«Мы возили дедушку на рыбалку, о ней он мечтал 18 лет!» Как в Беларуси и России работает социальное такси

Поддержи

Мы часто слышим о социальном такси, которое работает в разных белорусских городах, но информация настолько разбросана и точечна, что трудно составить общую картину. Да и не каждый человек, который может воспользоваться услугами такого специализированного транспорта, вообще о нем слышал. Попробуем разобраться, как в Беларуси работает проект «Социальное такси», есть ли у него недостатки и почему стоит обратить внимание на более успешные примеры реализации перевозки людей с особенностями.

Социальное такси по-белорусски

На национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь есть статья, посвященная услуге социального такси – «Куда обращаться за услугой и кому положены льготные поездки?» В материале речь идет о том, что перевозкой занимаются региональные социальные службы. «Правда, реализуют услугу везде по-разному», – подмечено в статье. На самом деле, несмотря на то, что услуга вошла в Государственную программу о социальной защите и содействии занятости населения на 2016−2020 годы, она слабо представлена во многих городах, хоть на нее и выделены бюджетные средства.

Социальное такси Беларуси

Например, Гомель стал первым областным центром, в котором начал работу проект «Социальное такси». Право на специальные транспортные услуги на бесплатной основе там имеют инвалиды I группы, дети-инвалиды до 18 лет, имеющие 3-ю и 4-ую степень утраты здоровья, ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды-колясочники. Интересно, что услуги социального такси предоставляются в порядке очереди и не чаще одного раза в неделю. Да и мест, куда может довезти такой транспорт, ограниченное количество: в него входят только медицинские учреждения и органы по труду, занятости и социальной защите.

Везде – своя система

В разных городах Беларуси «Социальное такси» работает по собственной системе, что весьма странно. Например, в Жлобине есть запрос на услуги со стороны инвалидов-колясочников, но местный ТЦСОН не располагает финансами для реализации проекта. В Бешенковичах вообще нет социального такси: считают, что в такой услуге нет необходимости. В Кобрине проект на первых же порах набрал обороты: там вызвать машину по сниженным тарифам могут инвалиды, семьи, воспитывающие детей-инвалидов, нетрудоспособные маломобильные граждане и пенсионеры. Кроме того, кобринское социальное такси готово оказывать услуги и другим уязвимым группам населения по низким ценам.

/

Вообще, появление социального такси – это значительный шаг навстречу улучшению транспортного обслуживания маломобильных групп населения. Однако реализация этого проекта осуществляется хаотично: некоторые города активно вовлеклись в процесс, где-то в районах об услугах необычного такси даже никто не слышал.

/

Интересно, что на фоне вялотекущего процесса внедрения социального транспорта в белорусские реалии некоторые российские частные компании успешно работают в этой сфере уже не один год. Мы поговорили с Владимиром, одним из основателей компании «Invamobility», и узнали, как быть гибким и востребованным на рынке социального транспорта.

Бизнес, где не важна конкуренция

«Наша компания начала свою деятельность в 2012 году. Где-то за два года до открытия мой партнер искал автомобиль для своего отца-инвалида, чтобы возить его на дачу непосредственно в кресле-коляске: отец не ходил и был слеп. В 2011 году его папа скончался – тогда встал вопрос, что делать с имеющейся машиной. Тогда мы решили, что будем помогать маломобильным людям», – вспоминает Владимир.

«За годы работы, мне кажется, изменилось отношение людей с инвалидностью к их собственной жизни. Благодаря транспорту у них появилась возможность больше выходить из дома, ездить к друзьям, на дачу, гулять в парках», – говорит владелец «Invamobility». Компания предлагает перевозки не только в лечебные и социальные учреждения, но и в места отдыха и развлечений.

Владимир отмечает, что конкуренция есть везде, в том числе и в сфере социальных перевозок. «Доверие завоевывается качеством услуг, отношением и пониманием запросов. Со многими нашими клиентами мы подружились. Это не тот бизнес, где важна конкуренция: мы общаемся и выручаем друг друга, чтобы любой маломобильный человек, который нам позвонил, мог поехать по своим делам».

«Invamobility» предлагает различные услуги: спуск и подъем по лестнице, предоставление кресла-коляски по необходимости. В компании даже выполняют просьбы, если клиенту банально нужно что-то купить в магазине. «Однажды мы возили дедушку на рыбалку, о которой он мечтал 18 лет!» – рассказывает Владимир.

Секрет социального такси, которым хотелось бы пользоваться регулярно – это доступность сервиса, адекватный и широкий спектр услуг и учтивое отношение к особенным клиентам. К сожалению, система социального транспорта в Беларуси пока развита слабо, но есть шанс улучшить ситуацию при помощи частных инициатив или развития уже существующей государственной программы.

 

Александра Камко
Фото из архива  компании «Invamobility»

 

Присоединяйтесь к нам! Telegram Instagram Facebook Vk

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.