Хочу учиться

Поддержи

Восемь лет назад Александра Городникова не смогла поступить в медицинский университет, потому что медкомиссия «прописала» ей заочную форму обучения. В этом году девушке не позволила даже подать документы на режиссерский факультет Академии искусств инструкция Минздрава о медицинских противопоказаниях аж 2004 года. Не специальность это, выходит, для инвалида-колясочника. Зато за последние два года Александре повезло попасть в Медиамастерскую «Эгалите» и в проект Мастерской социального кино «Новый взгляд». И сегодня она уже немного режиссер. Об инклюзивном образовании в творческой сфере, о внеклассном образовании и неформальных методах работы говорили на круглом столе 21 декабря в безбарьерном Международном образовательном центре им. Йоханнеса Рау в Минске творческая интеллигенция, представители Министерства образования Беларуси и общественных объединений. Это один из серии круглых столов Мастерской социального кино в рамках проекта «Новый взгляд».

– Мы забываем о том, что инклюзивное образование – это не какая-то технология, не форма образования, не то, что можно прописать. Это результат развития общества. И для меня инклюзивного образования в формальном образовании сейчас нет. Но очень хороший пример инклюзии я видела в неформальном образовании, – эти слова Ирины Куксик, специалиста Белорусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам, сконцентрировали общую мысль круглого стола.

Формальное образование – школы, ССУЗы, вузы – к сожалению, негибкая система. И неформальные частные школы, курсы, мастер-классы, проекты стали заполнять эту тяготящуюся пустотой нишу, принимая учиться тех, кто из-за своей инвалидности не может переступить вузовское крыльцо или установки МРЭК. Потому что во главу угла там ставят творческий потенциал, а не мнение медкомиссии. Предлагаю об этом подробнее. В первую очередь, о последнем проекте Мастерской социального кино «Новый взгляд».

«Новый взгляд» собрал 84 студента, и с инвалидностью, и без, разделил их на инклюзивные группы. Пригласил к ним знаковых теоретиков и практиков белорусского кино и рекламы, а среди них и автор на этой неделе вышедшего в прокат «Party-zan фильма» и прошлогоднего «ГараШа» сценарист и режиссер Андрей Курейчик, и, конечно, режиссер, продюсер, основатель Минской киношколы-студии Андрей Полупанов, и рекламист и дизайнер Ян Карпов. Они в течение всего 2016 года учили студентов писать сценарии, разрабатывать рекламные кампании, снимать видеоролики, монтировать видео и звук. Проект осуществился благодаря Программе малых грантов Посольства США в Беларуси, был поддержан и Министерством образования. В итоге написано 19 сценариев, снято уже 10 социальных роликов.

Александра Городникова, образовательный центр имени Йоханнеса Рау, Медиамастерская «Эгалите», Мастерская социального кино, проект «Новый взгляд», Ирина Куксик, Белорусская ассоциацияи помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам, Андрей Курейчик, дизайнер Ян Карпов, Минская киношкола-студия Андрея Полупанова, Константин Воробей, Ангелина Уэльская, Агния Асанович, гражданская журналистика, Наталья Козакевич, Александр Авдевич, Ассоциация дополнительного образования и просвещения Андрей Левко, Share music, проект Софит, высшее образование для инвалида, Институт инклюзивного образования, Елена Мулица, отдел специального образования
Константин Воробей рассказывает о проекте «Новый взгляд».

– Когда планировали проект, думали, люди с инвалидностью в основном будут снимать ролики о своих проблемах. Но так получилось, что чаще люди без инвалидности снимали видеоролики на тему инклюзии и безбарьерной среды, – вспоминает Константин Воробей, координатор проекта «Новый Взгляд». – Причем мы не только хотели позволить людям с инвалидностью обучаться на равных в рамках одной образовательной программы, но мы хотели, чтобы это как-то повлияло на людей без инвалидности. Планируем в дальнейшем работать с теми, кто дошел до конца проекта. К сожалению, в Беларуси нет сегодня опыта, чтобы люди с инвалидностью получили высшее образование в сфере кино.

И до данного проекта Мастерская социального кино реализовывала свои творческие инициативы без стереотипов относительно людей с инвалидностью. Например, мастерская создавала видеоролик для проекта БелАПДИиМИ с участием первой белорусской модели с ДЦП Ангелины Уэльской.

Мастерская объединяет людей посредством социальных роликов, мастер-классов, образовательных курсов. Последний из них – декабрьский интенсив «Социальный ролик за 4 дня». О том, как свобода самовыражения и нетрадиционные образовательные методики меняют сознание, рассказал директор Мастерской социального кино Андрей Полупанов:

– В Жабинке мы делали проект: в течение 6 месяцев учили детей снимать социальные ролики и документальные фильмы. Одна из групп решила, что хочет снимать сюжет про парня с нарушениями опорно-двигательного аппарата, их односельчанина, который когда-то учился в их школе. Дети столкнулись с темой, которую знали отдаленно. Им было интересно узнать, как он взаимодействовал с одноклассниками, каких успехов сейчас добился. Причем он рассказал и очень личные истории. Это был инсайт, который повлиял и на мою работу в программе «Новый взгляд».

Дебют в инклюзивном медиаобразовании принадлежит Медиамастерской «Эгалите». В конце 2014 – начале 2015 годов инклюзивные творческие группы пробовали себя в гражданской журналистике, фотографии и документальной режиссуре. О достижениях проекта напомнила его руководитель Агния Асанович:

Александра Городникова, образовательный центр имени Йоханнеса Рау, Медиамастерская «Эгалите», Мастерская социального кино, проект «Новый взгляд», Ирина Куксик, Белорусская ассоциацияи помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам, Андрей Курейчик, дизайнер Ян Карпов, Минская киношкола-студия Андрея Полупанова, Константин Воробей, Ангелина Уэльская, Агния Асанович, гражданская журналистика, Наталья Козакевич, Александр Авдевич, Ассоциация дополнительного образования и просвещения Андрей Левко, Share music, проект Софит, высшее образование для инвалида, Институт инклюзивного образования, Елена Мулица, отдел специального образования
О Мастерской «Эгалите» рассказывает Агния Асанович.

– Удалось добиться, чтобы людей с инвалидностью увидели: ребята выезжали делать сюжеты в город, во время работы подходили прохожие, интересовались – и здесь возникал другой, непривычный имидж человека с инвалидностью, человека увлеченного и уверенного в себе. Публичные пространства также начали задумываться о проблемах людей с инвалидностью: мы делали презентации в достаточно барьерных арт-пространствах, их директора помогали нам носить коляски. В СМИ были представлены другие сюжеты, не стигматизированные и без героизации, – например, материалы о Наталье Козакевич, незрячей девушке, которая не может найти работу, получив два высших образования, об Александре Авдевиче, путешественнике и блогере в инвалидной коляске, авторства студентов медиамастерской опубликовало на своей интернет-страничке Еврорадио.

Возможно, вы еще не знаете, но в Беларуси есть Ассоциация дополнительного образования и просвещения.Эта некоммерческая структура объединяет 13 организаций, которые работают в сфере дополнительного неформального образования, в том числе борются с несправедливой обособленностью регионов. Здесь ориентируются в основном на взрослых.

Александра Городникова, образовательный центр имени Йоханнеса Рау, Медиамастерская «Эгалите», Мастерская социального кино, проект «Новый взгляд», Ирина Куксик, Белорусская ассоциацияи помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам, Андрей Курейчик, дизайнер Ян Карпов, Минская киношкола-студия Андрея Полупанова, Константин Воробей, Ангелина Уэльская, Агния Асанович, гражданская журналистика, Наталья Козакевич, Александр Авдевич, Ассоциация дополнительного образования и просвещения Андрей Левко, Share music, проект Софит, высшее образование для инвалида, Институт инклюзивного образования, Елена Мулица, отдел специального образования
Директор Ассоциации дополнительного образования и просвещения Андрей Левко.

– Первый наш опыт в инклюзивном образовании дал пособие по инклюзии в неформальном образовании, которое мы подготовили совместно с Офисом по правам людей с инвалидностью, – продемонстрировал его на круглом столе исполнительный директор ассоциации Андрей Левко. – Здесь мы даем рекомендации, как для людей с различными формами ограничений разработать программу, организовать пространство, какие условия оговаривать с тренерами. Люди, которые никогда не сталкивались с людьми с инвалидностью, смогут обеспечить минимальные рамочные условия для них на своих мероприятиях. Впрочем, мы широко смотрим на безбарьерную среду, имея в виду не только людей с инвалидностью, но людей из регионов, людей «золотого возраста».

Нестандартный вариант творческого образования – международные проекты. Так, благодаря сотрудничеству БелАПДИиМИ, шведской культурной организации «Share music» с педагогическим университетом им. Максима Танка на базе университета был создан новый факультатив. И после проекта «Софит» студенты кафедр социальной педагогики и эстетического образования разрабатывают актуальные практики, методы работы с детьми с инвалидностью.

Заменить формальное – основательное, многомерное, замешанное на традициях – образование частные курсы или проекты не в силах. Собственно, не для того и формируются. Но, что важно человеку с инвалидностью, они создают прецедент инклюзии. Чтобы нашим школам и вузам было по каким рельсам догонять те изменения в обществе, которые, мы верим, к инклюзии ведут. Впрочем, и в формальном образовании многое меняется.

– Сегодня инклюзивное образование у нас только начинается. Министерство образования разработало Концепцию развития инклюзивного образования, в дополнение к этой концепции разработан план мероприятий по ее реализации. В конце октября у нас была первая Международная конференция «Инклюзивные процессы в образовании», планируется, что эта конференция станет постоянной, раз в три года. На прошлой неделе началась серия семинаров «Инклюзивное образование в дошкольном образовании», где представлен израильский опыт. Уже внесены изменения в проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об образовании», где впервые будет закреплено понятие инклюзивного образования, – рассказывает главный специалист отдела специального образования Министерства образования Елена Мулица. – Уже с 2013 года на всех педагогических специальностях в педуниверситетах преподается курс, который знакомит будущих педагогов с тем, что у нас сегодня происходит в специальном образовании. 1 сентября 2016 года открылся Институт инклюзивного образования на базе факультета специального образования Белорусского педагогического университета им. Максима Танка.

Елена Мулица рассказала также, что максимальное количество дошкольных учреждений сейчас обеспечено архитектурной безбарьерной средой, более трети школ можно назвать учреждениями с адаптивной средой. Проблемы возникают там, где здание старое. Тем более когда это целый комплекс зданий. Поэтому практически полностью оборудованы для людей с особенностями лишь Полоцкий, Полесский (Пинск) и Барановичский университеты. Что ж, приходится ограничиваться адаптацией отдельных аудиторий и пресловутыми пандусами.

Впрочем, ключ к инклюзивному обществу не в строительных нормативах или специальных знаниях, а в новом сознании и «безбарьерном» мышлении. И Александра Городникова непременно проверит, насколько система готова принять человека с инвалидностью, в частности, ее как студентку-режиссера. А я присоединяюсь к желанию Агнии Асанович, чтобы мы перестали в какой-то момент акцентировать: данный проект – для человека с инвалидностью. Но пока мы говорим о равных правах именно так.

Юлия ЛАВРЕНКОВА

Фото автора

Присоединяйтесь к нам! Telegram Instagram Facebook Vk

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.