«Когда не рисую, я как будто не живу»: история иконописца Ивана Петручика, который передвигается в инвалидной коляске
Недавно в столичной библиотеке № 20 открылась персональная выставка инвалида-колясочника Ивана Петручика – художника из Кобрина, чьи работы в свое время были представлены в музее ООН в Женеве, Госдуме Российской Федерации, Центральном доме художника в Москве. А теперь, впервые со времен пандемии, взглянуть на картины художника можно и в Минске. На них – белорусские березки, словацкие горы, корабли, портреты детей и… церковь Преображения Господня. Религия занимает важное место в творчестве Ивана. Он знаменитый иконописец, который денно и нощно корпит над изображением ликов святых. Процессом создания картин, своими успехами и огорчениями, а также планами на будущее художник поделился с «Вместе!».
– Кругом, как мне кажется, полно более талантливых людей, чем я. В этом я нахожу большой повод порадоваться и за этих мастеров, и за то, что в данной конкурентной среде я могу расти творчески. Ведь когда пропадает стремление добиться совершенства, талант умирает. А мне желательно, чтобы кто-то знал: есть такой Ваня Петручик. И он делает свою работу хорошо. Хотя прежде, когда только начинался мой путь как художника, я не желал признания и не помышлял о том, чтобы где-то выставляться, – начинает рассказ Иван.
Так было до знакомства с Людмилой Калмыковой, которая в то время возглавляла Минскую городскую организацию ОО «БелОИ». Людмила Тимофеевна, оценив творчество парня, члена организации, пригласила его принять участие в выставке декоративно-прикладного творчества, которая в рамках Дня города проходила в Минске. Тогда Иван Петручик впервые показал свои работы. Немного позже Людмила Калмыкова помогла парню в инвалидной коляске организовать и персональную выставку. А потом вторую, третью. Каждые пару месяцев гости библиотек, музеев, галерей в самых разных локациях могли лицезреть пейзажи молодого художника: представить запах леса на берегу чистого озера или вспомнить детство в деревне у бабушки. Но потом пришел коронавирус, выставки быстро сошли на нет. Нынешняя экспозиция картин Ивана Петручика – первая с начала пандемии. Ее открытие тоже, кстати, состоялось благодаря Белорусскому обществу инвалидов, а именно председателю правления Октябрьской РО ОО «БелОИ» Минска Анне Чайка. И, как отмечает автор картин, постаралась она на славу.
– Пейзажи – мой конек. Больше всего я люблю писать зиму. Но плохо, когда художник топчется на месте. Идеально, когда он способен выйти из зоны комфорта и изображать разные мотивы. Я рисую и осень, и лето, и монастыри, и корабли. Экспозиция практически на 100% реальна: почти все работы сделаны с натуры. Однако, когда я в коляске не мог приблизить и запечатлеть момент, фотографировал место с разных ракурсов, выбирал понравившийся снимок и переносил его сюжет на холст.
– Посетив экспозицию, гости смогут мысленно побывать в украинском Нововолынске, где я родился (хотя всю жизнь провел в Кобрине. – Прим. авт.], Чехии, Словакии и, конечно же, живописных уголках Беларуси, – говорит художник. – На выставке представлены и несколько портретов. Для меня это проблемный жанр: проще писать святых, чем переключиться на людей. Но надо учиться всему. Поэтому порой я рисую детей – они невинные. Многим эти работы очень нравятся.
Каждый ценитель высокого искусства найдет в творчестве Ивана Петручика что-то свое. Оптимист заметит голубое небо и безмятежную гладь воды. Пессимист – раннее туманное утро. И это одна из самых мрачных картин, присутствующих на экспозиции, считает собеседник. Вместе с тем художник избегает негатива в своем творчестве. Хотя раньше, в отрочестве, «темного» хватало. Оно и понятно: в 12 лет Иван перенес инсульт спинного мозга, после чего стал передвигаться в инвалидной коляске. И, если обычный юноша в переходном возрасте в большинстве случаев испытывает целую бурю эмоций, то можно представить, что чувствовал Ваня. До больницы он лишь иногда брал в руки карандаш и листок, а после случившегося решил, что, находясь в кресле, только рисованием сможет обеспечить себя во взрослой жизни. Хотя был и второй вариант – паралимпийский спорт, в котором житель Кобрина добился больших успехов. Он был задействован в сборной по лыжам. И в 15 лет стал двукратным чемпионом по лыжным гонкам среди инвалидов, соревновался за Кубок мира в Швеции. А еще на первых соревнованиях выполнил норматив мастера спорта. Летом же занимался академической греблей, даже участвовал в отборе на Паралимпийские игры, проходившие в Мюнхене. Однако, несмотря на удачную спортивную карьеру, Иван, учитывая проблемное здоровье, осознавал: будущее за изобразительным искусством. Поэтому поступил в БГУ на кафедру дизайна.
– До того, как я заболел, у меня не было особо друзей. Но по возвращении из больницы после инсульта ко мне домой пришли почти все одноклассники. Многие из них, конечно, больше не заглядывали. Но один, Саша, стал часто заходить в гости. Он-то и стал моей поддержкой. Парень, накинув на меня плед, впервые вывез меня на улицу подышать свежим воздухом. За что я до сих пор ему благодарен. Ведь после травмы человек практически неспособен самостоятельно встать с постели или выйти на улицу: такой сильный у него «перелом» в голове и душе. А Саша помог его преодолеть. Сейчас мы почти не общаемся. Но в моем сердце сохранился тот маленький домик, куда я мысленно возвращаюсь, вспоминаю и о Саше, и о его добром поступке. Некоторые люди с инвалидностью говорят, что со всеми неприятностями справятся сами. Но когда в нужный момент находится человек, готовый помочь – это здорово, – считает Иван.
Еще до университета, будучи подростком, он, среди прочего, увлекался татуировками и рисовал под них эскизы. Недавно нашел блокнот с теми набросками и удивился: «детский сад». Однако они-то, как ни странно, положили начало иконописи. Проходя реабилитацию в Киеве, Ваня познакомился со священником. Тот, просмотрев эскизы, сказал, что парень неплохо рисует. Почему бы не попробовать изобразить лики святых? Так будущий художник написал апостола Андрея Первозванного. Духовник парня, увидев изображение, благословил его писать иконы.
– Я не разделяю жизнь на обычную и религиозную. Живу церковью и считаю себя ее частью. Раньше часто посещал храм. Бывало, каждый день. По осени жил при нем и каждый день принимал причастие. А зимой меня приютили в монастыре под Москвой, где я поселился в монашеской келье и писал иконы. Из-за проблем со здоровьем захожу туда реже. Повреждения на моем теле не позволяют долгое время находиться в разъездах, – делится художник.
«Я был удивлен, узнав, что мои иконы копируют другие художники»
Иван, уверенный в том, что у каждого, хоть маленькая, но должна быть своя иконка, пишет их днями и ночами. Признает, что это невероятный труд. И новый заказ он возьмет примерно через полгода. Но от процесса получает огромное удовольствие. И это при том, что у парня большие проблемы со здоровьем: из-за искривления позвоночника сильно болит спина. Врачи предлагают пойти на радикальные меры, но художник не может снова слечь на неопределенное время. Ведь он недавно перенес операцию, после которой пролежал пластом четыре месяца. Лечение помогло, но не окончательно. Язвы на теле появляются вновь и вновь. Это вызывает оторопь: «мало ли, наступит время, когда не встану, не смогу обслужить себя, выехать подышать воздухом». Но страшное, хочется верить, не случится. У художника, выпускника БГУ, члена Союза дизайнеров Беларуси большие планы. Иван Петручик мечтает организовать в Кобрине пленэры для живописцев и вступить в Союз художников России, чтобы перенять опыт у профессионалов международного класса. А еще, возможно, набрать группу учеников (Иван и ранее преподавал), но пока говорить об этом рано.
– Будь я на ногах, повседневные дела отошли бы на второй план, так как выполнять их было бы легче. А в моем положении нужно и о себе заботиться, и об учениках. Мне такой вариант сейчас не подходит, хотя предложения поступают. К тому же я не хочу плодить ошибки. Ведь учусь до сих пор. Мало кому понравится, если спустя полвека в работах продолжателей обнаружат недочеты и скажут: «неправильно научил», – объясняет Иван.
Кровать – его рабочее место. Иконы из-за злых шуток организма мастер пишет лежа. В другой части дома – мастерская невесты Ивана. Прошлые супружеские отношение по причинам, независящим от него, пришлось прекратить. Интересно, что нынешняя невеста тоже изображает лики святых. Конкуренции у пары, которая занимается общим делом, нет. Иван давно понял, что не станет соревноваться с родственной душой. «Нельзя влезть со своей кисточкой в чужое творчество. Нужно дать человеку сделать так, как он видит, и наслаждаться тем, чему можно у него научиться», – добавляет художник. Окончив очередную работу, наоборот, интересуется у второй половинки, видит ли она там какие-нибудь ошибки. Более того, собеседник уверен, что конкуренция – вещь хорошая. Есть пространство для развития и источники для самосовершенствования.
– Порой мне кажется, что я уже переступил пик своей карьеры. Бывает, вспоминаю икону, и мне она кажется такой красивой и бесценной, что повторить ее нельзя. Сам себе удивляюсь: как это я так смог? Вероятно, с Божьей помощью. Ведь я не получал иконописного образования, – говорит Иван.
А заодно раскрывает несколько секретов таинственного ритуала. Во-первых, все материалы, которые он использует, натуральные и довольно дорогие. Есть краски, один грамм которых по стоимости приближается по стоимости грамма золота. Существуют и те, что наоборот, не ударят по кошельку. Для некоторых этапов создания иконы нужно соблюдать определенные условия. Золочение, например, не терпит сквозняков.
– Имеются определенные предписания, которых следует придерживаться. Но в церкви присутствует свобода творчества. Я пишу по наитию, так, как мне видится, что кажется красиво. При этом в иконе не должно быть обмана. Если сказано, что мученик, живший в V веке, носил одежды такого-то типа и цвета, то рисую должным образом. Иначе святой перестанет быть узнаваемым. Кроме того, картина должна апеллировать к рациональному мышлению. Она не должна смущать и отображать чувственность, – комментирует собеседник.
На минской выставке, которая еще почти месяц будет проходить в столичной библиотеке (Жуковского, д. 9, корп. 1), религиозных работ нет. Они будут представлены в Борисове осенью. В перерыве между открытием экспозиций Иван Петручик продолжит трудиться над заказами.
– Работа – это новый опыт. Я развиваюсь, а значит, живу ненапрасно. Человеку с инвалидностью сложно интегрироваться в общество. Ведь кроме базовых потребностей, у него имеется желание расти и быть полезным. Мне частично удалось воплотить это в своей жизни. Хотя кто-то может заметить, что своими почеркушками я не делаю ничего хорошего. Я же не пеку хлеб, не строю дороги. Решительно не соглашусь. Все-таки людям нужна вера. И если хоть один человек растрогается, увидев мое творчество, я буду знать, что пишу не зря, – подытоживает молодой человек.
Каролина Губаревич
Фото автора и из архива Ивана Петручика
Самые интересные новости из жизни белорусов с инвалидностью в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!
Комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.