Летят бумажные журавлики. Чем живет детский инклюзивный центр «Обычные люди» в Гомеле

5 лет назад в Гомеле появился инициативный проект «Обычные люди». В самом начале пути здесь занимались 18 детей с расстройством аутистического спектра со степенью утраты здоровья 3-й и 4-й степени. В педагогический состав входило два человека. Своих кабинетов не было, зато было огромное желание работать с детьми-инвалидами.
Спустя 5 лет уже не инициатива, а полноценный центр доказал, что это нужно и полезно как для самих малышей, так и общества в целом. О том, как сейчас живет центр и в чем заключается инклюзивное образование, мы поговорили с руководителем детского инклюзивного центра «Обычные люди» Вероникой Рожковой.
«Индивидуальный подход ко всем детям»
Эта история началась с желания дать детям с особенностями здоровья полноценное образование, но с учетом индивидуального подхода к каждому из них.
– Несмотря на то, что в Гомеле есть частные образовательные центры и государственные учреждения, в которых оказывается педагогическая помощь детям с ОПФР, нам хотелось создать что-то свое. Потому что занятия в тех же частных центрах в основном не имеют системного подхода, при этом обходятся очень дорого и не везде берут детей с тяжелыми диагнозами.

На сегодняшний день в центр зачислено около 200 детей с ОПФР. Также в центре есть инклюзивные группы, куда ходят нормотипичные дети. Первая из них работает по музыкотерапии, а вторая занимается плейбек-театром.
– Сегодня наши дети могут просидеть за кулисами два часа и ждать награждения, поехать в театр и спокойно смотреть представление, попасть в абсолютно незнакомое место и вести себя спокойно. Все это результат долгой и системной работы наших педагогов. Они умеют находить индивидуальный подход ко всем детям, учитывают особенности их диагнозов. А еще всегда открыты для диалога и дружелюбны. И ребята с удовольствием посещают занятия. При этом в нашем деле важно сохранять психологическое здоровье и самого педагога. Я сама в свое время сталкивалась с выгоранием и прекрасно понимаю, какие проблемы могут возникнуть в команде. Поэтому стараюсь сделать все, чтобы их работа была комфортной. В том числе для этого у нас есть несколько психиатров и психотерапевтов, которые работают именно с педагогическим составом.
Как отметила Вероника Рожкова, сейчас в детском инклюзивном центре «Обычные люди» созданы все условия для того, чтобы дети могли раскрыть свои таланты, получить массу положительных эмоций, сплотиться, почувствовать себя обычными людьми. А еще получить своевременную помощь «здесь и сейчас». Причем бесплатно. И если для обычных детей занятия – это досуг, то для ребят с ОПФР – это необходимая, постоянно повторяющаяся работа, без которой будет затруднен процесс социализации и интеграции в обществе. А чтобы образование для них было системным и эффективным, необходимо все занятия аккумулировать в одном месте и создать специальные условия.
«За дверью каждого кабинета происходит какое-то волшебство»
Первое, что вы увидите, открыв двери детского инклюзивного центра «Обычные люди» – огромную инсталляцию из бумажных журавликов. Это не просто декор для украшения холла. Как рассказала руководитель центра, в этой композиции скрыто нечто большее.
– Все началось с того, что нам не нравился холл. Он был мрачным. Начали думать, что же можно сделать. Вот так и пришла идея декорировать его бумажными журавликами. Суть в том, что каждая птица должна была не только символизировать наших деток, но и сделана их руками. И что удивительно, все родители с энтузиазмом восприняли эту идею. Они каждый вечер приносили пакеты с бумажными журавликами. Вот так у нас и появилась частичка каждой семьи и каждого ребенка.
Дальше детей и родителей ждет диванная зона. На стенах висят фотографии, которые наглядно показывают жизнь центра, главная функция которого – создать атмосферу дома. Здесь родители ждут своих детей с занятий, часто с книгой.
Теперь перейдем к кабинетам.
– Первый кабинет – нейропсихология. С него мы начинали свою деятельность. Раньше в нем проходило все и сразу. Сейчас здесь работают несколько педагогов, которые занимаются развитием когнитивных способностей у детей посредством нейропсихологических упражнений. То есть мы развиваем внимание, мышление и память. И если честно, за дверью каждого кабинета происходит какое-то волшебство, которое начинается с налаживания контакта между педагогом и ребенком.
За следующей дверью скрывается арт-терапевтический кабинет. В центре таких два. С одной стороны, занятия здесь выполняют релаксационную функцию, а с другой – посредством изотерапии позволяют развить творческие способности детей.
– Изотерапия в большей степени начинается с прорисовки эмоционального состояния детей. Затем мы переходим на геометрию, цветогамму и восприятие. И те дети, которые уже понимают все это, переходят на полноценный рисунок. На самом же деле мы уже давно отошли от бумаги, хотя не исключаем ее. Потому что хочется, чтобы дети больше работали с натуральными материалами. Например, сегодня наши педагоги также проводят занятия по росписи по дереву.
/
Важно отметить, что в каждом кабинете центра есть релаксационная зона или зона отдыха, которая помогает ребенку переключиться, расслабиться и снять эмоциональное перенапряжение. Ведь не все детки на этапе адаптации способны сидеть и держать концентрацию на протяжении всего занятия. И раз уж мы заговорили про релаксационную зону, то ее эпицентром можно назвать сенсорно-динамический зал.
/
– Этот кабинет мы создали благодаря нашему первому гранту. Но проблема заключалась в том, что он очень большой для чего-то одного. Поэтому мы решили объединить в этом пространстве сразу несколько идей. Например, если мы закроем блэкаут шторы и включим песочницу, панель бесконечности и пузырьковую трубу, то получим сенсорную комнату. А если откроем шторы, то перед нами динамический зал, где дети развивают крупную моторику. Здесь же лежит специально оборудованный пол, благодаря которому ребенок не поранится, если упадет. Также в этом кабинете есть интерактивная доска, оснащенная большим количеством программ для развития ребенка. То есть он включается в познавательную деятельность и учится считать, писать, развивает логическое мышление.
Но, пожалуй, самая интересная и новая часть центра на данный момент – это кабинет обучения навыкам самообслуживания. Или, как ее называют педагоги, «квартира». На самом деле кабинет и правда похож на квартиру. Здесь есть диван, шкаф, телевизор и даже оборудованная кухня, на которой можно готовить.
– Наша главная задача на сегодняшний день – минимизировать проблемы, которые возникают у родителей во время домашнего обучения с детьми. И первое в этом списке – самообслуживание. Поэтому мы решили воплотить этот проект. Сейчас в программу включены разные направления: гигиена человека, культура питания через кулинарию, осваивание бытовой техники, режим сна. Здесь даже есть имитация дверного звонка. Потому что многим деткам пока сложно понять, что не надо дергать дверную ручку, можно постучать в дверь либо позвонить. И я считаю, что благодаря этому проекту наши ребята смогут стать более самостоятельными.
Важно отметить, что этот проект был официально запущен совсем недавно в рамках семейного фестиваля «Особенные дети: не рядом, а вместе», приуроченного ко Дню инвалидов. Его главная цель – развить взаимодействие между особенным ребенком и его семьей. Например, в этом году родители и дети делали свои собственные эмблемы, показывали свою физическую подготовку и танцевальные навыки. А новинкой данного фестиваля стал как раз кабинет-квартира, где ребята могли впервые поупражняться в кухонном мастерстве: что-то порезать или натереть, сделать бутерброды и т.д.
Тем временем в нашей экскурсии остались еще два кабинета. Первый из них – актовый зал, в котором проводятся групповые занятия по музыкотерапии. И речь не просто про пение. Педагоги центра работают сразу по нескольким направлением. Одно из них – кинезиотерапия, то есть изучение своего тела через движения. Второй кабинет также связан с музыкой. Но используется для индивидуальных занятий.
– Музыкотерапия – это все. Посредством звуков и инструментов мы можем успокоить ребенка, развить его крупную моторику и речевой аппарат. А для талантливых деток – это возможность проявить себя и найти свое призвание и место в жизни. Все вышеперечисленное, безусловно, требует индивидуального подхода. На сегодняшний день нами разработаны 58 авторских программ с учетом особенностей каждого ребенка. За счет этого у нас получается включить в процесс обучения все и сразу. И даже родители замечают положительную динамику в развитии своих детей от таких занятий: улучшается мелкая и крупная моторика, координация, появляется пластичность в движении, улучшается речь. У детей появляется желание коммуницировать, развивается навык контроля своего поведения. При этом мы работаем в рамках направления абилитации совместно с органами здравоохранения. Только они выполняют медицинскую часть, а мы – психолого-педагогическую. И это очень важно, что мы объединились и делаем одно общее дело.
Валерия Попкова
Фото автора
Новости из жизни белорусов с инвалидностью в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!
Комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.