«К этим детям привыкаешь и больше не можешь представить жизнь без них». Как устроена жизнь в столичном детском доме-интернате для детей с особенностями психофизического развития

Поддержи

«Ребята наши любознательные, очень любят алмазную мозаику и рисование – красками, фломастерами, карандашами. Им нравятся подвижные игры, спортландии…» – говорит, минуя корпуса детского дома-интерната для детей с особенностями психофизического развития, что на улице Выготского в Минске, его старший воспитатель Ольга Рыжова. На часах около пяти вечера, на детских площадках возле корпусов играют мальчишки и девчонки – кто в футбол, кто на тренажерах занимается, кто катается на качелях. Как в доме-интернате протекает жизнь ребят с серьезными нарушениями здоровья, и каким образом в учреждении стараются сделать их детство счастливым, – в материале «Вместе!».

Дом-интернат расположен на окраине Минска в довольно тихом и живописном месте. И, если бы не тот факт, что здесь находятся мальчишки и девчонки, от которых отказались родители (а примерно в 70% случаев это одинокие мамы, не сумевшие принять диагнозы своих чад), атмосферу на улице Выготского можно было бы назвать умиротворенной. Впрочем, работники учреждения делают все возможное, чтобы ребята росли в заботе и любви.

День проходит по расписанию. Встают воспитанники около 8 утра, затем зарядка, чистка зубов – кто-то делает это самостоятельно, другим помогают воспитатели – завтрак (в доме-интернате пятиразовое питание), уроки. В свободное время дети занимаются в кружках и клубах, играют на улице.

– Сейчас у нас чуть больше сотни воспитанников от четырех лет, у 20-ти из них есть родители. Были случаи, когда мамы и папы, не лишенные родительских прав, передумывали и забирали детей обратно в семью. А вот тех, кто желает усыновить ребенка, в последние годы не было совсем, хотя мы размещаем в интернете информацию о мальчиках и девочках, которые ищут новый дом. Оно и понятно: не каждый готов взять малыша даже из обычного интерната, что и говорить, когда у ребенка серьезное заболевание: синдромы Ретта, Дауна, Робена, врожденная гидроцефалия, спастическая диплегия. Примерно у половины наших ребят тяжелая умственная отсталость, а бывает, что у одного ребенка десяток заболеваний. Но это не повод, чтобы отказать ему в заботе и внимании, – говорит директор дома-интерната Андрей Жданович. Он работает в системе почти 18 лет. Мужчина получил медицинское среднее специальное образование, затем отучился на реабилитолога. Работал в Психоневрологическом доме-интернате для престарелых и инвалидов №3, что тоже находится на Выготского, а пять лет назад возглавил детский дом-интернат для детей с особенностями психофизического развития.

Директор дома-интерната Андрей Жданович

В учреждении 5 отделений (каждое рассчитано примерно на 24 человека), одно из них паллиативное, для лежачих ребят, которые ни говорить, ни кушать самостоятельно не могут. Условия проживания здесь персонал старается приблизить к домашнему, украшая комнаты фотографиями и картинами. Открыты кабинеты ЛФК, сенсорная и двигательно-моторная комнаты, кабинет массажа, трудовая мастерская, физиокабинет, оснащенные современным оборудованием. Есть даже ипотренажер, имитирующий лечебную верховую езду на лошади, специальные качели для детей в колясках, не говоря уже о ходунках, вертикализаторах, нейро-ортопедических костюмах для детей с ДЦП.

– В связи с коронавирусом режим работы нашего учреждения изменился. Раньше родители могли забрать детей на выходные или в отпуск, сейчас это не совсем удобно, поскольку после пребывания у мам и пап ребенку необходимо две недели находиться в изоляторе. Ограничено и посещение дома-интерната, но близкие всегда могут узнать о состоянии своего ребенка по телефону или связаться с ним по видеосвязи. Отразилось это и на графике сотрудников, а сейчас у нас трудится порядка 170 человек – это младший медперсонал, медсестры, воспитатели. Их воспитанники называют мамами и папами. Они заступают на двухнедельную вахту, предварительно сдав тест на коронавирус, и на протяжении этого времени живут здесь. Конечно, в связи с изменениями наблюдалась некоторая текучесть кадров, но многие остались: люди болеют работой, им небезразличны судьбы детей, – добавляет руководитель интерната, отмечая, что до эпидемии коронавируса воспитанники часто бывали в цирке, зоопарке, театрах, выезжали на оздоровление за границу.

Утром и вечером – осмотры врачей. Если есть необходимость, доктора обследуют детей и днем. В каждом отделении есть пост медсестры, она участвует в кормлении ребят, выходит с мальчишками и девчонками на прогулку. Тот, у кого со здоровьем получше, самостоятельно играет на площадках, коими окружены все корпуса учреждения, или занимается на уличных тренажерах. Развлечений в доме-интернате хватает. К слову, в прошлом году только на игрушки было потрачено 10-15 тысяч белорусских рублей. Есть контактный зоопарк, сенсорный сад и теплица, где девочки и мальчики с помощью сотрудников сажают полезные травы и овощи. Работает 8 клубов по интересам и более 12 кружков, оборудование для игр и творчества постоянно обновляется, и при этом учитывается мнение воспитанников.

– У нас есть активные ребята со своими ярко выраженными предпочтениями. Кто-то хорошо складывает пазлы, причем, настолько хорошо, что и взрослый человек вряд ли смог бы его обогнать. Один мальчик очень хорошо лепит, и если бы он был здоров, вероятно, стал бы скульптором. Еще один прекрасно танцует, с ним можно ставить красивые номера. Девчонки обожают алмазные мозаики, тоже любят хореографию, а одна точь-в-точь повторит голос любого певца. Все ребята добрые и открытые. К этим детям привыкаешь и больше не можешь представить жизнь без них, – улыбается старший воспитатель учреждения Ольга Рыжова.

Хоть пока что воспитанники с инвалидностью и не посещают культурные городские мероприятия, жизнь в доме-интернате не стоит на месте. Здесь проводятся танцевальные и спортивные мероприятия, концерты. К любому празднику ребята готовят поделки и разучивают номера. Но это в свободное от занятий время: учителя из ЦКРОИР составляют технологические карты для жителей дома-интерната, а воспитатели помогают ребятам усвоить программу.

 

Каролина Губаревич
Фото автора

Присоединяйтесь к нам! Telegram Instagram Facebook Vk

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.


Exit mobile version