государственного социального заказа. Региональные же отделения БелАПДИиМИ все еще не включились в активную работу с социальным заказом.
О ГОССОЦЗАКАЗЕ:
Елена Титова, председатель БелАПДИиМИ:
– Если бы государство также оплачивало аренду, коммунальные услуги, оборудование, 10% наших регионов уже сегодня участвовали бы в соцзаказе. На данном этапе, если закупается услуга, оплачивается только зарплата специалиста, а нашим детям и молодым людям в большей степени надо где-то пребывать – надо помещение, оборудование, не только специалисты.
Наталия Милькота, канд. философских наук, отдел развития инновационных форм социального обслуживания НИИ труда Министерства труда и соцзащиты:
– Всего за 2014–2015 годы было заключено более 70 договоров на выполнение госсоцзаказа. В лидерах – Гродненская, Минская и Витебская области, излишнюю осторожность проявляют Могилевская и Гомельская области.
Чаще всего из местных бюджетов финансировалась деятельность НГО по оказанию социально-медицинских и социально-бытовых услуг, поэтому основным партнером государства (исполнителем госсоцзаказа из числа НГО) выступили региональные организации Белорусского общества Красного Креста.
P.S. Исследование проведено в ходе проекта БелАПДИиМИ «Равные возможности – путь к успеху», реализуемого в рамках программы «Укрепление потенциала совместных инициатив» при поддержке фонда «Евразия» за счет средств, предоставленных Агентством США по международному развитию (USAID).
Подготовила Юлия ЛАВРЕНКОВА
Комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.