К каждому из них нужен особый подход: дефектолог о реабилитации детей с инвалидностью

Поддержи

О том, почему важно работать с детьми с особенностями и чему у них можно научиться взрослым, – рассказывает дефектолог Екатерина Стукарчук.

Новый мир

 – Начало моего пути – судьбоносное решение, – рассказывает Екатерина. – Я захотела пойти учиться на сурдопедагога (преподаватель, работающий со слабослышащими и глухими детьми и подростками. – Прим. ред.). В колледже со мной учились девушки, имеющие нарушение слуха. И они открыли для меня другой, яркий мир. Да, он не был наполнен звуками, шумом, громким смехом. Но он был понятен и удивителен без дополнительных звуковых сопровождений. Поверьте, иногда руки и жесты говорят громче любых слов. После колледжа поступила в педуниверситет. И уже после его окончания начала работать в Осиповичской специальной школе-интернате с детьми, имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата и другие сопутствующие заболевания. В этом учреждении осталась на 15 лет.

Слезы радости

Говоря о своих учениках, Екатерина не может выделить историю какого-то одного ребенка, наиболее зацепившую ее. Все дети индивидуальны, уникальны, к каждому из них требуется особый подход. «Но самое сложное было понять и принять, что, работая с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями, я никогда не смогу вытянуть ребенка до общепринятой нормы. И мне тогда казалось, что результаты очень незначительные. Но потом, по крупицам, видя эти маленькие достижения особенных деток, у меня непроизвольно появлялись слезы радости».

Вера и любовь

Часто Екатерина, как и многие специалисты в ее сфере, слышат один и тот же вопрос: как родителю принять особенности своего ребенка? На это она с улыбкой отвечает: с верой и любовью. Надо просто принять тот факт, что ребенок – это личность, а у каждой личности – свои особенности, свой характер.

 – В действительности, соприкоснувшись с огромным разнообразием диагнозов у детей, – добавляет собеседница. – Я поняла одно: родителям, столкнувшимся с заболеванием малыша, надо задать себе лишь несколько вопросов: как это нарушение влияет на жизнь ребенка и испытывает ли малыш боль? Если ответ положительный, ребенок страдает, то здесь один дефектолог не поможет. Нужен комплексный подход и обязательное участие психолога. Потому как некоторые моменты, действительно, самостоятельно принять достаточно сложно. А если ребенок не такой как все, но он счастлив и его ничего не беспокоит, не болит, просто он живет в своем мире, то надо принять это и попытаться помочь по мере своих возможностей и возможностей специалиста. У меня обязательное условие в работе: родители должны быть вовлечены в процесс. Моя задача – научить пап и мам выстраивать режим дня, играть, взаимодействовать, вести диалог, чтобы ребенок понимал своих близких и мог комфортно находиться в коллективе.

Ценить жизнь

По словам Екатерины, главное, чему она научилась от детей с особенностями – ценить жизнь и не переживать из-за мелочей. Если ты видишь, слышишь, ходишь, думаешь, говоришь, то это уже большое богатство.

 – Меня впечатляют все дети с особенностями развития. Они такие трудяги. И какие колоссальные усилия прилагают родители, – подчеркивает специалист. – В своей практике я больше сталкиваюсь с детьми, имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата. И это потрясающе, когда дети после операций, многочисленных процедур и реабилитаций делают первые шаги в 7-10 лет. Сколько силы, труда и любви в это вложено!

Что должно насторожить на ранних этапах развития ребёнка?

– В первые месяцы жизни нужно обратить внимание на его общую активность. В возрасте от двух с половиной до трех месяцев появляется так называемый «комплекс оживления»: малыш проявляет эмоциональную активность в ответ на ласковое обращение к нему (отвечает улыбкой, машет ручками, активно гулит). Если такого не происходит, это серьезный сигнал, чтобы обратиться к специалистам – педиатру, неврологу, а также к дефектологу, логопеду, нейропсихологу.

Что главное нужно, чтобы обеспечить развитие сына или дочери с нарушениями?

– Как можно раньше начать абилитационную работу с малышом. Абилитация – это оказание ранней комплексной помощи ребенку, когда на одну цель работают врачи, нейропсихологи, логопеды, педагоги. Необходимо также опираться на возрастную периодизацию развития психических и физических функций у ребёнка. К примеру, для каждого периода характерен определённый уровень развития речи. Не обойтись и без сильного желания папы и мамы развивать малыша, помогать ему продвинуться. И, конечно, нужно верить в успех. При системной работе с ребенком родитель непременно получит положительный результат

Виктория Макарова

Фото из архива героини публикации

 

 

Самые интересные новости из жизни белорусов с инвалидностью в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!

Присоединяйтесь к нам! Telegram Instagram Facebook Vk

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.