Мир творчества без границ: как инклюзивные театры на постсоветском пространстве помогают людям с инвалидностью раскрыть себя
Еще великий Станиславский сказал: «Искусство – отражение и познание жизни». Творчество помогает не только познавать мир, открывать его новые грани и возможности, но и наполнять себя. Когда ты имеешь возможность демонстрировать публике мысли, печали, впечатления, открытия – это важный шаг на пути к принятию себя. Мы расскажем вам о пяти театрах, на сцене которых люди с инвалидностью реализуют свои творческие способности и возможности на 100%.
Театр «Недослов»
В 2003 году в Москве состоялся выпуск театрального факультета Российской государственной специализированной академии искусств (единственного в мире вуза, дающего возможность людям с инвалидностью получить высшее образование в различных сферах искусства). Дипломный спектакль по притче Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» представили студенты-выпускники Анна Башенкова, Екатерина Мигицко и Александр Мартьянов. Это был эксперимент: пластическая постановка без единого слова, с музыкой, танцем и жестовыми образами, которые были понятны всем без исключения. После успешного дебюта «Чайки по имени Джонатан Ливингстон» постановщики решили продлить жизнь спектаклю. Постановка обрела своего зрителя, с успехом шла на сцене родного вуза, участвовала в многочисленных российских и зарубежных театральных фестивалях. Тогда авторы «Чайки» поняли: суждено быть полноценному театру. Так и появился «Недослов» – театральный проект неслышащих актеров.
«Любой человек, который придет к нам в театр, сможет все понять. У нас есть пластические спектакли, в которых мы танцуем и двигаемся под музыку. Здесь не требуется перевод или дополнительные объяснения. В то же время у нас есть несколько спектаклей, где мы играем на жестовом языке. В них нам помогают профессиональные актеры московских театров, которые голосом озвучивают нас», – рассказывают руководители «Недослова».
В театре «Недослов» работают только профессиональные актеры: все они окончили Российскую государственную специализированную академию искусств.
«Нас часто спрашивают, не завидуем ли мы слышащим людям. Нет, не завидуем. Отсутствие слуха для нас данность, так же, как для любого человека нормально, что у него есть две руки и две ноги. Мы всегда рады общению, но, к сожалению, в жизни мы общаемся обычно с такими же, как мы. Общаться со слышащими людьми достаточно сложно, поскольку есть языковой барьер – очень немногие слышащие люди знают жестовый язык или хотя бы пальцевую азбуку. Но если ваше лицо обращено к нам и вы не прячете свою артикуляцию, то есть шанс, что мы сможем друг друга понять», – говорят актеры.
Театр Мимики и Жеста
С 1963 года в Москве существует специальный театр для неслышащих людей. Он создавался для того, чтобы те, кто не имел возможности попасть, например, в Большой театр или Театр Сатиры, все равно мог насладиться любимыми постановками. Считается, что московский Театр Мимики и Жеста – первый в мире и единственный в России стационарный профессиональный театр глухих актеров.
В Театре Мимики и Жеста ставятся спектакли на жестовом языке и сопровождаются переводом на русский язык. «Значение театрального искусства в жизни глухих значительно. В мире неслышащих, где восприятие мира визуально, а невербальный способ общения является главенствующим, театр в доступной форме позволяет человеку нравственно и эстетически совершенствоваться, помогает познавать окружающий мир, приобщаться к искусству, без которого жизнь любого образованного человека вряд ли можно назвать полной», – считают руководители театра.
Театр Мимики и Жеста работает не только для неслышащих зрителей, но и для слышащих детей и взрослых. Главная особенность, которая заставляет зрителей возвращаться снова и снова, – это яркость и выразительность постановок. Жестовая «речь» актеров, которая дублируется дикторами, добавляет спектаклям эффектности и экспрессивности. «Большинство слышащих зрителей, посещая спектакли театра, не верят, что актеры не слышат: настолько их движения и пластика совпадают с музыкой. Артисты театра способны сыграть высокую трагедию и сатирическую комедию, остросоциальную драму и пантомиму, музыкальную комедию и многое другое».
Театр в своей деятельности ставит несколько целей: расширить мировоззрение актеров и зрителей, наполнить их жизнь творчеством, показать богатство русского жестового языка. Через театральное искусство глухие и слышащие люди осознают, что в творчестве нет никаких барьеров.
Театр «Инклюзион»
В 1953 году в Гомеле был основан Театр мимики и жеста, который в 1973 году получил звание народного. Сейчас деятельность 68-летнего «Инклюзиона» до сих пор бурная и яркая: на сцене ставятся современные и оригинальные спектакли.
В труппе «Инклюзиона» можно найти актеров с самыми разными особенностями: незрячие, слабослышащие, ребята в колясках или с ДЦП. Каждая театральная постановка уникальна, потому что создана под конкретного артиста. Например, не так давно на сцене «Инклюзиона» был представлен моноспектакль с участием незрячей актрисы – единственной в Беларуси.
В разные годы гомельским театром руководили выдающиеся деятели искусств. Среди них – Степан Голованов, Петр Воробьев, Василий Белов, Валерий Иванов. С 1989 года директором «Инклюзиона» был назначен заслуженный артист Республики Беларусь Виктор Чепелев. Сейчас театром руководят Леся и Андрей Бордухаевы-Орел.
В советские времена коллектив театра неоднократно был лауреатом Республиканского смотра самодеятельного творчества (1975, 1977, 1981) и Всесоюзного смотра (1983-85), победителем международных конкурсов и фестивалей. В 2018 году «Инклюзион» стал лауреатом III Международного конкурса «Инклюзив АРТ» в Екатеринбурге за постановку «Эзоп и Клея».
Театр Равных
Днем рождения Театра Равных считается 4 июня 2014 года, когда творческий коллектив представил свой дебютный спектакль «Кот на крыше». На самом деле история создания берет отсчет в сентябре 2013 года: тогда постановка впервые была показана в стенах Воронежского государственного университета. После того, как «Кот на крыше» отлично проявил себя, появилась идея создать театр для актеров с особенностями – и в декабре того же года был объявлен первый кастинг. Тогда в труппу необычного театра попали 12 юношей и девушек. В течение месяца группа пополнилась еще дюжиной актеров с особенностями.
Уже в феврале 2014 года труппа во главе с главным педагогом Анной Гребенщиковой приступила к образовательной части проекта: всего за два месяца ведущие педагоги и мастера сцены Воронежа поставили новоиспеченным артистам голос, научили держать предметы и показали ряд актерских приемов. 15 сентября 2014 года «Театр равных» открыл свой первый сезон.
Сейчас «Театр равных» – один из самых гастролируемых театров Воронежского региона. На счету коллектива 10 спектаклей, 17 фестивалей и 35 городов. В труппу входят как актеры без особенностей, так и ребята с инвалидностью. Вообще, у Театра Равных есть правило: актером труппы может стать только прошедший кастинг или просмотр конкурсант, а соотношение количества обычных актеров и актеров с особенностями – 50 на 50.
«Краще разом»
Украинский театр «Краще разом» («Лучше вместе») существует на платформе культурно-общественного центра «Шелтер Плюс». Проект появился случайно – благодаря сотрудничеству Roundhouse с «Шелтер Плюс» для решения проблем, касающихся людей с инвалидностью. Свои первые инклюзивные спектакли команда начала создавать в 2015 году, а с 2016 театр стал работать постоянно. В основе своей деятельности театр «Краще разом» видит решение проблем доступа людей с инвалидностью к творчеству, социализации через искусство. Именно этот театр дает многим особенным ребятам шанс на выход из своей зоны комфорта и возможность приобщиться к изменениям.
Тренеры проекта «Краще разом» – известные деятели искусств. Например, Иван Замига, многократный чемпион Украины по спортивным танцам на колясках.
Сейчас театр «Краще разом» – это группа из 30-ти молодых людей, которые встречаются трижды в неделю на репетициях, во время которых создают спектакль. Для ребят эти встречи важны еще и потому, что они много общаются и хорошо проводят время вместе. Для большинства актеров с инвалидностью этот проект – единственная возможность выйти из дома и почувствовать себя нужной и важной частью общества.
***
Театр – это именно та площадка, на которой люди с инвалидностью могут максимально проявить свои способности. Хотелось бы, чтобы инклюзивных театров становилось больше: они не только помогли бы особенным артистам выражать себя, но и позволяли бы зрителям с инвалидностью чаще посещать спектакли.
Александра Камко
Фото из открытых источников
Комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.