Чудеса из батлеечного короба
Удивительно, сколько интересных и творческих театральных коллективов живет в Беларуси! Многие из них показали себя на IV Международном Рождественском фестивале батлеечных и кукольных театров «Нябёсы». Свои спектакли привезли кукольники из России, Литвы, Эстонии, Великобритании, Германии и Украины. Сосредоточение красочных представлений, радость от встречи с зарубежными гостями, мастер-классы по созданию кукол крепко связывали участников и зрителей в образовательном центре Свято-Елисаветинского монастыря с 11 по 14 января.
– В этом году мы расширили международную программу. На фестиваль приехало много новых коллективов. В основном они привезли традиционные батлеечные спектакли, – делает обзор художественный руководитель фестиваля Александр Жданович. – Среди них и кукольные постановки с элементами теневого, марионеточного театров. Всего зрители увидели 19 представлений.
Кстати, заявок в нынешнем году поступило в разы больше, чем возможно было принять. Выбор – дело непростое. Отдавали предпочтение тем спектаклям, которые подходят духу фестиваля, девиз которого – «З лялькай да Бога». Важно воспитывать поколения в духе христианских ценностей. С этого года фестиваль включен в Программу сотрудничества Министерства культуры и Белорусской православной церкви на 2018-2021 годы.
Конкурсная программа открылась батлеечным действом «Дары» народного кукольного театра «Батлейка» из Мирского государственного художественного профессионально-технического колледжа. Этот коллектив занимается реконструкцией аутентичных представлений XVIII-XX веков и уже неоднократно выступал на фестивале.

Постоянный участник фестиваля столичный театр кукол, теней и света «Дом солнца» показал спектакль «Морской подарок», зато для батлейки при миссионерском отделе Новогрудской епархии участие было дебютным. Они привезли удивительный спектакль о жизни преподобной Евфросинии.
– Спектакли оценивает профессиональное жюри – актеры, театральные критики, научные деятели и искусствоведы. Внимание – актерскому исполнению, музыкальному и художественному оформлению, изобразительному решению спектаклей, – рассказывает директор конкурсной программы по Беларуси Светлана Семенюк. – На сердце легче становится, потому что батлейка в Беларуси возрождается, и это не может не радовать.

Впервые представления будут идти не только на русском и белорусском языках, но и на украинском и немецком. Например, королевский дворцовый театр «Lumumba» из Мюнхена показал на русском и немецком языках сказку «Король-лягушонок». На двух языках «Варьете с маленьким Генри» от берлинского театра «Thomas Herfort Marionette». Необычные спектакли подготовили кукольники из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева…
– Мы привезли «Чердачные истории» о том, как дети играли лет 20 назад и как самые обычные предметы могут превратиться в лук, стрелы, машинки, игрушки. Современные дети с головой ушли в гаджеты, и мы хотим показать, что мир развлечений ими не ограничивается, – говорит художественный руководитель московского театра «Арт-чердак «Мамин театр» Дарья Витан. Именно постановка этого театра получила специальный приз памяти Людмилы Жданович (супруга Александра Ждановича, – прим. авт.) и диплом «За самый озорной и веселый спектакль».
Множество мастер-классов по изготовлению кукол, рисованию, соломоплетению радовали гостей фестиваля.
О батлеечной кукле на одном из мастер-классов рассказывает руководитель «Домашней батлейки семьи Поповых» Елена Попова:
– Кукла не должна быть миниатюрно-красивой, такая нужна исключительно для камерных, домашних представлений. А кукла батлеечная – это в первую очередь сценическая игрушка. Поэтому самое важное в ней – выразительные элементы лица, чтобы лялька не потерялась в коробе. Из секретов, которые порой неведомы зрителю, но прекрасно известны всем мастерам, – обязательно длинная шея. Она нужна для того, чтобы закрепить волосы, воротник и прочие детали. Часто спрашивают, почему у наших кукол есть только верхняя половина тела, а ноги отсутствуют. Это могилевская традиция. И сделана кукла так исключительно для большей подвижности. Из материалов, которые идут на одежду, никогда не беру натуральную шерсть, которую очень любит моль, и натуральный шелк: он быстро осыпается. Поэтому, если не хотите латать игрушку всю неделю до Рождества, используйте хлопок, вискозу и синтетические ткани.
По-настоящему поразило театральное действо Львовского театра эстрадных миниатюр «І люди, і ляльки», получившего Гран-при фестиваля. Необычность постановки в том, что в ней нет устного текста. Все строится на музыкальной драматургии. История Рождества Христова рассказывается через колядки, которые старательно и скрупулезно собирала актриса театра Людмила Зборовская в разных регионах Украины.

Насладиться аутентичными произведениями, насмотреться талантливых действ, которые развернулись в батлеечном ящике из Львова, смогли не только гости фестиваля, но и воспитанники одного из детских домов Минска. Традиционная часть программы фестиваля, благотворительная акция «Свет души – добродетель» охватила 16 социальных учреждений столицы. Диплом «За активное участие в благотворительной акции «Свет души – добродетель» присудили минскому театру кукол, теней и света «Дом солнца» (художественный руководитель Галина Савельева).
Все участники фестиваля отмечены специальными подарками и дипломами, полны самыми добрыми чувствами и эмоциями!
Анна ЯКИМОВИЧ
Фото Свято-Елисаветинского монастыря
Комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.