Кто победитель, а кто побеждённый?

Поддержи

На прошлой неделе завершилось судебное дело между председателем Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников Евгением Шевко и Национальным аэропортом «Минск». Иск Евгения суд удовлетворил частично.

Суть дела

Весной инвалид–колясочник Евгений Шевко собирался воспользоваться услугами Национального аэропорта для полёта в Эстонию. Представители аэропорта заранее были предупреждены о том, что пассажиру необходимо специальное обслуживание. Евгению обещали предоставить специальную коляску, без которой невозможно безопасное перемещение до своего места в самолете.

Когда Евгений Шевко прибыл в аэропорт «Минск», никакой специальной коляски для него не оказалось. Хотя аэро-
порт должен был исполнить свои обязательства по качественному обслуживанию пассажира. Мужчину транспортировали на «стульчике с четырьмя колесами», без ремней безопасности и регулировки по высоте.

− Для меня это был шок! − вспоминает Евгений. − Я сидел на высоте, смотрел на пустоту под ногами и понимал, что если упаду, то не успею сгруппироваться и получу серьёзные травмы.

Евгений Шевко в исковом заявлении требовал от аэропорта «Минск» компенсации в размере 10 миллионов рублей и запрещения использования для перемещения инвалидов-колясочников «кресла-стульчика», не имеющего ремней безо-
пасности. Дело длилось несколько месяцев.

На выездном судебном заседании специалисты определили, что коляска-стульчик опасна и её нельзя использовать для передвижения пассажиров. В конце того заседания представители Национального аэропорта согласились пойти на мировое соглашение с Евгением Шевко.

Итоги

− На суд я ехал с твёрдым убеждением, что подпишем мировое соглашение, − рассказывает Евгений Шевко.− Ведь две недели назад прошло заседание суда, на котором  был согласован документ и текст мирового соглашения с Национальным аэропортом «Минск». В этом соглашении, в принципе, все требования, которые я предъявлял, были описаны. Аэропорт соглашался выплатить моральную компенсацию и говорил, что будет использовать только те коляски, которые прошли специальную экспертизу Мин-
здрава. Однако тогда мы не подписали мировое соглашение, потому что генеральный директор Национального аэропорта «Минск» решил лично подписать его. Заседание суда перенесли на 15 января. Но в этот день генеральный директор Дмитрий Меликян не пришёл. Зато пришли адвокаты, которые не подписали мировое соглашение. Они аргументировали это тем, что в моём требовании и так прописаны очевидные пункты. Зачем подписывать соглашение, если в нём есть пункт, что мы должны использовать сертифицированные коляски, когда мы должны это делать по закону? Должны, но не делают. Таким образом, мировое соглашение подписано не было.

15 января судья вынесла решение удовлетворить иск Евгения Шевко частично. Мужчине возместили моральный ущерб в размере половины суммы, которую он запрашивал − 5 миллионов рублей. А вторую часть требования о запрете использования «кресел-стульчиков» не удовлетворили. Т.е. сегодня у Национального аэропорта нет запрета на использование этих стульев на колёсах. Также аэропорт принёс на заседание письмо в адрес протезно-ортопедического завода, в котором он просит взять эти кресла-стульчики на переделку.

− Письмо есть, но какого-либо официального документа передачи стульчиков нет. Кроме того, я вообще не уверен, что мастера протезного завода станут заниматься этими стульчиками, − считает Евгений Шевко. − Кто знает, что это за стульчики, из какого материала они сделаны и сколько им лет? На них нет даже технического паспорта. Какой максимальный вес можно перевозить, используя это приспособление? Я очень сильно сомневаюсь, что в итоге из этих «кресел-стульчиков» получится достойное средство передвижения.

После дела

Национальный аэропорт закупил 6 специальных колясок для передвижения инвалидов в салоне самолёта. Также национальный аэропорт «Минск» планирует приобрести амбулифт – устройство для посадки людей с инвалидностью в салон самолета.

− Думаю, сам факт суда, присутствие на нем прессы вынудили аэропорт к этому, − считает Евгений Шевко. – Однако я до сих пор не могу понять, зачем, имея в арсенале хорошие специализированные коляски, аэропорт хочет модернизировать эти опасные стульчики?

Кстати, два года назад Национальный аэропорт, сотрудничая с заинтересованными организациями, разработал свой собственный стандарт по обслуживанию людей с ограниченной подвижностью. Этот стандарт и был нарушен при обслуживании Евгения Шевко.

Как рассказал председатель ЦП ОО «БелОИ» Владимир Потапенко, в ситуации с Евгением аэропорт нарушил целый ряд правил по посадке пассажира с инвалидностью в самолёт. В международной практике пассажиров-колясочников первыми поднимают в салон самолёта, выходят же они последними. Такая система не доставляет ни морального, ни физического дискомфорта. Ведь когда остальные пассажиры садятся в самолёт, колясочник уже на своём месте, когда выходят – еще на нём. По опыту Владимира Петровича, международные авиаперевозчики – отзывчивые и всегда вежливо реагируют на просьбы.

– То, что произошло с Евгением, к сожалению, не единственный случай. Белорусские пассажиры и наши иностранные коллеги, которым необходимо специальное обслуживание, неоднократно жаловались на сервис в Национальном аэропорту. Евгений – один из немногих, кто набрался мужества и терпения и обратился в суд для защиты своих прав, зная, что это длительный и морально затратный процесс, − комментирует координатор Офиса по правам людей с инвалидностью Сергей Дроздовский.

− Я не удовлетворён решением суда, − резюмирует Евгений Шевко. − Я ожидал того, что аэропорту будет наложен запрет на использование этих колясок. Но в то же время я рад тому, что сам судебный процесс подтолкнул Национальный аэропорт к приобретению необходимых колясок.

В то же время руководство Национального аэропорта не принесло извинения Евгению Шевко. И тем самым вряд ли сохранило своё лицо перед пассажирами после длительной судебной тяжбы. Стало ли это дело уроком для столичного аэропорта, сможет ли он избежать недоразумений в будущем, покажет время.

Вероника СОЛОВЕЙ

Фото автора

Присоединяйтесь к нам! Telegram Instagram Facebook Vk

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.