Краски, которые рождают радость

Собрать 15 ярчайших и востребованных художников студии «Палитра радости» Минской городской организации инвалидов и выставить их работы в одной из популярных столичных галерей на Октябрьской площади. И назвать такую выставку «Возможно все», потому что никакие физические или психические особенности не мешают этим художникам видеть прекрасное и учить этому видению нас. Так и произошло в галерее «Университет культуры» 17 мая.

Почему идем на выставку? Потому что вдумчивый Михаил Савицкий в деревянной скульптуре Александра Ботвиненка крайне художественно смотрится в окружении детальных классических пейзажей Анны Гадировой и экспрессивной и переменчивой природы Дмитрия Лозового. Потому что у «Палитры радости» очередная премьера, целых две: скульптор международного масштаба Александр Ботвиненок и фея батика Наталья Гуринович. Потому что выставочная площадка такого уровня – однозначное республиканское признание. Международное признание также состоялось: в Женеве на годовщине подписания Беларусью Конвенции ООН по правам инвалидов.

Профессионалы (в том числе и члены Союза художников, такие как Татьяна Ласка и Александр Ботвиненок) и любители, преданные живописи, графике, скульптуре, гобеленам и батику. Пейзажисты и портретисты, узнаваемые и любимые, их картины-визитки и новые работы. Пронзителен взгляд фантастичных персонажей слутчанина Александра Салтавца, его чудаки уже года два как прописались на различных выставочных площадках столицы. В эти дни продолжается его персональная выставка в библиотеке № 12. Фанат цветочных (и цветовых) букетов Ирина Коленькова научилась рисовать уже на пенсии, и после взгляда на ее натюрморты вам тяжело будет поверить, что ее живописному стажу лет семь. На выставке почти во всем диапазоне, кроме икон, легкий и светлый в творчестве Иван Петручик.

Одинаково серьезно относится и к живописи, и к малой пластике (от гипсовых котов до расписанных шкатулок) Елена Котович, в ее восприятии пространства чувствуется архитектор, в искусстве – исследователь. Тонко, нюансово чувствует белорусскую природу скромный Дмитрий Лозовой. Ничем не уступают большой живописи метафоричные гобелены Надежды Решетовой. Авторская техника сухой иглы по черной темпере Эдмунда Величко отсылает к старинным гравюрам, передает и свечение, и звук, и чувство. Кстати, именно после знакомства с изобразительным миром Эдмунда Величко руководитель Минской городской организации Белорусского общества инвалидов Людмила Калмыкова, одна из организаторов и нынешней выставки, начала активно разыскивать и продвигать местных живописцев и прикладников.

Склонная к триптихам Татьяна Ласка воспевает такие простые и малопостижимые вещи, как болота и облака. Кстати, открытие ее персональной выставки запланировано в галерее «Буквица» Храма в честь Всех Святых на 30 мая. Рисует эмоции – боль, удивление, стресс – Светлана Матвеенко. Алексей Ляпин ушел в портреты: от собственного до создателя Вселенной. Не хватает аккомпанементом стихов или авторской песни, на которые этот человек не менее талантлив. Лишь зажав карандаш пальцами ноги, может рисовать скованный ДЦП Олег Маханьков из Витебска, но ракурсы из его инвалидной коляски не унылые, а неожиданные, и видно ему оттуда зорко, в небо. Особая актуальность за скульптурами Александра Ботвиненка – от Пабло Пикассо до архангела Михаила, а сердечное белорусское тепло в них хранит отделка соломкой.

Более 25 лет занимается батиком Наталья Гуринович. В свое время мастерица изучала народное творчество и занималась росписью по дереву. Наталья уже участвовала в совместных с «Палитрой радости» мероприятиях, так, ездила на пленэр в Германию, однако выставляется с «палитровцами» впервые. Параллельно с выставкой «Возможно все» автор участвует в международном проекте «Фарбы душы» в Музее истории белорусского кино. Наталью Гуринович отличает требовательность к собственному творчеству – и дышат легкостью ее картины, цветочные шали и платки летят, струятся, оживают.
Мысли о ценности времени навевают очень жизнерадостные работы Александра Решетникова. Его обаяние в простоте увиденного, в концентрации мгновения, в цветовых всплесках. В прошлом году тяжело болевший художник умер. Директор галереи «Университет культуры» и друг Александра Решетникова Павел Сапотько планирует в одном из залов выставку его памяти, более того, проведут детский конкурс в память о художнике, ведь об этом он мечтал.

– Его первая персональная выставка состоялась в галерее произведений Леонида Щемелева, – вспоминает куратор нынешней выставки, в те дни директор названной галереи Кристина Лядская. – Это было открытие и для него, и для всех нас. Этот человек в очень солидном возрасте вдруг совершенно радикально изменил свою жизнь. Сначала переквалифицировался в держателя агроэкоусадьбы. Потом начинает рисовать. Он не стеснялся, что непрофессионал, что пришел в эту нишу внезапно и без должных предварительных ступеней. Успел попробовать себя в разных жанрах и техниках, выставлялся. И учился-учился-учился, как безумец, как юноша. Это была новая жизнь, которая тоже состоялась. Меньше, чем за 10 лет. Это действительно люди с безграничными возможностями. То, что они умудряются сделать именно потому, что имеют ограничения, то, какой импульс получают, потому что их сдавливают обстоятельства, часто гораздо мощнее, чем у здоровых людей. Люди больше ценят все, что жизнь им дает.

В цветущем Гурзуфе, в миорском водопаде узнаваем безупречный вкус профессионального живописца, активнейшего пленэриста, руководителя «Палитры радости» Анны Гадировой. Нет салона в Минске, где бы не встретились ее пейзажи, всегда новые пейзажи.
– Очень приятно, что нас, наконец, замечают на государственном уровне, – отмечает значимость выставочной площадки Анна Анфимовна. – Думаю, наши художники расправят крылья, признание очень вдохновляет. Искусство еще и большую коммуникативную роль отыгрывает, оно не дает человеку замкнуться в своей скорлупке. И творец всегда собирает вокруг себя много людей. Я хочу, чтобы наши авторы помогли вам чаще видеть небо, чаще видеть прекрасное в себе.

Время активного творчества «Палитры радости», которая объединяет более 40 живописцев и прикладников, насчитывает всего 4-й год. И, вглядываясь в художественные образы последней выставки, в это трудно поверить. В какой-то степени «Возможно все» стало выставкой избранных работ, предвкушением перспективы развития. И, как верно заметили зрители, работы «палитровцев» аккумулируют и приносят радость.
Кто попал в галерею на вернисаж, пообщался со многими авторами, выслушал восхищения гостей: заместителя председателя Белорусского фонда культуры Тадеуша Стружецкого, искусствоведа Татьяны Гаранской, брестской художницы, члена Союза художников Тамары Денисовой, председателя комитета по труду, занятости и соцзащите Мингорисполкома Жанны Романович, музыканта и продюсера Сергея Занимонца. За музыкальное сопровождение отвечали коллективы детской школы № 10 им. Глебова.
Не премините зайти в галерею «Университет культуры» до конца мая. Руководствуйтесь словами Татьяны Гаранской: «Не перестаю удивляться и восхищаться. Эти художники что-то внутри своей искренностью переворачивают».
Юлия ЛАВРЕНКОВА
Фото автора
Комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.