«Главное не прибыль, а учёт потребностей каждого». Как в Бресте работает инклюзивная мастерская по производству керамической посуды
Брестская мастерская «КерамАрт» более 15 лет занимается реализацией керамической посуды ручной работы. Интересно, что на предприятии работают и параллельно проходят трудовую реабилитацию люди с инвалидностью. Как «КерамАрт» производит качественную продукцию и одновременно решает важный вопрос социализации ребят с особенностями?
С чего все начиналось?
Мастерская «КерамАрт» – это детище Василия Борисова, бизнесмена, который еще в 1990-х обратил внимание на занятость ребят с инвалидностью. Тогда предприниматель организовал велопробег, приуроченный к десятилетию Чернобыльской катастрофы, в котором приняли участие и люди с особенностями здоровья. Борисов понял, что нужно продолжать работать в этом направлении, стал проводить новые активности. Единственной загвоздкой было то, что не все люди с инвалидностью с легкостью соглашались на «авантюры»: некоторых приходилось уговаривать выйти из дома.
/
Василий до сих пор считает, что главная проблема людей с инвалидностью – внутренние барьеры. И наличие пандуса не гарантирует, что человек с инвалидностью захочет выйти из дома.
/
Так появилась идея создания мастерской, в которой трудились бы ребята с инвалидностью: в ту пору Борисов часто слышал от участников слетов и походов о невостребованности сотрудников с особенностями. Василий в конце 90-х посетил британский Уэльс и вернулся оттуда с гипсовыми формами для будущих изделий и четким пониманием, как развивать инклюзивное гончарное производство в Бресте.
Яркий путь
Мастерская «КерамАрт» была создана в 2005 году в структуре ООО «Центр молодежной инициативы» при поддержке БОМОО «Инвалид и среда». И, казалось бы, у предприятия намечались радужные перспективы, но омрачало ситуацию все то же нежелание многих людей с инвалидностью покидать дом и включаться в работу: для них это сложно, необходимо уметь мотивировать. На первом этапе работы «КерамАрту» помогало государство: с закупкой оборудования, компенсацией зарплат только устроившимся на работу сотрудникам. «Но дальше нам пришлось выплывать самим», – говорит Василий.
«КерамАрт» пошёл по «яркому» пути сувенирной продукции – первыми изделиями нового брестского социального предприятия стали магниты, статуэтки, декоративные тарелки и кружки. Работники мастерской на первых этапах буквально были распространителями: стучались во многие магазины города, предлагали продукцию для реализации. Василий Борисов также обзванивал крупные туристические места, рекламировал сувениры «КерамАрт». И это работало – товары молодой мастерской охотно брали.
После «КерамАрт» вышел на новый рынок, стал работать на экспорт. Белорусские товары, созданные людьми с инвалидностью, заказывали в Польше, Финляндии, Швеции, Германии. Коронавирусная пандемия внесла свои коррективы: в один момент сувенирная продукция перестала быть нужной, производство пришлось срочно перепрофилировать.
Тогда Василий задумался: а почему бы не заняться изготовлением посуды? Конечно, технологии изготовления магнитов и копилок отличаются от тарелок и чашек, но другого выбора не было. Сейчас посуду «КерамАрт» можно найти в «Инклюзивном бариста», семейной кондитерской «PanCake.by», крупной IT-компании. Василий Борисов рад, что явно намечается тенденция осознанного потребления: покупатели стали чаще обращать внимание не только на цену товара, но и его производителя. Продукт, созданный человеком с инвалидностью порой покупается чаще именно из-за его «истории».
/
За время существования мастерской, в ней прошли реабилитацию около 30 молодых людей, до этого являющихся безработными.
/
Коллектив и конкурентноспособный продукт
В небольшой мастерской «КерамАрт» трудится мало ребят, зато каждый связан с этим местом долгими годами работы: некоторые имеют 10-летний стаж. В начале пути Василий столкнулся с тем, что многие люди с инвалидностью не хотели работать. Пенсия, забота и опека со стороны родителей, жалость к самому себе – все это препятствовало полноценному сотрудничеству с мастерской. Бывало и такое, что они приходили в мастерскую, но были уверены, что получат зарплату только за то, что проведут в «КерамАрт» положенное время, ничего при этом не делая. Василий вспоминает: часто отговоркой служило утверждение: «Я инвалид, у меня не получается».
/
Для мастерской качество и безопасность производимой продукции – на первом месте.
• «КерамАрт» в производстве использует местную глину, прошедшую радиационный контроль; • В мастерской покрывают изделия исключительно глазурями, которые не содержат вредных веществ;
• Производители знают, что свинец в составе глазури дает более яркие и насыщенные цвета, снижает температуру обжига и, соответственно, затраты на электроэнергию. Поэтому ребята намеренно отдают предпочтение более тусклым цветам из-за соображений безопасности;
• Мастера «КерамАрта» строго выдерживают режим обжига продукции, чтобы соблюсти правильную технику создания глазури;
• В мастерской намеренно не изготавливают «экологическую» неглазурованную посуду низкого обжига, чтобы в образованных порах не поселялись бактерии.
/
Из-за такого отношения в мастерской была текучка. Но Василий нашёл выход – взял на работу выпускников Брестской вспомогательной школы для особенных детей, после чего все пошло как по маслу. Борисов нащупал правильный подход к ребятам, коллектив быстро начал формироваться.
Василий хочет, чтобы производимая «КерамАртом» продукция была конкурентноспособной, оценивалась в первую очередь по качественным показателям. У команды нет возможности работать с крупными партиями в силу ограниченной мощности производства, но ставка делается на другие сильные стороны. Среди них необычный дизайн, разнообразие форм и окрасок, лимитированность коллекций.
Безопасность с приставкой «эко»
Примечателен факт, что «КерамАрт» в последнее время стал больше акцентировать внимание на экологии и безопасности бытовых вещей, среди которых посуда – один из ключевых элементов.
Команда «КерамАрт» заинтересована в сотрудничестве по реализации продукции через сеть розничной торговли. Кроме того, мастерская открыта для предложений по изготовлению посуды ручной работы на представительские нужды. На сайте и в социальных сетях можно ознакомиться с посудой «КерамАрт», выбрав понравившиеся цвета, формы и коллекции. В апреле мастерская зарегистрировала интернет-магазин, поэтому приобрести продукцию можно в несколько кликов.
Александра Камко
Фото из архива «КерамАрт» и onliner.by
Комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.