Как вовлекать людей в социальные проекты: опыт Саши Авдевича
Недавно в Бресте встретились на совместном мероприятии две уже знакомые друг другу социальные инициативы. Это Шведская благотворительная платформа «Forum Syd», которая представляет один из элементов гражданского общества в широком смысле во многих странах мира, и Школа «Инклюзивный бариста» – белорусский проект, нацеленный на обучение варке кофе и трудоустройству по этой профессии людей с инвалидностью.
В то время, как «Инклюзивный бариста» завершил свой брестский этап работы, «Forum Syd» только начинает здесь и по всей стране объединять региональных активистов, у которых есть желание улучшить среду и, например, включить в активную жизнь людей с инвалидностью, которые этого действительно хотят. Предыстория сотрудничества этих двух течений следующая.
Более пяти лет назад Александр Авдевич, автор «Инклюзивного баристы», разбился на мотоцикле и оказался в инвалидной коляске. На тот момент айтишник в свои 26 лет имел хорошую работу в Минске, веселую компанию друзей, счастливую личную жизнь и теплые отношения с родителями, как эти вещи обычно принято понимать. После лечения и реабилитации Александр начал вести не менее насыщенную жизнь, чем она была у него ранее. Интерес к общению с широкой аудиторией и навыки достижения намеченных целей периодически выливаются у него в яркие и полезные проекты.
Около двух лет назад Александр задумал обучать людей на инвалидных колясках профессии бариста. Удалось привлечь белорусскую компанию, которая занимается кофе, и организовать процесс наставничества, технического оснащения и логистики. К счастью, получили и грант от Европейского союза. За полгода существования школы, на такой период она тогда и была рассчитана, из нее выпустилось более 20 специалистов из разных городов Беларуси.
Казалось бы, проект уже подошел к концу. Даже провели официальное закрытие, но «Forum Syd» заметила его и профинансировала продолжение. Поэтому у школы бариста еще вышло набрать группу из Бреста и области. Так две организации и познакомились. На днях «Forum Syd» и «Инклюзивный бариста» провели совместную встречу, посвященную вовлечению широкой аудитории в социальные инициативы. К слову, аккурат в тот вечер новоявленные бариста получили свои дипломы об окончании школы. Александр Авдевич же, не упуская момент, рассказал брестским активистам, как он пришел к почти непрерывному выстраиванию связей с общественностью. Ну, а главное, как сделать так, чтобы люди сами захотели принести пользу социальному бизнесу.
Александр говорит, что сначала нужно определиться, с какой аудиторией вы хотите наладить коммуникацию. Важно очень хорошо понять, чем живут потенциальные подписчики, зрители, слушатели или читатели.
«Почему у меня получилось и получается вовлекать людей в свои проекты? Я когда понял, что стал инвалидом на коляске, решил, что должен делать всяческие коллаборации с теми, кто находится в похожей ситуации», – рассказывает мужчина.
Пересев на коляску, он стал часто посещать встречи, на которых общаются и обсуждают свои вопросы люди с инвалидностью. К этому добавились различные образовательные мероприятия, где начинал уже работать нетворкинг. Александр делился идеями и планами своих проектов с бизнесменами, представителями некоммерческих организаций, журналистами и активистами.
Другой важный фактор – высокая активность на любых медийных площадках. Прокачанные профили в социальных сетях – один из главных и искренних способов общения с массами. Это, к слову, влияет на вовлеченность СМИ в проект. А благодаря этому очень много людей услышит и поймет главный посыл, который вы хотите донести. Для каждого издания можно давать абсолютно разные интервью со своими новостными всплесками, постоянно оставаясь таким образом в информационном поле.
«У меня узнаваемость появилась, когда я начал выкладывать ролики на ютубе, это был проект «Не губляйся! Паспрабуй!». Хотел показать, как живут люди с инвалидностью, какие встречи они проводят. Ездил так по городам в гости к колясочникам и исполнял некоторые желания своих героев. Например, сходить на концерт или в кафе. Настала эра видео, к тому же людям всегда интересно увидеть что-то впервые. Контент получался классным и зрелищным, это были мои первые выкладки в сети, которые уже начали публиковать крупные порталы», – рассказал Александр.
Вовлекает и вау-эффект. Правда, не постановочный. Одни из самых резонансных публикаций у Александра были о том, как он едва ли не поставил автомобиль прямо в торговом центре, потому что места для инвалидов на парковке были заняты. Это была провокационная, но спланированная и контролируемая акция.
Другим таким моментом стал инцидент с доступностью среды для колясочников в одном из банковских отделений Лиды, родного города Александра. Парень часто пользовался услугами этого банка, но вот пандуса там не было, поэтому каждое посещение приносило неприятные впечатления. Он начал переписку с банком, предложил решение, как ситуацию можно улучшить. Тот же, в свою очередь, ничего конкретного не предпринимал. До тех пор, пока Александр не заказал себе в этом отделении карту рассрочки и не приобрел по ней портативный пандус, подарив его банку. Который после этого, конечно, ему вернул потраченные деньги, а также помог одной из лидчанок с инвалидностью, оборудовав пандус в ее доме.
Очень важен общий тренд в определенной социальной группе или даже на какой-либо территории. Случается, что социальные предприятия даже у известных организаторов проходят без широкого внимания, потому что не учитывается этот критерий. «Почему прокатило с «Баристой»? Согласитесь: пару лет назад кофе в Беларуси стал очень популярен, кофейная культура в целом. А еще года четыре назад все бы недоумевали. Бакс за латте какой-то отдать?!» – отмечает Александр. Сейчас это у нас не вызывает никаких вопросов. Поймать такой индикатор и преломить это через свой интерес, направленность, развивая дело дальше – до сих пор верный рецепт.
Александр в детстве мечтал стать изобретателем. Узнав, что на мероприятии присутствуют участники сообщества «За вело-Брест!», основатель и координатор нескольких социальных инициатив сразу «изобрел» для него еще одно направление бизнеса. «Навскидку для велодвижения выстрелила бы на сто процентов доставка. Начните быстро на велосипедах привозить медикаменты из аптек пожилым людям и инвалидам, назовитесь как-нибудь вроде «Fasthelper». Например, у вас будут модные брендированные велосипеды и какая-либо бабушка сможет по короткому номеру заказать себе лекарства. Полно ведь шестнадцатилетних ребят, которые будут это делать с удовольствием
Успех предприятия также зависит от амбициозности и харизматичности персоны, которая им занимается. Александр отмечает, что узнают сначала его, а уже потом проекты. Но этого недостаточно. Имя только вспомогательный элемент. Далее все зависит от качества менеджмента, услуг, и в целом честного поведения на рынке и в обществе. «Именно поэтому я не закупил упаковки кофе по пять долларов за килограмм и простые кофеварки, показав людям, на какие кнопки нажимать, а обратился к компании, которая профессионально занимается обжаркой и продажей высококачественного кофе», – делится он.
С основателем организации «9BAR» Максимом Яшиным Александр познакомился на конференции ТЕDx в Минске, где рассказывал о своем путешествии на ручном велосипеде по Европе. Позднее на Сoffeе Fest они обсудили, что человек на коляске вполне справится с этой работой и хорошо бы предоставить желающим возможность обучиться. В кофейне Максима Александр попробовал сварить чашку эспрессо и стало понятно, что проект вполне себе реален. Идея вылилась в Школу «Инклюзивный бариста». В 2017 году Максим взялся обучать людей, Саша – налаживать коммуникацию с аудиторией.
У проекта даже появилась своя звезда, Наталья Астанина. Девушка получила профессию бариста и работает в лидской кофейне, а сейчас и преподавателем в школе «Инклюзивный бариста». Несколько недель назад она участвовала в Чемпионате Беларуси по Каптестингу (оценке характеристик кофе), заняв седьмое место среди двадцати двух участников.
Это потрясающий результат, потому что соревноваться пришлось с теми, кто ежедневно зарабатывает себе этим на хлеб. Максим говорит, что это был первый случай в мире, когда человек с инвалидностью принял участие в чемпионате по каптестингу. Параллельно с белорусским этапом такие же прошли во многих других странах, а их победители встретятся на этот раз в Германии.
Наша общая победа заключается, помимо высокого результата Натальи, еще и в том, что о команде и проекте написало самое влиятельное издание сферы, опять же в мире, Baristа Magazine. Это было первое упоминание Беларуси в этом СМИ вообще.
«Когда мы публикуем вакансии бариста, получаем около шестисот откликов. Это модно, интересно и востребовано», – комментирует Максим слова Александра о том, как важно уловить тренд и поддерживать адекватную интригу вокруг своей деятельности.
Более того, компания Максима занимается спешиалти кофе. Это товарная категория продукта высокого качества. Именно он сейчас и популярен. Так как мужчина еще является членом мировой организации Specialty Coffee Association, к нему обращаются коллеги из Украины и России, других европейских стран, чтобы применить опыт Школы «Инклюзивный бариста» у себя на родине.
На этом фоне всего несколько человек из выпускников школы смогли устроиться у нас. Например, в Могилеве и Лиде. Проект же за время существования выпустил где-то четыре десятка специалистов. Причин для этого множество. Среда, где могли бы находиться кофе-точки, часто не приспособлена для колясочников. Тяжело уладить все вопросы хозяйствования, договориться с торговыми центрами или другими площадками для размещения кофе-поинтов. Владельцы кофеен, где с инфраструктурой все в порядке, почему-то не решаются взять на работу человека с инвалидностью.
Спортсменка Анна рассказывает, что очень любит кофе и была рада получить новую профессию для самореализации. Эдуард по профессии секретарь, молодой мужчина и отец приехал на учебу из Малориты. Он рад, что получил очень полезный опыт и новые контакты.
Председатель местной организации инвалидов-колясочников Анжелика выучилась и для того, чтобы подать пример людям с инвалидностью всего города и даже области. «У нас собрались просто невероятные ребята. Одна из учениц занимается выпечкой, поэтому пришла в школу с прицелом на то, чтобы в потенциальном заведении была ее собственная продукция. Решила еще и научиться варить кофе», – хвалит своих подопечных Анжелика.
Привлекать внимание к этим и другим вопросам далее и даже решать их Александр Авдевич хочет через свой новый сериал о жизни людей с инвалидностью и ажиотаж вокруг него. Парень планирует осветить в том числе и перекосы в обществе и среде, которые мешают всем нам жить счастливо.
Ольга СЕВЕРИНА
Комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.