ОО «БелОИ» предоставит свои предложения в Постоянную комиссию Национального собрания Республики Беларусь по корректировке Закона «О социальной защите инвалидов»
Об этом сообщил заместитель председателя ЦП ОО «БелОИ» Сергей Дроздовский на заседании Президиума, состоявшемся в прошлый четверг.
– В Центральное правление ОО «БелОИ» пришло обращение Постоянной комиссии Национального собрания Республики Беларусь с просьбой дать свои предложения по корректировке Закона Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов» с учетом практики его применения, – констатировал Сергей Дроздовский.
Закон «О социальной защите инвалидов» был принят в 1991 году и по сути являлся первым специальным Законом для данной категории населения. Данный Закон охватывал все сферы жизнедеятельности инвалидов. На протяжении двадцати лет главный документ в жизни инвалидов не раз претерпевал изменения. Как отметил Сергей Дроздовский, из него были выхолощены почти все важные составляющие, касающиеся реабилитации, обеспечения, благоустройства и других важных аспектов жизнедеятельности инвалидов.

Сергей Дроздовский озвучил приоритетные позиции, которые, по его мнению, следует учесть в новой редакции Закона «О социальной защите инвалидов».
Границы применения
В Законе «О социальной защите инвалидов» должны быть четко очерчены границы его применения. Закон должен строиться на основании Конвенции, реализовывать ее нормы, расшифровывать, предлагать конкретные решения и закреплять стандарты.
Социальное обеспечение и социальные гарантии
В Конституции РБ говорится о том, что каждый гражданин в состоянии инвалидности имеет право на социальное обеспечение государства. В действующем Законе «О социальной защите инвалидов» ничего не сказано о том, что же такое социальное обеспечение и социальные гарантии, на что может рассчитывать человек с инвалидностью кроме пенсии и льгот. В Законе должны быть прописаны гарантии по жилью, по обеспечению лекарственными препаратами и другим жизненно важным позициям для людей с инвалидностью.
Переход к страхованию
Страхование должно занять более весомую роль в решении проблем инвалидности. В концепции страхования должны быть договорные отношения. Есть страховщик, страхователь и государство, которое выступает гарантом этого страхового процесса. Каждый человек с инвалидностью является страхователем, который вступает в отношения с государством по поводу предоставления определенного объема мер и средств, положенных ему в связи с конкретными формами инвалидности. На сегодня такая помощь выглядит в форме благотворительности. То есть государство сколько может, столько и помогает. Возникает вопрос: в полном ли объеме эта помощь доходит до инвалидов, достаточно ли ее? Страхование позволит сделать прозрачным процесс того, сколько денег из бюджета отправляется на инвалидность, как они тратятся, кем и на что.
Стимулирование и вовлечение в интеграцию лиц с инвалидностью
Пересмотреть фактические приоритеты и меры поддержки в пользу стимулирования и вовлечения в интеграцию лиц с инвалидностью. Те нормативные акты, которые зафиксированы в нынешнем Законе «О социальной защите инвалидов», приводят к иждивенчеству, подталкивают инвалида к тому, чтобы оставаться одиноким, не работать и получать при этом установленный объем государственной поддержки. Если инвалид трудоустраивается, то лишается этой госпомощи, хотя инвалидность при этом остается.
Закон «О социальной защите» должен быть полноценным законом
Необходимо, чтобы Закон «О социальной защите» был полноценным законом, который регулирует жизнедеятельность государства и всех его субъектов. Все, что прописано в Конвенции, должно в данном Законе выглядеть с точки зрения социальной защиты. Все ссылки «в соответствии с законодательством» должны быть либо удалены, либо уточнены, где их искать, либо прописаны в самом Законе.
Учреждения социальной защиты должны перестроиться и стать открытыми для участия инвалидов
Важно пересмотреть инфраструктуру мер реализации социальной защиты с учетом применения предыдущего Закона. Все нарекания к собесам, к учреждениям социальной защиты свести к тому, что они должны перестроиться и стать открытыми для участия инвалидов. В Законе должно быть четко прописано, в чем заключается партнерство общественных объединений инвалидов и государства.
Демонополизация сферы социальных услуг по инвалидности
На право получения социального заказа из средств госбюджета для оказания услуг конкретному инвалиду должны на равных конкурировать и ТЦСОНы, и общественные организации, и частные предприниматели. Социальный заказ должен получить тот из них, кто лучше эту услугу окажет.
Пересмотреть статус установления инвалидности на основании МКФ (Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья)
Данная классификация предполагает усиление социального характера понимания инвалидности. Инвалидность должна определяться как социальная проблема, а не как диагноз.
Определение пограничного состояния
Когда человек длительное время болеет и нуждается в тех же мерах социальной поддержки, как и инвалид, но не может получить инвалидную коляску и передвигаться.
Равенство к участию, а не равенство по формальным возможностям
Необходимо, чтобы человек не разово, на старте своей инвалидности, а на постоянной основе сопровождался мерами социального обеспечения, которые позволят ему на равных конкурировать в обществе.
Данные предложения, с учетом замечаний членов Президиума, будут доработаны и предоставлены в Постоянную комиссию Национального собрания Республики Беларусь, а также в Министерство труда и социальной защиты.
Жанна КАНОПЛИЧ
Комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.