«Мама, я слышу этот мир!..»
В Республике Беларусь диагностировать нарушение слуха у малыша стало намного легче.
По словам директора Республиканского научно-практического центра оториноларингологии, Людмилы Эдуардовны МАКАРИНОЙ-КИБАК, в нашей стране действует Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.01.2008 N 14 «О совершенствовании оказания медицинской помощи детям с нарушением слуха». Согласно ему, при не осложненных родах на третьи-пятые сутки каждый новорождённый должен быть обследован в роддоме методом отоакустической эмиссии. В тех отделениях, где нет специального оборудования, новорождённые обследуются, если есть факторы риска. С 2009 года аппаратами выявления нарушений слуха у новорождённых обеспечены все родильные дома областных центров.
О том, какими методами проводятся обследования и слухопротезирование новорождённых и детей младшего возраста, мы говорим сегодня с директором Республиканского научно-практического центра оториноларингологии, Людмилой Эдуардовной МАКАРИНОЙ-КИБАК и заместителем директора по организационно-методической работе, специалистом по слухопротезированию, Жанной Васильевной КУРАК.
Цель – повышение качества жизни
– Людмила Эдуардовна, сокращается ли сегодня количество инвалидов по слуху среди детей?
– Мы боремся не за снижение инвалидности, а за повышение качества жизни. Наша политика, которая соответствует мировой, такова, что слухопротезированный ребёнок или ребёнок с кохлеарным имплантатом, не перестает быть инвалидом. Ведь когда ребёнок снимает слуховой аппарат или имплантат, он снова не слышит. Но человек, у которого есть удостоверение инвалида, не перестает быть полноценным, он должен быть максимально полезен обществу. У нас создано общество мам детей с нарушением слуха, оно работает почти два года. В то же время, мы убеждаем мам не называть своих детей инвалидами. Они не инвалиды, они люди с особенностями.
– Расскажите, пожалуйста, про методы, которыми проводится обследование у новорождённых и детей младшего возраста?
– Таким методом, например, является метод отоакустической эмиссии. Это обследование выполняет медсестра. Один электрод устанавливается в наружный слуховой проход, второй – на лоб малыша. На экране высвечивается ответ. Можно узнать, что ребёнок слышит, но как он будет слышать, пока не известно. На данном этапе мы узнаем только, что он не глухой и серьезных нарушений нет. Бывает и так, что на экране ничего не высвечивается. Это необязательно значит, что ребёнок глухой. Могут быть погрешности в обследовании. Тогда обследование, уже более сложное, проводится доктором – оториноларингологом или сурдологом. Если у ребенка вначале не был зарегистрирован положительный ответ, то мама обязана обратиться к врачу для выполнения дополнительных обследований.
К сожалению, мамы не всегда к этому прислушиваются. Это, к сожалению, на данный момент является огромной проблемой в нашей стране, да и в развитых странах. Ведь зачастую мама считает, что ребёнка важнее всего накормить и одеть, и что этого достаточно. Но ребёнок должен быть ещё и здоров. В угоду нашим маленьким пациентам закуплены 36 аппаратов отоакустической диагностики и еще 7 самых серьёзных аппаратов для повторного обследования, затрачены огромные бюджетные средства. Кроме этого, сейчас мы делаем кохлеарную имплантацию всем, вне зависимости от возраста, – и детям, и взрослым.
Важна реабилитация после кохлеарной имплантации, слухопротезирования. Часто бывает, что мама получает кохлеарный имплантат, аппарат, и дальше ничего не хочет делать. Мы, как врачи, помогаем, обследуем. Но ведь кто, как не мать, может сказать, слышит с этим аппаратом ребёнок или нет?
Если родители сами заметили, что их ребёнок плохо слышит, они должны обратиться к своему лор-врачу, у которого есть свой алгоритм дальнейших действий. У нас в октябре проходит республиканская акция по выявлению нарушений слуха у детей. Жаль, не так много матерей и отцов сами приводят своих детей на обследование.
– Как Вы считаете, возможно ли обучение ребенка с нарушением слуха в общеобразовательной школе?
– Обязательно, только так и должно быть. Ребёнок должен находиться в речевой среде. Теперь настолько усовершенствованы средства реабилитации, что если у ребёнка проблемы с обучением в общеобразовательной школе, то причиной этому – только лень родителей, учителей и всех остальных служб.
Ребёнку нужна языковая среда
– Жанна Васильевна, каковы особенности слухопротезирования у детей? В каких случаях оно проводится?
– После обследования ребёнок с нарушениями слуха направляется к врачу-слухопротезисту, где ему подбирают слуховой аппарат и изготавливают индивидуальный вкладыш. Затем ребёнок направляется к сурдопедагогу. У слышащих детей первые 18 месяцев жизни, – период, когда они накапливают то, что слышат и потом сами начинают лепетать, говорить. У ребёнка с нарушениями слуха этот период выпадает. Тугоухому ребёнку может быть пять лет, а его речь – как у годовалого младенца. И задача педагогов и родителей – наверстать этот период, научить его слушать. Подчеркну, что родители несут особую ответственность. Ребёнку нужна языковая среда, он должен тянуться за слышащими людьми. Поэтому усилий педагога часто бывает недостаточно. Если малыш наблюдается 3-4 месяца, а положительных результатов нет, то делается вывод, что слуховой аппарат неэффективен. Тогда ребёнок рассматривается как кандидат на кохлеарную имплантацию. Проводится хирургическое лечение, а затем снова работа с сурдопедагогом. И опять же, очень важна работа родителей. Потому что если ему поставили имплантат, это далеко не значит, что он сразу же начнет говорить. Если ребёнка прооперировали, но отдали в спецшколу для тугоухих и глухих детей, то говорить о какой-то реабилитации не имеет смысла.
– Может ли ребёнок носить аппарат почти с самого рождения?
– За рубежом могут уже с шести месяцев жизни проводить слухопротезирование. Но всё зависит от того, когда было выявлено нарушение слуха. У нас были случаи, когда нарушения выявлялись только на медкомиссии перед поступлением в школу, к шести годам. Сейчас, конечно мы стараемся такого не допускать. Благодаря скринингу, с помощью специальной аппаратуры, мы выявляем нарушения на ранних стадиях. Потом подбираем слуховой аппарат. Но аппараты бывают разными. Нужна точная диагностика степени потери слуха. А у маленьких детей эту степень определить довольно сложно.
– Скажите, всем ли детям предоставляется бесплатный слуховой аппарат?
– Нет. Есть две группы. Первая – это дети-инвалиды, их также называют детьми с особенностями психофизического развития. Им оформляется удостоверение, ребёнок считается инвалидом до 18 лет. Ему выдается слуховой аппарат фирмой Белмедтехника бесплатно раз в два года. И вторая категория – это те, кто не имеет группы инвалидности, но нуждается в слухопротезировании. Например, ребёнок учится в общеобразовательной школе, но плохо слышит. Ему оказывается социальная адресная помощь на один слуховой аппарат, согласно минимальным социальным стандартам. Мы пишем заключение, что ребёнок нуждается в слухопротезировании, а деньги на приобретение слухового аппарата выделяют отделы соцзащиты исполкомов.
Ольга ГРИЦЕНКО
Комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.