Инклюзия: желаемое и действительное

Поддержи

В Республике Беларусь Министерством образования 22 июля 2015 года утверждена Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития. Она предусматривает 3 этапа:

1) 2015-2017 годы – осуществление научных исследований, экспериментальной деятельности; отдельные учреждения образования осуществляют инклюзивное образование;

2) 2018-2020 годы – увеличение количества учреждений образования, осуществляющих инклюзивное образование, до 20 процентов; учреждений образования с безбарьерной средой до 10 процентов;

3) 2020 и последующие годы – любое (каждое) учреждение образования осуществляет инклюзивное образование.Концепция развития инклюзивного образования, Министерство образования, инклюзивное образование, интегрированные классы, человек с дополнительными потребностями

К данной концепции я отношусь только положительно. Я за инклюзивное образование в Республике Беларусь. Но существует один нюанс. Сейчас все кругом говорят об инклюзивном образовании в нашей стране, но мало кто говорит о создании инклюзивного общества. Хотя эти два понятия неразрывно связаны между собой. Инклюзия в образовании происходит из инклюзии в обществе, а не наоборот. Создав инклюзию в образовании, но не имея ее в обществе, мы, тем самым, хотим «перепрыгнуть через две ступеньки» вместо того, чтобы проходить каждую из них. И именно из-за этого «перепрыгивания» мы можем не получить того результата, на который рассчитываем. Так есть ли решение данной проблемы?

Я уверена, что большинство граждан Беларуси очень смутно представляют себе, что такое инклюзия и для чего она нужна. Говоря простым языком, инклюзия (от inclusion – включение) – процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь.

Вы обратили внимание на слово «общественную»? Оно означает, что люди с инвалидностью должны и могут быть включены во все сферы жизнедеятельности общества. Так почему же мы делаем такой акцент на образовательной инклюзии, немного отодвигая в сторону инклюзию в обществе?

Начнем с того, что люди с инвалидностью воспринимаются большинством условно здоровых людей как «люди второго сорта». Это проявляется в следующем:

• сознательном выделении нас в «особую» группу. Группу инвалидов;

• в дискриминации в праве на возможность получать среднее образование детям с инвалидностью наравне со всеми (надомное обучение не должно быть основным вариантом, а во многих случаях происходит именно так из-за отсутствия инклюзивного общества и безбарьерной среды в нем);

• в дискриминации в праве на возможность получать высшее образование (заочная форма получения образования не должна быть основной для людей с инвалидностью);

• в дискриминации в праве на трудоустройство;

• в возможности отдельного, самостоятельного проживания;

• в достаточно негативном отношении к людям с инвалидностью и т.д.

Приведу простой пример. Ситуация в общественном транспорте. Человеку с инвалидностью, с проблемами опорно-двигательного аппарата, женщина уступала место только лишь из-за того, чтобы ее не осудили (просто человек с инвалидностью стал возле нее), со словами: «Ой, ну ладно уже, садись» (человек, которому уступали место, дабы сохранить чувство собственного достоинства, поблагодарил эту женщину и остался стоять). Еще один пример. На место, где сидел парень с синдромом Дауна, никто садиться не захотел (туда сел человек, который не знал, что до него на этом месте сидел парень с синдромом Дауна). Отсюда вытекает проблема непринятия людей с инвалидностью, страх перед ними, желание дистанцироваться.

Считается, что главная проблема заключается в отсутствии безбарьерной среды в учреждениях образования. Это, безусловно, серьезная проблема, но не самая главная. Представьте ситуацию. В учреждениях образования создана безбарьерная среда, но при этом ни здоровые дети, ни педагоги не будут знать, как взаимодействовать с детьми с инвалидностью. Проблема непринятия из-за незнания, непонимания, страхов, жалости никуда не денется. Будут созданы условия для физического комфорта, но не будет создано условий для психологического комфорта всех участников образовательного процесса.

Решение данной проблемы я вижу в следующем:

• создание обязательных тренинговых занятий (наподобие факультативов) в учреждениях образования для здоровых детей, на которых детям в доступной форме предоставлялась бы информация о людях с инвалидностью;

• обязательно должна проводиться аналогичная работа с педагогическим составом;

• должно проходить информирование родителей всех детей по вопросам, касающимся инклюзии.

Педагогический состав школы должен пользоваться корректной терминологией по отношению к людям с инвалидностью. Они должны знать, как взаимодействовать с детьми с инвалидностью, как правильно преподносить им учебный материал, должны уметь способствовать наличию благоприятного психологического климата в классах.

Объясню, почему я делаю такой акцент на использовании корректной терминологии. Для людей без инвалидности и многих людей с инвалидностью «инвалид» – всего лишь слово. И я уверена, что очень мало людей задумываются о том, что оно означает. Это слово происходит от латинского «invalidus» – «бессильный, недействительный». Лично я себя бессильной и недействительной не считаю. То же самое касается понятия «ограниченные возможности», «особые потребности». В этом плане мне очень нравится определение, которое дается за рубежом – «человек с повышенными потребностями».

Инклюзия в обществе нужна для того, чтобы всем участникам инклюзивного образования было комфортно. В свою очередь, инклюзия в образовании будет обеспечивать наличие в нашей стране незакомплексованных детей с инвалидностью, лишенных стереотипного мышления здоровых детей. Это будет являться гарантом и примером достойного общества с уважающими, ценящими себя и других гражданами.

В заключение мне бы хотелось выразить надежду, что увижу в не очень далеком будущем в программе общеобразовательных школ, где будет инклюзивное образование, отдельный предмет, на котором будут работать с подрастающем поколением, дабы не допустить стереотипизации мышления детей.

Только от нас с вами зависит, каким будет наше общество в дальнейшем.

Екатерина КУХАРЕНКО

Присоединяйтесь к нам! Telegram Instagram Facebook Vk

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.


Exit mobile version