Бабочки на стенах цехов

Поддержи

Александр Седач

Не так давно готовила материал о предприятии «Цветлит», что в Гродно. После интервью с директором меня пригласили на экскурсию по заводским цехам. Как человека неискушенного в промышленном производстве, удивили и восхитили не столько современные станки или высококачественная продукция, выпускаемая на предприятии, сколько… яркие рисунки-росписи на стенах цехов, на которых сразу же останавливается взгляд.

Цветы, бабочки, птицы, пчёлы – как живые. Неожиданно, но так уместно! Ведь давно доказано, что именно картины природы лучше всего способствуют хорошему настроению и отдыху глаз. А человек, который всю эту красоту изобразил на заводских стенах, работает здесь же, на предприятии «Цветлит».

Зовут его Александр СЕДАЧ, он слесарь и художник. А еще он – человек неравнодушный. Казалось бы, простое определение, но в наше время редко уже встречаются такие люди. Скромность и тактичность у Александра прекрасно сочетаются с высокой духовностью и искренностью в суждениях, а в целом составляют то, что зовется уже подзабытым словом «интеллигентность».

Александр потерял слух еще в восьмилетнем возрасте. Перенес сильный ожог, и уже, по его словам, «стоял одной ногой на том свете». Спасибо врачам, вытащили, но вот лечили в те годы сильными антибиотиками, из-за которых многим пришлось распрощаться со слухом. Не стал исключением и Александр.

Так он попал в Кобринскую школу-интернат для детей с нарушениями слуха. Годы учебы вспоминает с теплотой и любовью: сильные педагоги стремились развить в детях стремление к литературе и живописи. Частыми были экскурсии в Ленинград, Москву, Минск, где в обязательную программу входило посещение художественных выставок и галерей.

А интерес к рисованию у Александра был с детства: «Я был маленьким, но очень хорошо помню, как отец принес домой рисунки птиц и они произвели на меня огромное впечатление. Тогда я взял в руки карандаш и просил отца научить меня. Мои родные не умели рисовать, учили меня как могли. Позже уроки рисования стали самыми любимыми.

В старших классах занимался и более серьезной работой – оформлял небольшой краеведческий музей в нашей школе. Когда оканчивал школу, очень хотел поступить учиться на художника в Ленинград. Сначала подал документы на реставратора, но меня не взяли, так как были проблемы со слухом. И тут попался под руку журнал, где писали, что в Павловске есть политехникум ЛВЦ (Ленинградский восстановительный центр Всесоюзного общества глухих). Туда набирали группу художников-оформителей. Готовили тогда там юристов, переводчиков, работников культмассового сектора, электромонтажников, но художники – это был «костяк». Я послал им свои работы на конкурс и поступил. В наше время в ЛВЦ были очень хорошие преподаватели, старой закалки. Уровень был очень высокий».

В ЛВЦ Александр проучился пять лет, защитил диплом и по распределению приехал в Гродно – очень хотелось на родину. И вот уже двадцать шесть лет трудится на заводе «Цветлит». Сейчас он слесарь по сборке металлоконструкций, раньше работал мастером.

Как же началось чудесное преобразование обычных заводских помещений? Александр вспоминает: «Раньше, в советское время, все было тесно связано с идеологией. Повсюду висела наглядная агитация. О том, чтобы разукрасить стены цехов, никто не думал. Но пришли другие времена. Идею подсказал нынешний директор, Сергей Владимирович Ефременко. Он стремится не только облагородить территорию завода, но и навести красоту внутри, и я, как художник, его поддерживаю. Когда я только пришел, цех возглавлял Иван Павлович Станкевич. Станки тогда были темные, мы их начали осветлять, перекрашивать. Как привели станки в порядок, начали думать, что делать со стенами, не хватало цветовых пятен. Директор мне и сказал: «Поскольку ты художник, подумай, что можешь сделать». Он ничего не навязывал, дал свободу творчества. В итоге мы остановились на нейтральных картинах уголков природы, чтобы не раздражали глаз».

Художник очень мечтает построить свою мастерскую в родительском доме в деревне. Он любит делать что-нибудь своими руками, сейчас мастерит свой мольберт.

Больше всего Александр увлечен искусством Востока – Китая, Японии. Этому есть свои житейские причины: восточная живопись пишется быстро, красками на водной основе: гуашью, акварелью. Раньше он писал и маслом, но масло – специфическая краска, к ней нужен и лак, и растворитель. Из-за сильного запаха домочадцы жалуются. А пишет художник «все, что люди просят – в том числе, и иконы для церквей и костелов. У меня тяга к пейзажной живописи, но не только. Я – всеядный!»

Любовь к искусству и талант передались в его семье по наследству: «Внук у меня еще маленький, год и семь месяцев. Все время пытается дотянуться, посмотреть мои альбомы, книги, но я пока не даю. Пытается что-то рисовать. Рисует где угодно, только дай. У детей моих тоже есть задатки. Ходили в художественную школу».

Александр очень озабочен проблемой воспитания эстетического вкуса у людей с проблемами слуха: «Сегодня медленно идет процесс приобщения к культуре. Мало выставок. А глухим надо в этом помогать, уже начиная со школы. Это развивает, делает человека духовным. Здесь, на заводе, тоже организуются экскурсии. В Петербург недавно ездили. Все были поражены – красивейший город. Я ездил с сыном, водил его в галереи. Потом сравнил с Минском, и понял, что у нас художники сильнее. Работы интересней. Там много авангарда, это не то. У нас же сохранилась академическая школа многочасового рисунка. Реализм есть и будет. Это основа. Если она исчезнет, можно ставить крест на искусстве».

Александр мечтает съездить на экскурсию в Академию искусств Беларуси. Свозить ребят, которые этим интересуются. Он вспоминает: «Когда я попал в ЛВЦ, у меня не было обширных навыков рисунка. Просто я много работал. То, что я там увидел, было для меня вершиной. А потом, когда побывал в Русском музее, Эрмитаже, стал понимать, где уровень, то, к чему нужно стремиться».

И всем, кто так же, как и он, тянется душою к искусству, художник, слесарь, интеллигент Александр Седач дает бесценный совет: «Не теряйте время! Старайтесь как можно больше увидеть, почерпнуть. Все это вам пригодится».

Ольга Гриценко

Фото автора

 

 

Присоединяйтесь к нам! Telegram Instagram Facebook Vk

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.