Дебютанты и поклонники

Премьера мозаики из битой посуды, модный показ шляпок из тесьмы и акварелист, который рисует всего полгода. Выставка студии «Палитра радости» «Вальс листопада», открывшаяся 13 октября, отличилась в первую очередь количеством дебютов. Устроим день знакомств.
Минская библиотека № 5 на Козлова, 2 с трудом вместила все то, благодаря чему женские руки заботливо и изобретательно делают уютным и родным наш дом. Как отметила Анна Гадирова, в вышивке наши женщины достигли вершин. Это про Галину Вусик, Ларису Пырышеву (смело вплетающую в знакомый крестик бисер), Надежду Голайба… Драгоценными переливами манит алмазная вышивка. По сути, это мозаика крошечными стразами, синонимичная богатым мозаикам древних цивилизаций. Ею увлеклась Мария Рылкевич.

Алмазной живописи Раисы Култыгиной, именно такой вариант названия предпочитает мастерица, аплодировал весь московский ресторан: монументальный пейзаж в 77 на 55 см бабушка преподнесла внуку на свадьбу. На выставке представлена ее традиционная вышивка крестом, но сейчас алмазная перетянула на свою сторону. Несмотря на разорительность наборов для кошелька.
Многие прекрасные вещи здесь начинаются с беды, с горя. Как феникс из пепла. Так и с Раисой Култыгиной: в 33 года умерла ее дочь, не успела и родить ребенка. С тех пор мастерица вернулась к вышивке – чтобы не сойти с ума бессонными ночами. Эти вышивки – ее спокойствие и частичка ее души, призванная оберегать близких.
Вышивку крестиком представила в этот раз и Наталья Пацко, чьими бисерными пасхальными яйцами мы восхищались в феврале. В следующий раз, видимо, будем рассматривать корзинки из трикотажной пряжи – рукодельницу накрыло самое свежее творческое увлечение в столице. Пришлось научиться по-другому держать крючок и даже привыкнуть, что вытягивать петли в такой вязке нужна сила. Минчане и витебляне (в дни Славянского базара) уже оценили – Наталья Пацко в мае оформила ремесленничество. Пока, шутит, одни траты: и на визитки, и на именные бирочки на товарах. Но чувствуется в голосе гордость за себя и за свои произведения. Я присоединяюсь.

Тут же с просьбой о мастер-классе по вязанию из трикотажной пряжи обращается Лариса Тарасевич – автор обаявших своей простотой и практичностью летних шляпок из тесьмы. Действительно, только таких вещей в репертуаре мастерицы не хватает: уже есть бисер, выжигание, крючок, спицы, солома, валяние, декупаж, макраме, фриволите. И вышивала бы еще, да глаукома, что ж ты сделаешь! Как человек широкого таланта, критична: декупажем, крючком, бисером все могут заниматься, а вот живопись…
Два года назад Лариса Тарасевич пришла в Территориальный центр Первомайского района, в отделение дневного пребывания, где организовали кружок по живописи. И вдруг начала рисовать. Не принятая в профессиональных кругах гуашь в этих натюрмортах выглядит живо, объемно, аппетитно. Благодаря живописи выжила.
– Я осталась одна, – голос дрожит, но Лариса Владимировна продолжает: – Мне нужно было уединиться, отстраниться ото всех, перестала во все кружки ходить. Теперь всем советую идти в живопись. Иногда одиночество помогает, живопись для меня – такое одиночество. Удивительно, у меня была такая чернота на душе, а я все время рисовала светлые картины. Мозг работает, отвлекаешься от всех неприятностей, приходишь каждый день домой после занятий настолько воодушевленная.
Лариса Тарасевич сейчас мечтает поучиться еще у руководителя студии «Палитра радости», объединившей под своим крылом всех живописцев, Анны Гадировой. Или у Ивана и Светланы Петручиков. Кстати, от Светланы намечается акварельный мастер-класс.
Иван и Светлана стали наставниками для дебютанта выставки Любови Волосенко. Если скажу вам, что рисует она чуть более полугода, не поверите. Ну хорошо, когда-то в молодости увлекалась. Такое может только настойчивый, трудолюбивый человек с интуицией на цвет и пространство. Живут в одном доме, поэтому Любовь Михайловна чуть ли не каждый день поднимается на этаж с папкой новых работ – посмотрите, оцените, разберите. Картины этой выставки написаны самой обычной детской акварелью, передать столько лирики и тепла непрофессиональными материалами невероятно сложно.

– Мне еще многому надо учиться. Например, еще плавные линии у меня делать не получается. Все-таки возраст уже не тот, и движения рук, глаза не те. Иван и Светлана – учителя требовательные. Они все время просят прощения, боятся, что слишком строги. Нет, не за что: я знаю, что должна научиться хорошо рисовать.
– И там, и там уже есть свой творческий почерк, – не могла я не попросить комментария у Анны Гадировой. – Какие-то технические моменты, над которыми еще надо работать, конечно, видны. Но начали довольно мощно, у этих авторов есть хорошие перспективы. У человека в годах уже свой жизненный опыт, свои эстетические идеалы. Здесь на первое место выступает не изобразительная, а выразительная сторона произведения – человек пишет душой. Каждый найдет какие-то ходы и приемы, которые помогут именно ему достичь вершин. Здесь один путь развития – больше ходить на выставки, смотреть, работать.
Родственность живописи есть и в мозаике. В нашем случае – в мозаике из битой посуды. Вот уж о чем впервые услышала! Тамара Манцивода пробует разные плоскости – от тарелок до сковороды, подбирает осколок к осколку, чтобы мы рассмотрели замечательную синюю рыбу или цветы. Ее творческая история началась с Гауди. В жизни тяжело приходилось, за границу особо не ездили, а когда сын вырос, предложил показать маме любую страну, которую она выберет. Выбрала Испанию, Барселону. А потом ее отблески рассмотрела в обычных осколках фарфора.

Если Тамаре Манцивода все друзья, приходя в гости, несут битую посуду, то к Галине Бурак не приходят без газет: для ваз, шкатулок, корзин, хлебниц, подносов из бумажной лозы. Всего за два года Галина Бурак оформила, наверно, не один интерьер. А началось все с того же горя: умер муж. Сначала вырывалась из пустоты на компьютерные курсы, потом нашла в интернете мастерица себе творческое утешение.
– А теперь я уже остановиться не могу. У меня такой плетенный кот черный дома: голова снимается – там трубочки бумажные храню. Себе пень трухлявый сделала, как настоящий – туда я цветы ставлю. И главное, не верят, что все это из газеты. Но с удовольствием покупают за копеечки – спасибо сарафанному радио. Я еще и крашу свои материалы зеленкой, луком, чаем – всем натуральным.
Повторить природу, но в бисере научилась Наталья Зерницкая. Ее почерк – не просто сплести из лески, различных бусин и пайеток березку, например, а создать и у корней ее целую композицию.
– Я стала заниматься этим, когда заболела онкологией. Вот уже 4 года увлечению. Мне надо было руку левую разрабатывать. Первые работы, на которые сейчас уходит часа три, дня два делала. Ни в компьютере не искала секретов, нигде – сама придумывала. Сын мне сделал специальное устройство из пенопласта, авторучки да крышечки из-под кофе, благодаря которому я легко кручу бисер на проволоку.
И разработала Наталья Зерницкая руку так, что теперь никто не догадается о перенесенной сложной операции. Такие априори популярные сувениры, как домовички, украшенные миниатюрные лаптики – тоже ее рук дело. А Наталья еще и работает: раньше была в военном госпитале завскладом, а сегодня в больнице кормит больных.

Наверно, такого богатого творческого урожая в Минской городской организации Белорусского общества инвалидов еще не было. Шпажки, бархат, бумажную лозу в шкатулки превращает Нина Рачок. Бисерными букетами радует Светлана Козлова. Нежнейших кукол-тильд шьет Людмила Гуринович. Нет того самодельного ткацкого станка и того дома, где соткала вместе с мамой покрывала София Акимова, но, как давеча по большим праздникам, сейчас они застелены для декоративно-прикладной экспозиции. Евгении Крук напоминают о больнице, где она проводила многие месяцы после травмы, ее сумочки и панно макраме, но именно там ее и научили этому творчеству, редкому среди членов «Палитры радости». А Валентину Некрасову и ее пирографию и шитых куколок да прихватки вы хорошо знаете.
Все эти женщины не сидят на скамеечках у подъездов, а если вдруг сидят, то обсуждают не поп-звезд, а рукодельные секреты, они спешат с работы засесть за бисер, спешат вставить в раму очередную картину, распаковать новый вышивальный набор. Последнее цветение природы делится с ними своим вдохновением, чтобы зрителям потом открылась одна очень простая мудрость: руки отвечают на переживание сердца самыми теплыми работами.
Юлия ЛАВРЕНКОВА
Фото автора
Комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.